Спор разгорелся из-за договора о стационарном обслуживании. Старики наотрез отказались его подписать. Закон требует от ветеранов ежемесячно перечислять деньги за постельное белье и одежду (так называемый мягкий инвентарь). Но жильцы Дома ветеранов Пензы рассудили, что не обязаны платить полную сумму за свое содержание.
«Мы готовы платить, но только за то, чем действительно пользуемся! – объясняет корреспонденту газеты «Репортер. Пенза» участник Великой Отечественной войны Николай Чураев. - Если я всю зиму не выхожу из комнаты, зачем мне пальто и сапоги?»
К тому же ветеран не понимает, почему с них требуют возвращать белье при выдаче нового.
«Мы фактически покупаем в рассрочку, а его у нас отбирают»,- возмущается пожилой человек.
Более того, жители Дома ветеранов жалуются, что не могут выпросить даже самых необходимых вещей.
Участнику войны, абсолютно слепому Валерию Борзову не повезло с первых дней, как он здесь поселился. Зрячий сосед по комнате поделился впечатлениями о постели новенького: матрас весь в разводах, простыня и пододеяльник рваные. На просьбу старика заменить белье администрация не отреагировала. Через год терпение пенсионера лопнуло.
«Постельное белье пришлось купить в магазине, - с обидой говорит старик. - Хотя за казенный инвентарь я каждый месяц исправно отдавал деньги».
Борцы за свои права видят несправедливость и по отношению к лежачим больным.
«Они зачастую спят голышом на одних клеенках, а с них также берут за шапки и свитера, которые они никогда не наденут» - критикует порядки в учреждении слепая пенсионерка Галина Шестуа.
Недовольных в пензенском Доме ветеранов на улице Собинова человек шесть. Остальные предпочитают с начальством не ссориться. Хотя несколько лет назад поводов для этого было куда больше. По тогдашним законам с обитателей приюта разрешалось брать «квартплату» в размере не больше 75 процентов от пенсии. Среди тех, кто живет здесь, много стариков, у которых пенсия едва больше трех тысяч рублей. Ветеранам войны, заслужившим большую пенсию, приходилось оплачивать свое содержание полностью, пишет газета «Репортер. Пенза».
«Сегодня эта плата для ветеранов войны не превышает двух с половиной тысяч в месяц, - объясняет директор Пензенского дома ветеранов Анатолий Ломакин. - Остальные средства на содержание подопечных, которое обходится в восемь тысяч рублей, поступают из областного бюджета».
Ежегодно на обеспечение пенсионеров мягким инвентарем и питанием составляется смета расходов. Где брать деньги, если их вдруг окажется меньше, чем предусмотрено по договору? Задолженность из года в год будет расти, вынуждая администрацию требовать ее возмещения.
« Я не могу поступить вразрез с федеральным законом, - признает Анатолий Егорович. - Поскольку всего лишь исполняю действующие постановления и инструкции».
В то же время учитывать индивидуальные особенности своих подопечных руководитель не против, если это ему позволит специальная комиссия.
Уступать друг другу директор и ветераны не собираются. Многолетняя история их конфликта описана в двух объемных томах, которые находятся в прокуратуре. А заставить строптивых пенсионеров подписать договор через суд, как было рекомендовано контролирующими органами, так и не вышло. Ставить подпись под документом - дело сугубо добровольное.
«Вероятно, существует пробел в законодательстве», - предположил прокурор Октябрьского района Пензы Виталий Меликян.
На лазейки в законах кивают и ветераны, которых горький опыт научил разбираться в правовой грамоте не хуже юриста. Потому иначе как коррупцией порядки в приюте они не называют.
На днях директор пензенского Дома ветеранов снова подал в суд на своих подопечных, понуждая их к заключению договорных обязательств. Возможно, в этот раз получится помириться?
«Хочется поставить точку в нашей судебной тяжбе», - устало признались противники корреспонденту газеты за спиной друг у друга.