Вам будет интересно
Наши новости

Онлайн-брифинг с главой Роскачества Максимом Протасовым

15 марта в 10:12 1808 просмотров

15 марта состоится подписание соглашения о взаимодействии Российской системы качества с правительством Пензенской области. Сотрудничество предполагает мониторинг качества местных товаров.

О том, как это взаимодействие поможет малому и среднему бизнесу, потребителям, каким требованиям должен отвечать продукт и кто может претендовать на Знак качества, на брифинге в ИА «Пенза-Пресс» рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов.

Брифинг начался 15 марта в 12.50. Вопросы можно было присылать на электронную почту редакции (penzapress@yandex.ru) до и во время брифинга, а также оставлять в комментариях ниже.

Галина Попова, редактор ИА «Пенза-Пресс»: Сегодня планируется подписать соглашение о взаимодействии Роскачества с правительством Пензенской области. Почему возникла необходимость заключения этого договора?

Максим Протасов: Роскачество создано правительством два с половиной года назад. Территориальных управлений у нас нет, но для нас принципиально важно с первого дня нашей работы включать в нашу деятельность все субъекты федерации. В зависимости от того, насколько активную позицию занимает регион, насколько заинтересован в том, чтобы повышать качество продуктов, продвигать собственные товары и повышать потребительскую грамотность граждан, настолько активно и быстро мы заключаем соглашение. Пензенская область давно заявляла о желании подписать соглашение. Мы старались согласовать дорожную карту. И в этом смысле очень приятно, что губернатор инициировал мой визит и подписание соглашения.

От этого выиграют, в первую очередь, потребители. Регион после подписания соглашения получит возможность предлагать к исследованию те категории, в которых видит какие-то проблемы. Если есть проблемы с качеством молочной продукции, алкоголя, товаров народного потребления и так далее, эти категории могут включаться в наши исследования. Вы знаете, что Роскачество — как шагающий экскаватор: мы исследуем 52 категории в год, каждую неделю выходя на исследование одной из них, разбираем ее на молекулы, рассказываем правду о товаре, о том, как его правильно выбирать. Говорим о том, какие марки обманывают потребителя, кто является молодцом, кто не идет на компромиссы в вопросах качества.

Также регион имеет возможность предлагать нам свои лучшие товары, которыми действительно гордится, для исследований. Сейчас мы берем статистику продаж по стране, стараемся проверить не менее 70% самых популярных марок. Главная задача — чтобы любой россиянин, зайдя на портал Роскачества, мог узнать о своем любимом товаре информацию, почитать о нем и принять потребительское решение. Многие региональные марки не могут в такие исследования попасть, так как существуют только на рынке своего субъекта. Пензенская область теперь получит такую возможность: предложить те товары, которые мы могли бы не заметить на федеральном уровне, к исследованию. Если товар будет соответствовать заявленным свойствам и даже повышенным стандартам качества, нам будет особенно приятно вручить ему государственный знак качества. И здесь начнется еще один вид нашей деятельности, позитивный: мы будем продвигать лучшие отечественные товары на российском и международном рынках. И они начнут появляться в федеральных розничных сетях, выходят на экспорт.

Галина Попова: О результатах исследования можно будет узнать только на вашем сайте или они будут как-то отражены и на упаковке?

Максим Протасов: О результатах всех наших исследований еженедельно граждане узнают на портале Роскачества, его посещают сейчас более миллиона человек в месяц. И я вижу, насколько он влияет на потребительское поведение россиян. Тот эффект мягкой силы, который в других странах существует в аналогичных Роскачеству организациях, в России тоже появился. Что касается товаров — носителей государственного знака качества — конечно, мы об этом сообщаем не только на портале. Когда продукт получает такой знак, если действительно мы выявляем, что он соответствует опережающим стандартам качества, точно лучше своих аналогов на полке и произведен в России, он размещает его на упаковке, и мы начинаем активно продвигать его через все возможные каналы продаж.

