Рецензия на спектакль «Хорошая»

21 ноября 2018 2172 просмотра
«Хорошая» (18+) по пьесе московских драматургов Елены Исаевой и Ольги Михайловой в постановке студента ГИТИСа Никиты Кузина. История женщины, метущейся между любовью и долгом, и, вроде бы, под конец нашедшей себя и покой." data-title="Рецензия на спектакль «Хорошая» — Пенза-пресс, рунет за день">
Театральная критика от Дарьи Корнеевой
На Малой сцене Пензенского областного драматического театра состоялась премьера спектакля «Хорошая» (18+) по пьесе московских драматургов Елены Исаевой и Ольги Михайловой в постановке студента ГИТИСа Никиты Кузина. История женщины, метущейся между любовью и долгом, и, вроде бы, под конец нашедшей себя и покой.
Скажу честно, фразу «вроде бы» я написала сознательно, поскольку понять концовку, лейтмотив и идею пьесы мне так и не удалось. Неправильно начинать обзор с таких слов, но это будет честным. Из зала я вышла озадаченной и оставалась таковой в процессе длительного обсуждения увиденного с мужем (ему, кстати, пьеса неожиданно понравилась). А под конец процесса рефлексии я пришла к выводу, что, помимо прекрасной игры актеров и неплохо переданных эмоциональных состояний, которые так или иначе в процессе жизни возникают у различных женщин, в пьесе нет совершенно ничего. Было ли это основной идеей драматургов и постановщика?

История пьесы проста и сложна одновременно — с сюжетной точки зрения мы наблюдаем протяженную во времени историю жизни Маруси, шансонье тюремной романтики. Маруся привлекательна и талантлива, у нее есть супруг, дочь и близкие подруги, однако нет ощущения счастья от наличия всего этого. С детства воспитанная жесткой матерью в ежовых рукавицах чужой воли, Маруся не имеет собственного голоса и своими сокровенными мыслями может делиться только с залом (и в песнях, конечно же).



В какой-то момент внешне счастливая (на самом деле нет) замужняя жизнь Маруси омрачается появлением безответной любви к поселившемуся в их доме приятелю мужа Сергею. Классический Казанова Сергей, забирая сердце женщины, свое отдавать не стремится и вообще ведет себя довольно шаблонно — бросает, придерживая на коротком поводке, и всегда находится где-то рядом.

С точки зрения эмоциональной эта пьеса является на удивление правдиво изображенной трагедией одного человека, поставленного в позицию постоянно самоуничижения и жизни по чужим правилам, человека несчастного и ищущего из своего несчастья выход.

Доставило настоящее удовольствие наблюдать, находить в себе и собственном опыте отклик правдиво изображенным женским переживаниям, ситуациям и вполне реалистично написанным диалогам живых персонажей. И в этом, конечно, огромная заслуга на славу постаравшихся актеров — исполнительницы главной роли Веры Дупенко (она стала моим личным фаворитом после сошедшего со сцены спектакля «История одного преступления» (16+), трогательно и честно сыгравшей героиню, а также замечательно спевшей несколько песен, мужа Марусеньки Павла Тачкова, Казановы-айсберга Юрия Землянского, и трио подруг Анны Арзямовой, Юлии Кошкиной и, конечно же, Галины Репной (она дает всем фору, старая школа). За скобки хочется вывести пусть и эпизодическую, но классную роль бравого тюремщика Влада Матюкина с его замечательным командным голосом.
Реверанс надо сделать и сценографической работе художника Марины Смельчаковой — сделать из одного шкафа три разных локации — решение интересное, а его реализация получилась удачной. А музыкального режиссера спектакля хочется попросить на брать больше на фон пусть и трогательную, но довольно известную композицию из саундтрека голливудского фильма. Весь спектакль пыталась вспомнить, в каком трейлере ее слышала, и это сильно отвлекало и мешало эмоциональному сопереживанию.

Режиссер спектакля Никита Кузин — не новичок для Малой сцены драматического театра. Помимо сыгранных ролей, у него в портфолио уже есть одна поставленная пьеса — «Любовь до потери памяти» (16+), и еще с этого спектакля у меня к нему как к режиссеру есть вопросы (как актера я его и вовсе не помню). Вернее, только один — это молодость или отсутствие профессионализма? «Любовь до потери памяти» позиционировалась как комедия и, возможно, выбранный жанр позволял сделать скидку постановке в наличии смысла и идеи. Фарс и безумие на сцене — торжество формы над содержанием — казались логичными в случае с часовой комедии положений, но совершенно не к месту в трагической постановке. Однако и в нее Никите, как мне показалось, не удалось ничего вложить. За всеми песнями, декорациями и диалогами не стоит ровно никакой идеи и смысла — это красивая конфета, на проверку оказавшаяся пустой. Каков посыл, какова идея? Что хотел сказать постановщик рассказанной историей? Что жить собственной головой хорошо и правильно? Что любая женщина хочет и заслуживает любви? Что вода мокрая, а земля твердая?

«Хорошая» это прекрасно рассказанная история из жизни, но, к сожалению, не приводящая зрителя ни к каким ответам. Мол, мы рассказали, как бывает в жизни, а вы сами думайте — можете ли вы из этого что-то вынести, или нет. И делай с этим, как говорится, что хочешь.

Спектакль «Хорошая» пензенский драматический театр поставил в рамках творческого проекта «Из-под пера». И это здорово, что в нашем театре появляется все больше новых и спорных пьес, которые хочется обсуждать. И молодым талантам надо давать дорогу.

Однако в преддверии переноса пьесы на большую сцену, как мне кажется, ее стоит немного доработать. Потому что на проверку «Хорошая» получилась не очень хорошей.



Источник фото: скриншот с сайта Пензенского областного драматического театра (автор фото — Дмитрий Журкин) — ​http://www.penzateatr.ru/news/default/view/id/1513 и из архива Дарьи Корнеевой

Социальные комментарии Cackle
Закрыть (Esc)