Ньюпортский миграционный суд (Великобритания) завершил рассмотрение дела о предоставлении пензенцу Алексея Шматко статуса беженца.
Рассмотрение дела заняло около шести часов. Суд вынесет решение в течение двух недель, сообщил ИА «Пенза-Пресс» Алексей Шматко.
«Это стандартная практика. Миграционные суды никогда не выносят решение сразу. Его, как правило, присылают по почте в течение 10 дней или двух недель. Здесь вообще все присылается почтой: водительское удостоверение, загранпаспорт и другие документы», – отметил собеседник.
В том случае, если Шматко получит статус беженца (asylum), ему выдадут специальный британский паспорт и удостоверение личности, исключат из базы розыска Интерпола и, главное, – его не смогут экстрадировать в Россию, где он проходит обвиняемым по двум уголовным делам. Одно из них – о мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной группы, которую якобы создал сам Шматко. По версии следствия, что в 2005-2008 годах члены группы похитили из федерального бюджета 50 млн рублей через незаконное возмещение НДС. Шматко отрицает свою вину и утверждает, что дело против него было сфабриковано. Этой же позиции его сторона защиты придерживалась в суде.
В случае отказа в присвоении ему статуса беженца, защита Шматко намерена обжаловать решение в вышестоящих инстанциях. Эта процедура, по словам собеседника, может занять длительное время.
«Это может затянуться на пять, шесть или семь лет. По закону, экстрадиция откладывается до полного решения по моему статусу», – подчеркнул Шматко.
Он утверждает, что даже если не получит статус беженца, экстрадировать его в Россию невозможно.
«У меня здесь семья, а по британским законам семью нельзя разделить. Кроме всего прочего, у нас младшая дочка родилась здесь 9 ноября, она получила вид на жительство в Британии, хотя и не является пока британской подданной. Мы принципиально не будем оформлять ей российское гражданство. В связи с этим депортация моя невозможно – нельзя отправить меня из Британии в России с малолетним ребенком, который не имеет российского гражданства», – отмечает Шматко.
Кроме того, по его словам, в суде выяснился правовой казус: Алексей Шматко, который вот уже два года проживает в Великобритании, с юридической точки зрения находится вне ее пределов.
В сентябре 2011 года он выехал из России на Северный Кипр по абхазскому паспорту, а оттуда, в декабре 2014 года, через Стамбул перебрался в Лондон по поддельному паспорту гражданина Латвии, который, как утверждает Шматко, он купил на Кипре.
«В связи с тем, что я приехал сюда по поддельному паспорту, меня поместили в миграционную тюрьму, а из нее отпустили в город. Если бы я въехал на территорию Британии официально, по паспорту, мне бы поставили штамп. Сейчас же выяснилось, что хотя я физически нахожусь на территории Британии, юридически я в нее не въехал, а значит и экстрадировать меня нельзя. Я экстерриториален, граница Британии проходит по моей коже», – уверен он.
По его словам, решение британской стороны об экстрадиции в Россию в таком случае нарушит международные нормы права и создаст прецедент, по которому Британия может передать другой стране любого человека, где бы он не находился юридически.