Третий пункт, который существует в дорожной карте нашего соглашения с регионами, как раз посвящен тому, что мы начинаем активную кампанию по отдельному маркированию лучших российских товаров. Нам важно, чтобы они получали заслуженное рыночное преимущество. Есть отличный пример — в Финляндии продажи товара, получившего их национальный знак качества, так называемый «Белый лебедь», вырастают более чем на 40% а течение ближайшего квартала. Мы уверены, что благодаря лояльности, которую наш госзнак качества заслужит у граждан, те производители, кто не пошел на компромиссы в вопросах качества, будут получать такой же ветер в спину, такой же прирост продаж.

Иван: Не очень понимаю, что за орган такой — Роскачество. Чем вы занимаетесь? Разве не Роспотребнадзор продукты проверяет?

Максим Протасов: Наши коллеги занимаются вопросами безопасности, а мы — вопросами качества. Главная наша задача — подробный рассказ не только о том, умирают ли от этого продукта, а об упаковке, качестве сырья, факторах, которые сейчас востребованы в обществе. Ни в одном требовании не прописаны детальные свойства продукта, которые прописаны в стандартах Роскачества. Наш товарный рынок дозрел до того момента, когда от количества надо переходить к вопросам качества. Современные потребители — умные, просвещенные, они покупают конкретный товар не потому, что недавно пережили период дефицита, а основываясь на качестве.

Лариса: Скажите, пожалуйста, качество каких товаров мониторит ваше ведомство? Я имею в виду, только продукты питания или список шире?

Надежда: Слышала о подделках меда, Роскачество как-то проверяет этот продукт? Где можно посмотреть результаты? Это добровольно или это обязательно для производителей?

Анна: Исследование качества лекарств входит в вашу компетенцию?

Максим Протасов: Категории есть у нас на портале, 52 в год мы исследуем. Каждую неделю мы выходим на закупку новой товарной категории, приобретая, например, все виды масла в стране, или сыра, или школьной формы. Каждую неделю запускается новое исследование. Потребители могут эффективно влиять на то, какую категорию мы будем исследовать в следующем году или через год. Уже сейчас более половины категорий мы формируем именно на основании предложений, поступающих на наш портал.

Если говорить об упомянутых вами двух категориях, то лекарства мы пока не исследовали, может быть, в будущем будем заниматься этой работой, если поймем, что действительно существует запрос от граждан. Если говорить о меде, то с ним ситуация интересная. Вы знаете, что за последние 10 лет вдевять раз вырос объем экспорта отечественного меда, Россия — в пятерке крупнейших медопроизводителей. Тем не менее, не так давно Китай закрыл ввоз российского меда по причине нахождения в нем антибиотиков. Это неприятная ситуация, мы провели достаточно серьезное исследование медовой категории, исследовали мед практически всех брендов и торговых марок, присутствующих на нашем рынке. Очень много сделали выводов, которые уже сейчас шаг за шагом улучшают рынок.

Приятно сказать, что мед производителей из Пензенской области стал одним из лучших в стране, он полностью по всем характеристикам имеет право на получение государственного знака качества.

В ходе исследования мы действительно выявили проблемы, связанные с наличием антибиотиков в меде, мы знаем, что пчел лечат, но лечить ее надо по ветеринарной программе таким образом, чтобы следы не оставались в готовом продукте. В меде, к сожалению, мы выявили такие проблемы и сейчас активно с Минсельхозом России работаем по данному направлению. Уверен, что мы их решим.

Еще мы выявили у некоторых производителей вместо меда глюкозно-фруктовый сироп. Это были сахара, которые заявлялись как мед. Эта пробелма существует и в европейских странах. По последней статистике, 23% меда в Евросоюзе медом не являлось. У нас цифра меньше, и я считаю, что мы с ней тоже сумеет справиться.

И третье — подмена видов меда. Под красивыми названиями продавались более дешевые меда — подсолнечниковые и так далее. Мы об этом гражданам рассказали, и статистика розничных сетей показывает, что продажи продукции тех марок, которые врали потребителям, серьезно упали. Большинство производителей такие товары из своей матрицы вывело. Этот положительный факт говорит о том, что мы можем вместе с потребителями работать, как инструмент мягкой силы. Человека не заставишь купить тот товар, в который он не верит.

Анна: Если я хочу, чтобы ваши специалисты оценили определенный товар, что мне надо сделать для этого? Исследования у вас бесплатные?

Гость: У Роскачества есть отделение, филиал в Пензе? Как туда можно обратиться?

Максим Протасов: Конечно, можно обратиться. Потребитель может инициировать и исследование какой-то категории, и конкретного товара. Очень много заявок поступает на портал. Можно подать ее либо через сайт, либо через мобильное приложение Роскачества, которое достаточно популярно у граждан многих регионов и работает в розничных точках. При наведении на штрихкод товара через приложение вы можете получить информацию о том, исследован ли он, каковы результаты исследования. И если он не исследован, а вы заинтересованы в том, чтобы он был проверен, можно предложить его к проверке.

Исследования проводятся бесплатно. Роскачество — структура, существующая на единственный вид финансирования, а именно — из бюджета РФ.

Тимур: А у вас все объективно? Не может быть такого, что кому-то знак присвоят «по блату»? По какому принципу вы товар отбираете?

Максим Протасов: Я здесь могу сказать две вещи. Первое — правительством Германии создана организация, аналогичная Роскачеству, в 1964 году. По рейтингу доверия к ней они ежегодно побеждают все остальные госорганы. Мы хотим так же.

Второе — что мы делаем для того, чтобы наши исследования были абсолютно объективны и мы действительно говорили потребителю ту правду, для которой нас правительство создало? Долго рассказывать о внутренних контролирующих механизмах я не буду, скажу только, что у нас есть открытость потребителям. У нас существуют группы во всех соцсетях, наш портал стал очень посещаемым СМИ, по сути. И мы очень открыты к нашим гражданам. Мы должны сделать все для того, чтобы наши исследования были объективны, это понимает руководство страны, иначе ресурсы налогоплательщиков, которые были инвестированы в создание Роскачества, будут потрачены впустую. Роскачеству должны верить, мы для этого делаем все.

Константин: Если есть серьезные сомнения насчет того, что описание продукта на упаковке соответствует содержимому, то как это проверить, куда обратиться? Если удастся доказать это, то чем это чревато для производителя? Сколько дней ждать результатов?

Максим Протасов: Если товар включен в список наших исследований, утверждена товарная категория, то само исследование от момента закупки до получения и расшифровки протоколов занимает порядка 60 дней. Но для этого товарная категория сначала должна войти в список тех категорий, которые мы испытываем. На этот год на каждую неделю уже список категорий утвержден. И сам товар должен попасть в наш лист закупок. Это процедура не быстрая, но вы сами видите — мы стараемся исследовать те группы товаров, которые интересны потребителям. Мы исследуем товары не только продовольственных категорий, но и легкой промышленности, и электронику. Одно из самых популярных исследований Роскачества, как ни странно для нас, — это мобильные телефоны. Мы провели совместно с коллегами из аналогичных институтов в других странах мира уникальное исследование, которое до этого не делал никто — с точки зрения контроля прочности экрана, качества звука, связи.

Если товар окажется некачественным, механизм очень простой. Он существует во многих странах мира. Мы об этом обязательно рассказываем потребителям, и товар с рынка уходит даже без применения каких-то рестрикций или штрафных санкций по отношению к производителю. Он теряет бизнес. Если товар небезопасен, мы, конечно, сообщаем об этом коллегам из контрольно-надзорных органов, и они достаточно быстро применяют те меры реагирования, которые входят в их сферу компетенций. Мы — мягкая и в то же время очень важная сила. Совместно с потребителями мы можем улучшить товарный рынок, сделать его более качественным. Этим мы и занимаемся уже два с половиной года.

Фотография: фото предоставлено пресс-службой Роскачества

Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle