print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +28
    [weatherType] => ясно
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/skc_d.png
)
Погода
ясно
+28 оС
12:51
20.06.2021г.

Кинокритика от Татьяны Котиной

Рецензия на фильм «Батальонъ» (12+)

К сожалению, практика показывает, что чем помпезнее федеральный телеканал преподносит свои новые кинопроекты, тем посредственнее они оказываются. В этом смысле «Батальонъ» не внушал доверия с самого начала громкой рекламной компании, однако на деле оказался фильмом более удачным, чем ожидалось.
Хотя, откровенно говоря, сказать, что «Батальонъ» - хорошее кино вряд ли кому-то придет в голову. В этом случае уместнее сказать, что он лучше, чем мог бы быть, но на этом все похвалы закончить. Потому что если не за что ругать, еще не значит, что есть за что петь дифирамбы.

Первая мировая война в российском кинематографе – не самая популярная тема. Признаться, она и в истории нашей страны - далеко не на главных ролях, ибо то, что тогда происходило внутри государства, имело гораздо большее значение, чем то, что творилось снаружи. Создатели «Батальона», тем не менее, нашли  достаточно любопытный исторический факт для своего проекта – создание Временным правительством в 1917 году военного формирования, состоящего исключительно из представительниц слабого пола.

Материал перед создателями был довольно богатый. Интересен он не только самим фактом создания женских батальонов, но в большей степени биографией их главной родительницы – Марии Бочкаревой, которая поистине стала настоящей женщиной-легендой. Даже ее гибель до сих пор покрыта мраком тайны. Но сценаристы картины, по всей видимости, решили не лезть в дебри всегда неоднозначной истории, а лишь слегка поскребли по поверхности, заключив, что если разбавить это долей патриотизма и трагичности, то сердобольный российский зритель останется доволен.

Деспотичный характер ленты открывается сразу. С первых кадров кино берет зрителя в оборот, диктуя ему каждуюе последующую реакцию: тут плачь, тут улыбнись, а тут вспомни о Родине и еще поплачь. Такое истерическое желание создателей картины намеренно заставить зрителей плакать, не то что слезу не вышибает – скорее, наоборот настораживает.

Этот прием – первый признак того, что в фильме - бреши. А не заполни их, пойдет такое кино ко дну. Вот и приходится заливать их слезами зрительного зал: авось пока публика будет отвлекаться на носовые платки, недостатки картины пройдут незамеченными.

Но не заметить примитивную прямолинейность до обидно предсказуемой постановки не сможет разве что слепой.  Используя типичный американский подход а-ля «Майор Пейн» со всеми полагающимися таким лентам героями и этапами их перерождения из салаг в вояки, «Батальонъ» постепенно в своей затянутости начинает подсвечиваться откровенной безликостью. Этому способствует и тотальное отсутствие характеров: понять, кто такие все эти женщины и почему они здесь, не сможет не один экстрасенс. Набросанные нелепыми мазками все главные героини, включая Марию Бочкареву, предстают собраниями каких-то чудовищных стереотипов и гораздо лучше играют пушечное мясо, которое смачно и во всех подробностях уничтожают на экране, нежели мужественных женщин, по каким-то острым причинам отправившихся на фронт.

Авторская позиция режиссера Дмитрия Месхива и его команды тоже остается такой же загадочно-прозрачной на всем протяжении фильма.  Несколько раз, корректно упоминая о патриотизме и  земле русской, чуть касаясь нелегкой женской долюшки (в довольно пошлой в своем исполнении сцене избиения Бочкаревой бывшим мужем), он спешит стряхнуть с себя это бремя как можно скорей, при этом оставаясь без единой идейной подоплеки.  

Эта беспомощность создателей, когда они заканчивают по бумажке рассказывать зрителю о любви к Родине, перерастает иногда в полную растерянность. И тогда уже возникает вопрос: а нужно ли было снимать, если так и не поняли о чем и для чего?

Зато в таком стандартизированном пространстве, в котором существует это кино, искусственно наращенный патриотизм все-таки не приживается, давая волю размышлениям на тему: а стоило ли все это жизней молодых девушек? И не были ли правы те мужики, которые хотели вернуться к своим семьям, нежели умирать за государство, в котором тебя, за все твои заслуги и пролитую кровь через пару лет расстреляют как врага народа, как это и случилось с Бочкаревой?

Кстати, в реальности участие женского батальона в боевых действиях закончился довольно большими потерями, после чего его и расформировали. Все-таки не женское это дело - воевать.


 
 

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс