В рамках регионального экономического форума «Бизнес-развитие» (16+), который пройдет в Пензе 26 октября, выступит эксперт с редкой специализацией - акмеология* Вячеслав Московский. В интервью ИА «Пенза-Пресс» он рассказал, в чем измеряется человеческий потенциал, почему успешный предприниматель и успешный управленец – это две разные функции, и как семейные ценности связаны с успешным бизнесом.
– Вячеслав, вы – эксперт в области оценки потенциала человека. В чем этот потенциал измеряется? По шкале от одного до десяти?
– Есть определенная шкала. Только в моей системе координат – не от одного до десяти, а от минус шести до плюс шести. При этом минус – не всегда плохо, а плюс – не всегда хорошо.
– И часто попадаются люди с потенциалом «плюс шесть»?
– Вы знаете, не совсем правильно говорить, что «плюс шесть» – это какое-то максимально развитое качество. Здесь, – как с зарядом аккумулятора: он может быть максимальным, но будет ли он использован хозяином по своему прямому назначению или разрядится из-за длительного простоя? Часто у человека, обладающего высочайшим потенциалом в различных сферах, отсутствует мотивация использовать его в полную силу. Многие из одаренных от природы людей посредственно себя реализуют, поскольку внутренне они убеждены в том, что у них и так все в порядке. Обладая большим потенциалом, человек может довольствоваться малым. Намного более целеустремленно ведут себя те, у кого есть «недобор» по этой шкале. Такие люди ощущают потребность постоянно усиливать себя и все время обучаются, стремятся самосовершенствоваться.
– Может ли человек с таким «недобором» максимально раскрыться?
– Конечно. Более того, моя практика показывает, что самые оптимальные уровни – это «плюс два» или «плюс три». На них присутствует ощущение: «Я могу это сделать, но мне не хватает определенных качеств, и надо еще развиваться».
– На вашем сайте говорится, что при оценке потенциала человека учитываются такие показатели, как надежность, управленческие качества, коммуникативные навыки и другие. Получается, если тебе даже не дано что-то от природы, ты все равно можешь это развить? Или есть качества, которые «прокачать» невозможно?
– Развить можно все. Другое дело, что у кого-то уйдут на это годы, а у кого-то – считанные месяцы. Если речь идет об управленческом потенциале, то есть отдельные нюансы. Управленческий потенциал можно разделить на невысокий, средний и высокий. И если у человека он изначально невысок, то это совсем не означает, что такой человек не может управлять коллективом. Это говорит, скорее, о его характере и стиле взаимоотношений.
– Он более мягкий?
– У людей с невысоким управленческим потенциалом, как правило, нет амбиций кем-то управлять, они не ставят перед собой задачу работать в крупных компаниях и корпорациях на руководящих должностях. И знаете, в чем парадокс? Именно среди них, как правило, встречаются предприниматели в подлинном смысле этого слова, то есть люди, которые постоянно что-то новое делают, идут вперед. Я их еще называю «поджигателями». То есть развели костер и пошли дальше, а кто будет заготавливать дрова, какие там погодные условия – им не до этого. Им нужно следующий костер разжечь. Это люди авантюрные, быстро меняющиеся, и, как правило, их бизнес тоже растет, потому что они подтягивают правильный менеджмент – людей со средним или высоким управленческим потенциалом.
– Вы сейчас описали тип Стива Джобса и Илона Маска…
– Туда же можно и Ричарда Брэнсона отнести. Или возьмите Олега Тинькова: сначала он занимался выпуском пельменей, потом – пива, создал велокоманду, открыл банк. Он постоянно в изменениях живет, ему так комфортно.
– Таких предпринимателей со временем становится больше или их процент всегда неизменен?
– Предпринимателей точно становится больше. Я вижу, что они в основной массе своей уходят в сферу IT. Сегодняшняя молодежь – от 15 лет и старше – это люди новой формации. Они просто по-другому обрабатывают информацию, в разы быстрее, чем мы. Это позволяет им очень быстро развиваться и находить себя именно в технологиях, связанных с Интернетом.
– То есть, чем выше скорость передачи информации и уровень развития Интернета, тем больше будет таких предпринимателей?
– Я бы сказал, наоборот: развитие и скорость передачи информации обязаны тому, что появились такие люди – инноваторы по своей сути. Им просто неинтересно, как было раньше. Где-то они иногда спешат, где-то в угоду будущему предпочитают не изучать накопленный до них опыт. Уникальная особенность таких ребят - в том, что порой они не способны решать задачу, но ответ на нее они находят моментально.
– А что же с людьми, у которых высокий управленческий потенциал? Это – плохие бизнесмены?
– Нет, они, конечно, тоже ведут предпринимательскую деятельность, но они намного медлительнее – им надо все взвешивать. При этом теряются очень важные качества – скорость, способность быстро принимать решения, реагировать на них. Управленец высшего звена – это как тяжелая техника, как танк. Он не так быстр, но сверхэффективен и предназначен для выполнения конкретных масштабных задач.
– Есть ли у российских управленцев какие-то особые черты или качества, которые отличают их от американских или европейских коллег?
– Во-первых, у нас просто разная культура. Но, как показала моя практика, основное отличие - в том, что у нас совершенно другое отношение к родителям, к своей родовой линии. Может возникнуть вопрос: при чем здесь это? А связь прямая. Если мы посмотрим на западных предпринимателей, то там несколько поколений семьи занимаются одним и тем же бизнесом из года в год, порой – из столетия в столетие. Возьмите, к примеру, компанию Liebherr [крупная немецкая машиностроительная компания – прим. авт.]. Внутренняя корпоративная культура строится на семейных ценностях. Я сейчас не говорю – европейские это ценности или какие-то другие, не в этом суть. У нас же складывается ощущение безотцовщины. Это очень тонкий момент, ведь будущее бизнеса напрямую связано с отношениями между людьми – с родителями, с женой, детьми. На Западе это имеет большое значение.
Как говорили мои учителя: «Основная компания, на которую необходимо все время работать, – это семья». Прежде чем покорять мир и создавать новые ниши на рынке, я рекомендовал бы нашим предпринимателям выстроить отношения в своих собственных семьях с женами или мужьями, родителями и детьми. Основные азы по управлению коллективом, налаживанию коммуникаций, заключению и соблюдению договоров мы приобретаем как раз в семейных отношениях.
– Может быть, просто пока времени не хватило? Российскому бизнесу ведь нет еще и 30 лет.
– Я бы не сказал, что у нас такой неопытный бизнес. Просто отношение к семье и семейным ценностям в российском бизнесе все чаще «западает», если можно так сказать. А, между тем, здесь есть прямая связь с успехом и дальнейшим процветанием своего дела.
* Акмеология – раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени индивидуального развития.