print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +22
    [weatherType] => ясно
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/skc_n.png
)
Погода
ясно
+22 оС
23:38
18.05.2021г.

Кинокритика от Татьяны Котиной

Рецензия на третий сезон сериала «Настоящий детектив»

Совсем недавно закончился третий сезон «Настоящего детектива» (18+). Для зрителя он ожидаемо оказался неоднозначным: как правило, люди отмечают сильную актерскую сторону проекта, при этом пеняя на слабую детективную линию и бессмысленное затягивание сюжета. Попробуем разобраться, какой хитроумный план на этот раз воплотил в жизнь автор сериала Ник Пиццолатто.
Как только были обнародованы первые кадры третьего сезона, стало ясно, что создатели решили вернуться «к корням», предпочтя экспериментам стабильную любовь зрителей к беспросветности первого «классического» сезона. Повышенный таким образом градус ожидания сошел на нет после первых серий – реальность не стала копировать историю Раста Коула и Марти Харта, предложив взамен что-то совсем другое, хотя на первый взгляд и весьма похожее.

Все восемь серий изящно возводили вокруг зрителя виртуозную иллюзию из обрывков его собственных воспоминаний и ожиданий: рваный таймлайн, постоянные недоговорки, печать тяжелой тайны в глазах каждого персонажа, намеки на ритуальные убийства, порушенные жизни, вязкая атмосфера и монохромная тусклая картинка. А финал, вместо того, чтобы громыхнуть яркой оглушающей вспышкой, лишь красиво закольцевал эту бездну отчаяния, с иронической улыбкой отдернул штору и наконец-то в открытую продемонстрировал, что детективная линия – не несущая стена, а стеклянная дверь в беспощадную меланхолию жизни.



На самом деле, затащив не самым честным образом в эту историю зрителей, создатели вознамерились драматичным полушепотом рассказать им совсем не ужасную повесть про убийства и похищения детей, а намного более жуткую притчу о жизни без жизни. Но если принять во внимание, что изначально «Настоящий детектив» – это антология про детективов, то третий сезон будет не в чем обвинять. Он сделал свою работу гладко и красиво, в очередной раз постаравшись развеять романтику профессии следователей и подарив миру бесконечно прекрасный дуэт уже двукратного обладателя «Оскара» Махершалы Али и Стивена Дорффа. Хитрость Ника Пиццолатто, сумевшего подсунуть грустную лирику обыденности распаленной толпе под видом детективных игрищ – бонусом.

Сезон-перевертыш оказался гораздо взрослее двух своих предшественников. Взрослее, трезвее и хладнокровнее. Первый был сконструирован по идеальному лекалу умного и небанального детектива, второй наглотался реальности и плевался ядом, третий же оказался выточен по контурам ежедневности, вымочен в мелких горестях и закольцован во времени, как какой-то адский лабиринт, по которому вечно и обреченно бродят главные герои без права на счастье и с четким пониманием этого.
 
Он о том, что распутывание преступлений не геройство, а кара, не способ помочь другим, а еще один шанс ускользнуть от себя, не восходящее движение к свету, а планомерное погружение в беспросветную темень. А еще о том, что деструкция преступления – не в уничтожении, а в последствиях, в страшном облучении, которое не даст дышать дальше, но не позволит умереть.
Стремление к смутно-размытому добру разрывает жизни главных персонажей на куски, словно стая пираний, и как ни собирай, как ни латай себя – из зеркала все время будет смотреть кто-то чужой. Он будет жить призрачной жизнью, будет испытывать чувства, будет все понимать, но уже никогда не сможет выйти из этого проклятого круга, в центре которого одно страшное событие, с которым не получилось справиться, после которого нельзя пойти дальше.

По своей сути третий сезон «Настоящего детектива» - обреченная констатация полного тоталитаризма памяти. Советы жить настоящим из цветастых книжек по психологии оставьте кому-нибудь другому. Все существование человека, вся его суть – в том, что он помнит о себе. Барахтаясь в смертельных волнах старческой деменции, главный герой не столько хочет раскрыть старое преступление, сколько понять, кем он был и кем остается в контексте произошедшего. Но возможно ли найти себя, когда абсолютно все его существование определяли воспоминания: о собственной неполноценности, обидах, Вьетнаме, нераскрытых делах, поступках жены, о том, что может случиться с маленькими детьми без присмотра? С другой стороны, исключи все это – и человека просто не будет, как задуманной, но так и ненаписанной книги.

Память играет злую шутку не только с персонажами сериала. К середине сезона зритель уже точно почувствует, что детектив свернул куда-то не туда. Исчезновение ребенка перестанет волновать так, как отражение этого события на жизни главных героев и почти бесконтрольное сопереживание им. И это объяснимо: Уэйн Хэйс и Роланд Уэст не являются примером персонажей попавших в водоворот бурных обстоятельств.
 
Жизни этих сложных мужчин сложились слишком прозаично, чтобы посчитать их хоть сколько-нибудь выдающимися. Они такие же, как те, кто наблюдает за ними по другую сторону экрана. Их мучительные мысли, выбор, сомнения, сопротивление обстоятельствам, разочарования и боль ­– слепок с ощущений почти каждого из нас. Но память о том, что «Настоящий детектив» не может остаться просто блестящей драмой, согласна вестись на провокационные приемы создателей и идти за ними в предвкушении шокирующего финального трюка до конца. А главный трюк здесь – сам путь.

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс