print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => -9
    [weatherType] => облачно с прояснениями
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/bkn_n.png
)
Погода
облачно с прояснениями
-9 оС
17:09
16.01.2021г.

Кинокритика от Павла Прохоренкова

Восьмерка

Finita la девяностые!



Просмотр фильма Алексея Учителя «Восьмерка» - это как прохождение теста у психолога. Целитель душ человеческих показывает тебе карточку - на ней нарисована «8». Одни скажут, что это цифра, другие увидят в ней скрученную пружину, третьи - знак бесконечности, иные вспомнят о народной восьмой модели «Жигулей», а некоторые товарищи - женскую грудь. Так и фильм «Восьмерка» - каждый зритель воспринимает его по-своему.
Захар Прилепин и его книги ныне в тренде, читают, хвалят, ругают, спорят. Творчество и биография Захара Прилепина отлично рифмуется с жизненным кредо и произведениями его литературного отца - Максима Горького. Ведь от рождения Максим Горький не Горький, да и не Максим, а Алексей Пешков, ну а Захара Прилепина знали когда-то как Евгения Прилепина. И Горький, и Прилепин посвятили свои произведения людям, которых встречали на своем пути, с которыми общались, дружили, ругались, сражались, не выдумка их книги, а сама правда жизни. И эта самая жизнь распорядилась так, что Нижний Новгород немало значит для Максима Горького и Захара Прилепина.


Экранизированная прилепинская «Восьмерка» аккумулировала в себе историю про четырех мушкетеров - теперь это ОМОНовцы, а вместо шпаг у них дубинки, но служат они по-прежнему «королю». Вторая сюжетная вечная линия – Ромео и Джульетта, их любовь - ни ко времени, ни к месту, ни к обстоятельствам. В картине без пролетарского подтекста не обошлось. В фильме точно обозначено время действия – канун нового, 2000-го года, позади - суровые, бурые, лихие девяностые, впереди - сытые и неоднозначные двухтысячные. Период первоначального накопления капитала в родном Отечестве заканчивается, класс буржуазии во всей красе проявляет себя, ну а пролетариат в последний раз пытается отстоять свою собственность, свой завод. «Четыре мушкетера» - Гера, Грех, Шорох и Лык - борются за свою правду, а «кардинал» Буц (представитель зародившегося класса буржуазии) и его «гвардейцы» - за свою. А тут еще любовь, которая, как известно «во всем виновата». Может быть, именно на разломе эпох девушка влиятельного и состоятельного Буца могла полюбить простого бойца ОМОНа, может быть, в конце девяностых немеркантильные барышни были способны променять благополучие на неизвестность.


Этот фильм – прощание с прошлым, с эпохой 90-х, с иллюзиями, безумной любовью. Фильм о прощании с эпохой, которая стала страницей в учебнике истории. Аналогия с «Бумером», на мой взгляд, не катит. Формальные признаки похожести есть, но это разные истории о разном.

На первый взгляд, фильм рекомендован к просмотру брутальным бойцам и тем, кто с ностальгией вспоминает свою неприкаянную молодость в конце прошлого века. Но я бы рекомендовал его посмотреть все тем, кто склонен к рефлексии, кто любит копаться в тонкостях человеческого бытия и задавать себе вечные, как мир вопросы: что превыше всего – дружба, любовь, честь или деньги? «Восьмерка» - своеобразный ответ Алексея Учителя картине Александра Велединского «Географ глобус пропил». И, на мой взгляд, этот ответ получился не только адекватным - «Восьмерка» понравилась больше, чем киноистория про страдания учителя средних лет…

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс