В Пензе молодая семья круглый год живет на дачном участке и не может улучшить свои бытовые условия из-за правовой коллизии и бюрократических препонов.
СНТ «Пограничное» расположено рядом с трассой М5, в нескольких километрах от поста ГИБДД в Арбеково. Формально – это черта города, Октябрьский район. Это СНТ можно отнести к числу крупных – здесь, по некоторым подсчетам, больше 500 дач, но постоянно на территории проживают лишь несколько человек. В их числе – Галина Шишкина с семьей. По словам Галины, другого жилья у них нет, возможности приобрести – тоже.
«У нас в собственности был участок для ведения садоводства площадью 840 кв. метров. В 2008 году мы построили на нем садовый домик, организовали водоснабжение, электричество, с тех пор живем здесь круглый год. Вы понимаете, что не просто так мы в СНТ очутились. Была тяжелая ситуация, проблемы со здоровьем у ребенка. На тот момент мы были прописаны каждый у своих родителей. Муж – в Кондоле, в квартире барачного типа, я – в Нижнеломовском районе в частном доме, где на 50 кв. метрах жили еще три семьи», – рассказывает Галина Шишкина.
В 2010 году муж Галины обратился в суд с иском о признании дачного домика пригодным для постоянного проживания с последующим правом регистрации в нем. Это стало возможным после знакового решения Конституционного суда РФ № 7-П от 14 апреля 2008 года, который в своем решении особо подчеркнул, что запрет на регистрацию в жилых строениях, расположенных на садовом участке, противоречит Основному закону.
Галина Шишкина отметила, что семья заказала ряд экспертиз, которые подтвердили: дом по всем параметрам – своему конструктивному исполнению, уровню эксплуатационной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим условиям – пригоден для постоянного проживания. Аналогичное решение 15 октября 2010 года принял Октябрьский районный суд.
Когда в 2014 году в семье родился второй ребенок, встал вопрос о том, чтобы улучшить жилищные условия.
«У нас – одна комната, кухня и мансардный этаж. Мы хотели сделать отдельную детскую, санузел в доме, рассчитывали воспользоваться средствами материнского капитала. В Пенсионном фонде сказали, что наряду с другими документами, необходимо разрешение на строительство, которое выдает администрация Пензы. В апреле 2015 года мы обратились в мэрию за таким разрешением, но там нам, к сожалению, отказали», – рассказывает Галина Шишкина.
Оказалось, что заниматься жилищным строительством на территории дачного участка нельзя. Согласно Правилами землепользования и застройки Пензы, он относится к зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4). Здесь могут находиться склады, гаражи, автосервисы, гостиницы, но только не жилые дома. Так семья Галины Шишкиной оказалась заложником правовой коллизии: суд признал здание жилым домом, но располагается этот дом на участке, где находиться вроде бы как не должен.
Семья повторно обратилась в мэрию, на этот раз прося внести изменения в Генплан города. В управлении градостроительства и архитектуры просьбу рассмотрели и вновь отказали. В ответе, который пришел на запрос ИА «Пенза-Пресс» по данному вопросу, указывается на «нецелесообразность изменения функционального зонирования (производственной зоны на малоэтажную жилую застройку 1-3 этажа)».
«Мы долго созванивались с [вице-мэром Пензы Ириной] Ширшиной, наконец она меня перепоручила Татьяне Жуковой [замначальник управления градостроительства и архитектуры Пензы – прим. авт.], та, в свою очередь, – Александру Горланову [замначальник управления – прим. авт.]. Последний мне на личной встрече сказал, что ради вас одних никакие изменения вноситься не будут. Но почему? Людям дали право воспользоваться дачной амнистией, получить жилье, чтобы не оставаться бомжами, так почему эту возможность отбирают сейчас?» – задается вопросом Галина Шишкина.
Женщина говорит, что в последнее время все чаще видит дорожных рабочих, которые проводят какие-то измерения, и боится, что, случись расширение трассы M5, до которой от их участка – всего каких-то 200 метров, землю у них изымут.
«Я уточняла этот вопрос в мэрии, мне ответили, что в таком случае жилье нам даваться не будет. Выплатят только стоимость дачной земли. В последних ответах администрация даже не признает наш дом жилым строением», – говорит она.
Действительно, в ответе ИА «Пенза-Пресс» отмечено, что «жилое строение, расположенное на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, жилым помещением не является», хотя решение суда утверждает иное.
Пытаясь решить свою проблему, Галина Шишкина обращалась даже в администрацию президента РФ. Оттуда пришел ответ, что подобные вопросы решаются на уровне муниципалитета.
По словам собеседницы, после очередного обращения, на этот раз к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, пришло письмо, в котором сообщается, что в ситуации, в которой оказалась семья, разберется прокуратура Пензенской области.