print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +11
    [weatherType] => облачно, небольшой дождь
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/ovc_-ra.png
)
Погода
облачно, небольшой дождь
+11 оС
19:42
07.05.2021г.

Кинокритика от Галины Зуевой

Рецензия на фильм «Союз спасения» (12+)

В конце 2019 года российский кинопрокат всколыхнул фильм о восстании декабристов 1825 года – одном из ярких исторических событий. «Союз спасения» снял режиссер Андрей Кравчук, самой известной работой которого можно назвать «Адмиралъ» (16+) – фильм о руководителе «белых» во время Гражданской войны Александре Колчаке в исполнении Константина Хабенского.
Кино о декабристах в трейлере выглядит не менее впечатляюще. Любителям исторических фильмов сложно устоять. Желание посмотреть разжигает и активная реклама в медиа – например, #СоюзСпасенияЧеллендж, запущенный в Instagram. Впрочем, для меня главной мотивацией было увидеть то, о чем когда-то читала в учебниках.
 
Фильм, снятый 20th Century Fox при поддержке федерального Министерства культуры, Фонда кино и «Первого канала», получился, конечно, зрелищным. Все два часа он держит внимание. Ближе к концу оно, правда, несколько ослабевает, потому что ждешь развязки, но финал ставит жирную точку. Масштабность «Союзу спасения» обеспечивают постоянно сменяющиеся планы, места, события, герои, которых очень много, а потому создателям фильма приходилось подписывать каждую локацию и значимого персонажа.
 
К несомненным плюсам картины я бы отнесла попытки соответствовать эпохе – костюмы и быт реконструированы убедительно. Даже Зимний дворец, который в те времена был розового цвета, перекрасили компьютерной графикой должным образом. Исаакиевский собор, стоящий пока в строительных лесах, тоже не забыли.
 
«Оживить» декабристов и других исторических лиц помог сильный актерский состав. Павел Пестель (сыграл Павел Прилучный), Сергей Трубецкой (Максим Матвеев), Сергей Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин), Михаил Бестужев-Рюмин (Иван Янковский), Кондратий Рылеев (Антон Шагин) и Петр Каховский (Сергей Агафонов) – зачинщики восстания и в равной степени главные герои. У каждого из них была своя цель и своя история, которую они рассказали настолько, насколько возможно в рамках такого масштабного фильма.
На примере их судеб создатели картины показали, что бунт – это не выход. Так и думалось: «Хватит бунтовать, Рылеев! У тебя есть семья, ты талантливый журналист и поэт. Хватит бунтовать, Муравьев! У тебя есть блестящая военная карьера и невеста».
 
Неясность их подлинных мотивов выхода на площадь – пожалуй, одна из главных идей фильма. Насколько это верно с исторической точки зрения, мы уже, скорее всего, не можем судить, потому что, как и в любом художественном произведении, в кино больше интерпретаций, чем фактов.
 
Мне показался правдоподобным и хорошо раскрытым образ молодого императора Николая I в исполнении Ивана Колесникова. Актер смог показать, что чувствовал новый государь, еще не вступив на престол, столкнувшись с народным восстанием, и зритель его понял.
 
Таких характерных персонажей в «Союзе спасения» было, к сожалению, мало. Если не знаешь хотя бы пятерых главных, правителей и военачальников того времени, не запомнишь сразу, кто есть кто. Одним из самых видных и узнаваемых был генерал Милорадович, во многом благодаря харизматичному Александру Домогарову.
 
Чтобы воспринять фильм более или менее осознанно, нужно хотя бы немного знать историю – о декабристах и об эпохе в целом. Несмотря на текстовые справки, это все-таки не хроника, а художественный фильм. Во многом осовремененный, как бы ни старались декораторы.
 
Самые сильные отсылки к современности – в саудтреках. Погрузившись в атмосферу эпохи, я впала в ступор, когда в самый трагический момент финала заиграла хотя и несколько переделанная, но все равно узнаваемая мелодия Басты «Сансара». Зачем? К чему эта в общем-то позитивная песня во время казни? У меня нет ответа.
 
Не совсем понятны еще два момента. Зачем было называть дочь Рылеева Варей, хотя в действительности ее звали Настей? Почему не показали жен декабристов, хотя это важно для истории? Зато дали полностью вымышленную любовную линию Муравьева-Апостола и княжны Бельской, которая развивалась слабо и не получила развязки.
 
Может быть, чтобы вопросы к фильму закончились, нужно было сделать его документальным или вообще сериалом. За два часа нереально показать, как все было или хотя бы могло быть на самом деле. Ценно, что российская киноиндустрия обратила внимание на декабристов, показала их историю эффектно и зрелищно.
скриншот - ?https://www.kinopoisk.ru/film/972740/

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс