Исак Фрумин: кто и почему платит за дополнительное образование

17.04.2018

Дополнительное образование в России оплачивается, в основном, за счет предприятий: и сами работники, и государство остаются в финансовых вопросах на вторых ролях. Такой вывод можно сделать из исследования, опубликованного экспертами Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Согласно представленным данным, в 2016 году доля программ профобразования, профинансированных государством, составила всего 15%. Население вложило в образовательные программы 141 млрд рублей, а более 400 млрд составили средства предприятий и организаций.

«Пока сохраняется такое соотношение вкладов, понятно, что финансовые возможности разных предприятий, разных отраслей будут напрямую влиять на то, как обстоит дело с профессиональным образованием в этих отраслях, – поясняет Исак Давидович Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. – Например, предприятия, добывающие полезные ископаемые, у нас самые богатые. Не удивительно, что эта отрасль оказывается самой «массовой» по участию работников в образовательных программах – в них вовлечен каждый третий». Впрочем, как отмечают авторы исследования, это объясняется еще и высокотехнологичным характером отрасли. Традиционно большую роль в ней играют вопросы техники безопасности, которые тоже требуют постоянного участия работников в обучающих программах.

В обрабатывающей промышленности, энергетике, сфере транспорта и связи допобразование в исследуемый период получал каждый четвертый работник. Аутсайдерами исследования по доле работников, продолжающих то или иное обучение, оказались такие отрасли, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбоводство. Эксперты объясняют это и объективными факторами, например, спецификой, требующей менее квалифицированный труд, однако косвенно это свидетельствует и о скромных финансовых возможностях предприятий, работающих в этой сфере.

Практически все отрасли показывают положительную динамику в контексте допобразования – с каждым годом число тех, кто учится чему-либо, растет, однако эксперты Института образования ВШЭ обнаружили отрасли, которые демонстрируют стагнацию, а то и падение. Например, с 2010 года падают показатели профобразования в финансовой деятельности. Нулевую динамику показывает несколько лет сфера гостиничного бизнеса. Что касается качества профобразования, то в рамках исследования оценивались лишь отдельные показатели (например, полнота, объемы программ), но можно сделать вывод, что производственные отрасли обеспечили своим сотрудникам наиболее сильное обучение. Аутсайдером в вопросах качества является обучение обслуживающего персонала в медицине и образовании, отмечено в статье – эта проблема даже названа «источником потенциальных угроз».

«Неравенство в сфере профобразования существует и принимает разные формы. Например, и в «отраслевом», и в «возрастном» срезах мы обнаружили, что самой активной категорией персонала, вовлеченной в дополнительное обучение, являются руководители. Понятно, что от них требуются особые компетенции – и в рамках отрасли, и управленческие, – но необходимо сказать и о том, что топ-менеджмент всегда находит финансирование для того, чтобы повышать собственный уровень знаний и умений. Соответственно, когда речь идет о других категориях работников, здесь уже начинаются нюансы», – отмечает руководитель исследования – главный эксперт Центра исследования среднего профессионального образования Института образования ВШЭ Илья Коршунов.

Ежегодно дополнительное образование охватывает около 6 миллионов жителей России – это примерно пятая часть всех занятых. 44% из них получают дополнительное обучение, то есть «обновляют» свое базовое высшее или среднее профессиональное образование. Еще около 30% проходит профессиональное обучение, то есть, по сути, осваивает что-то новое, не связанное с уже имеющимся образованием. 24% осваивают краткосрочные образовательные программы.

Эти и другие актуальные, острые, порою - скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются экспертами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Анонсы предстоящих семинаров – на сайте Института образования ВШЭ. Видео прошедших семинаров всегда можно посмотреть на официальном канале Института на видео-хостинге YouTube.

Все партнерские новости

На правах рекламы