17.10.2021г.

Ученые объяснили причину возникновения колец у планеты Сатурн

Ученые представили новую теорию формирования колец Сатурна, которая впервые позволила объяснить особенности современных спутников планеты и последние наблюдения автоматической исследовательской космической станции "Кассини".

Автор теории - Робин Кануп –  один из руководителей Отдела космических исследований Юго-западного исследовательского института в США, - сообщает РИА Новости.

С XVI века у астрономов не было теории, способной объяснитьприроду и строение колец планеты Сатурн. Наиболее сложной загадкой был химический состав колец, они состояли более чем на 90% из воды, превратившейся в лед. Если бы источником колец был спутник планеты, разрушенный гравитационным взаимодействием Сатурна, то вещество колец должно было лишь наполовину быть представлено водой, тогда как остальную часть составляли бы минералы, часто встречающиеся в метеорах или других твердых небесных телах Солнечной системы.

Согласно модели Кануп, причина возникновения колец - несколько последовательных поглощений Сатурном его спутников, которые миллиарды лет назад обращались вокруг молодого газового гиганта.

Расчеты показывают, что после формирования Сатурна, примерно 4,5 миллиарда лет назад на заре Солнечной системы, вокруг него вращалось несколько крупных спутников, каждый из которых был в полтора раза больше Луны. Постепенно из-за гравитационного воздействия эти спутники один за другим "сваливались" в недра Сатурна. Из "первичных" спутников на сегодняшний день остался только Титан, сообщается в исследовательской статье, опубликованной в журнале Nature.

В процессе схода со своих орбит и вхождения в спиральную траекторию эти спутники разрушались. При этом ледяная составляющая из-за своей легкости оставалась в космосе, тогда как тяжелые минеральные компоненты небесных тел поглощались планетой.

Лед захватывался гравитацией следующего спутника Сатурна, и цикл вновь повторялся. Затем произошел захват Сатурном последнего из своих "первичных" спутников и  вокруг планеты образовалось "облако" изо льда. Его фрагменты имели от 1 до 50 километров в диаметре и сформировали первичное кольцо Сатурна. По массе оно превышало современную систему колец в 1 тысячу раз. В течение последующих 4,5 миллиарда лет соударения образующих кольцо ледяных глыб привели к измельчению льда до размеров градин. При этом большая часть вещества была поглощена планетой и утрачена при взаимодействии с астероидами и кометами, - передает РИА Новости.

"Модель показывает, что современная система колец и спутников Сатурна образовалась из-за событий, в результате которых Титан, один из "первичных" спутников планеты, остался единственным крупным спутником газового гиганта", - сказала Кануп, слова которой приводит пресс-служба института.