Вам будет интересно
Наши новости

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

12 сентября в 15:58 239 просмотров
, по словам создателей, квест, основанный на бессмертных произведениях Николая Васильевича Гоголя с ним же под ручку." data-title="Рецензия на фильм «Гоголь. Начало» — Пенза-пресс, рунет за день">
Кинокритика от Татьяны Котиной
Вторую неделю кинотеатры предлагают забывчивому зрителю вспомнить школьные уроки литературы и пройти увлекательный, по словам создателей, квест, основанный на бессмертных произведениях Николая Васильевича Гоголя с ним же под ручку.
Приятно думать, что успех картины, которая за свой первый уикенд показала лучший старт года среди отечественных фильмов сезона, основан на интересе зрителей к фигуре писателя и его произведениям, но вероятнее другое — своей коммерческой удачливостью «Гоголь. Начало» обязан масштабной рекламной компании. Всем остальным он обязан каналу «ТВ-3» со всеми вытекающими.

На самом деле «Гоголь. Начало» — никакое не кино вовсе. Это сериал. Первый в истории российского кинопроката, старт которого прошел на больших экранах. В планах создателей — показать все серии, объединяя их по две штуки, на большом экране, а финал оставить уже телезрителям. Хотя, положа руку на сердце, в успешность этой затеи все-таки не верится, потому что тот, кто видел «Гоголь. Начало», скорее всего, его конец наблюдать не захочет.



​На первый план в этой ленте выходит подражание — зрителю показывают не аутентичную и самобытную, фольклорно-насыщенную историю, а полную подражаний и кривых отражений голливудских блокбастеров солянку, мало похожую на творчество Николая Гоголя. Герои этого сериала барахтаются в декорациях «Сонной лощины» Бертона и «Ван Хельсинга» Соммерса, со скрипом пытаются подстроиться под темп «Шерлока», с трагическими выражениями фейсов выписывают пируэты трагедий а-ля «Багровый пик», а потом мастеровито пугаются и пугают зрителей примерно как в «Астрале», если бы его сняли любители где-нибудь в российской глубинке.

И всё это многожанровое великолепие возникает на совсем безжизненной почве — даже отголосков гоголевских интонаций — саркастических, пугающих, смешных, народных, а, зачастую, откровенно стебных — здесь не проносится. Скорее, наоборот — живую писательскую усмешку создатели закатывают в бетон низкого пошива драмы, а весь юмор сводят до уровня непримечательных гэгов.

При этом посмеяться на сеансе все-таки есть над чем: ну, к примеру, над отвязным гримом уровня первого курса театрального училища, Павлом Деревянко в роли Пушкина или над лицами утопленниц с пухлыми от ботокса губами.

Чем пестрит «Гоголь. Начало», так это ляпами и откровенно некачественной и непрофессиональной детализацией. Начиная от костюмов, не соответствующих эпохе и поведения жителей Диканьки, которые выглядят и говорят как современные жители мегаполиса на дешевом маскараде, и заканчивая дышащими трупами.

В жанре «исторического хулиганства» вообще-то могут смотреться вещи и похлеще, но для этого необходим крепко сбитый красивый сюжет с яркими героями, а не телевизионный опыт пародийного свойства.

Ок, в телевизоре правила несколько иные: бюджета на мощные спецэффекты и продуманную детализацию не хватает, зато можно выехать на отличных актерских работах. С «Гоголем» этого тоже не случилось, так как главный герой в исполнении Александра Петрова, старательно размазывая мнимые и реальные страдания своего персонажа по экрану, так ни разу по-настоящему его и не нащупывает.

Весь остальной актёрский сброд выглядит еще хуже, единственный луч света — Олег Меньшиков в роли талантливого следователя Гуро. Но и тот со своими густо-подведенными, как у Киркорова в лучшие времена, глазами очаровывает, скорее, своей природной актерской притягательностью, нежели образом.

С сюжетом в «Гоголе» тоже большие проблемы. Хотя, скорее, именно сюжет — главная и самая большая проблема фильма. Его собрали из гоголевских произведений по кусочкам, словно Франкенштейна, и ведет он себя соответствующее: пугливо мечется в разные стороны, не понимая, что от него требуют, и периодически изрыгает что-то вроде саспенса и злодеев вида Доктора Осьминога.

Все это крутится вокруг дрожащего Николая Васильевича, который то падает в обмороки, то прячется от нечистой силы за деревом, а еще мечтает о местной королеве красоты из прекрасного мрачного замка. Она, конечно же, знакома с его первой поэмой, обладает тонкой душевной организацией и страшной тайной, а также, увы, кольцом на безымянном пальце. И эта линия любовной тоски в сериале еще хуже пародийной несостоятельности той части, где надо бороться с нежитью. Кстати, разбавляет это великолепие дешевая эротика — плохо прикрытая попытка хоть как-то удержать зрителей у экрана.

Чтобы представить себе «Гоголь. Начало» не надо далеко ходить. Можно просто включить телеканал «ТВ-3» и несколько минут насладиться любым сериалом местного производства. Главного героя при этом можно представлять в образе Гоголя. Смешно? Ничуть. Люди за это деньги платят, в кинотеатры ходят. Имейте уважение, в конце концов, к отечественному телепроизводству!

Внимание, в кинотеатрах идет фильм «Гоголь. Начало» двух видов — с возрастными ограничениями 12+ и 16+. Так что обращайте на это внимание при выборе сеанса и покупки билетов!


Социальные комментарии Cackle

Новости Mediametrics