print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +21
    [weatherType] => облачно с прояснениями
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/bkn_n.png
)
Погода
облачно с прояснениями
+21 оС
23:44
29.07.2021г.

Театральная критика от Анны Балашовой

Рецензия на спектакль «Зверь» пермского театра «У Моста»

На минувших выходных пермский мистический театр «У Моста» представил пензенцам свой легендарный спектакль, подаривший ему известность в России и за рубежом, - по пьесе М. Гиндина и В. Синакевича «Зверь» (14+), также известной как «Два Солнца».
«Когда-то над Землей было два Солнца.
Потом одно Солнце погасло…»
(с) фантастическая история в 2-х действиях
«Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича.

Сразу оговорюсь, что я – большой фанат такого жанра, как антиутопия. Поэтому мрачная постапокалиптическая атмосфера спектакля, романтика безысходности и одиночества на обломках цивилизации, потонувшей в ядерном взрыве, сразу же пробрала до дрожи и захватила меня с первых минут.

В мире, пораженном радиацией, холодном и враждебном, больше некуда идти – есть только земля, усыпанная пеплом и обломками, серое небо над головой и горы – далекие и несущие смертельную опасность, если верить словам Человека со стеклами.



Именно о нем постоянно вспоминают герои пьесы – Отец, Мать и Дочь, предстающие перед зрителем в первом действии. Их кожа имеет металлический оттенок, глаза воспалены, они абсолютно лысы, говорят косноязычно и мыслят примитивно. А еще они очень напуганы: Человек со стеклами посоветовал им искать себе подобных, чтобы продолжить людской род и не дать человечеству погибнуть, но шансы на то, что им встретится еще один человек, Друг для Дочери, - ничтожны. Поэтому они отчаянно цепляются друг за друга, боясь навсегда потеряться и остаться один на один с враждебным миром, и дрожат перед неведомым Зверем – злом, способным их разлучить.

Ища ночлег, семья сталкивается с безмолвным существом, которое кажется им тем самым чудовищем, - перед ними предстает «урод, весь в шерсти» (его кожа – обычного цвета, а на голове растут волосы), и его, недолго думая, нарекают Зверем. Сначала все испытывают к нему злобу и страх, а вот сам «монстр», напротив, очень дружелюбен. Дочь проникается к нему симпатией и просит Отца не убивать Зверя.
 
Постепенно он становится «ручным», начинает добывать для семьи «вкусные банки», спасает их от неразорвавшихся снарядов, которыми усыпано поле, по которому бредут путники, и даже разучивает их язык. Оказывается, что раньше он тоже умел говорить, но разговаривал на другом языке. Однако в понимании Дочери существует лишь один язык – человеческий, и она смеется над Зверем и его попытками сравнить себя с ними, людьми. Но постепенно, общаясь с ним, она осознает, насколько они похожи, и внутренние противоречия разрывают ее на части – сердце, полюбившее «чудовище», борется с зашоренным сознанием, не признающим расхождений между тем, чему ее учили родители и Человек в стеклах, и реальностью.
 
Когда Дочь уже готова подчиниться зову сердца и признаться в любви к Зверю, на сцене появляется тот, кого ее семья так долго искала, - Друг, такой же уродливый и лысый, как они, да еще и «со стеклами на глазах». Именно из-за внешнего сходства его принимают как своего, всячески угождают ему и даже кормят теми самыми «вкусными банками», которые для них добыл Зверь. Между тем, Друг оказывается воплощением самого примитивного мышления: он труслив, лжив, похотлив и жесток. Однако именно его готовят на роль супруга Дочери.

Сама Дочь, поняв, что перед ней – человек, который, как бы парадоксально это ни звучало, намного приземленнее и низменнее Зверя, пытается противиться воле родителей, но со временем сдается, примиряясь с неизбежным.

В финале спектакля перед зрителями предстает мрачная картина: окончательно деградировавшие люди жестоко забивают Зверя - замкнувшегося в себе, безмолвного и уже навсегда ко всему равнодушного.



Так завершается история о добродушном, человечном Звере и людях со звериным оскалом – ограниченных и влекомых низменными инстинктами. Спектакль, безусловно, имеет глубокий философский и психологический подтекст, финал потрясает своей правдивостью и жестокостью, дает повод еще раз задуматься о том, что есть человечность и как часто мы занимаемся такой же подменой понятий, обрастая стереотипами и доверяя им больше, чем собственным глазам и, главное, сердцу. Если сердце слепо, то не спасут даже «стекла на глазах».
 
Пензенские зрители приняли пьесу «на ура»: актерам приходилось несколько раз возвращаться на сцену под несмолкающие аплодисменты. И неудивительно – и режиссерская [спектакль «Зверь» режиссировал Сергей Федотов – прим. ред.], и актерская работа достойны высших похвал. Все герои получились настолько колоритными и выразительными, что рука не поднимается выделять среди них главных и второстепенных. А от происходящего на сцене невозможно было оторвать взгляд: никаких излишеств, затянутости и пафоса, который порой прорывается на театральной сцене, все очень просто и доступно, и, вместе с тем, - эмоционально, живо и динамично. И, как ни странно, несмотря на довольно тяжелую и грубую концовку, пьеса оставила после себя светлое послевкусие, что, в общем-то, дорогого стоит.

Видео с хостинга youtube.com, пользователя ?Vadim Balakin
 

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс