Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого хранит множество интересных, а порой трагических и даже мистических историй. О некоторых из них ведущему шоу «Иные люди» (16+) Павлу Прохоренкову рассказала заведующая экспозиционным отделом Нина Санталова.

Святая воля любимого человека

«Эта история очень трогательная. В 1991 году в картинную галерею пришло письмо очень известного кинорежиссера Льва Стефановича Данилова. Он просил приехать нашего сотрудника, эксперта, и посмотреть, подходят ли для картинной галереи 13 картин, которые он хочет подарить. Мы, конечно, очень удивились. Странно было не найти в Москве точки приложения своей коллекции. Но потом выяснилась жизненная, очень трогательная история.

Оказывается, он в молодости приехал в Пензу в командировку и познакомился здесь с девушкой, которая тоже была в командировке, – Мариной Мещериной. Впоследствии они поженились, но вот здесь в процессе ухаживания, знакомства и влюбленности они не знали, куда деться. Это были 60-е годы, не было кафешек, некуда было молодежи пристроиться, и они покупали за 10 копеек билет в картинную галерею, еще старую, в залах художественного училища, и проводили там время – встречались.

Прошла жизнь, они прожили ее очень счастливо и очень любили друг друга, но случилась трагедия - Марина Николаевна заболела, у нее был рак. Лев Стефанович метался, пытаясь помочь своей любимой женщине, но ничего уже сделать было нельзя. Тогда Марина написала завещание и попросила 13 картин, которые они собрали для себя, передать в Пензенскую картинную галерею в память о том счастье, которое она здесь обрела, которое ей послал Бог.

Мы открыли небольшую выставку из подаренных полотен. Лев Стефанович приехал на нее, и написал на фотопортрете: «Я исполнил твою святую волю, мой любимый человек». Когда мы с ним общались, то чувствовалось – он был уже не здесь.

Он все время говорил: «Мы с Мариной заболели, мы с Мариной поняли, мы с Мариной решали». Случилось так, что через два месяца его не стало. Вот такая любовь, которая связывала людей и при жизни, и после смерти.

Превосходный ночной пейзаж Алексея Киселева – из того дара. Он сам по себе достоин быть не только в пензенской картинной галерее. Замечательный русский художник-передвижник. Но здесь - романтический пейзаж, который отражает традицию итальянцев петь перед Мадонной вечерние песни, вечернюю молитву.

Мистика в жизни семьи Араповых

«Еще у нас есть портрет Андрея Николаевича Арапова, фамилия Араповых – очень известная в Пензе. С ними было множество историй. Первая – о том, что он женился на полячке (легенда это или нет, проверить сложно) и сбежал от нее. Ей выслали документы, что он погиб. Прошло какое-то время, жена стала выправлять документы, явилась в Пензу, постучала в дом к Араповым, ей открыла новая жена, потому что муж был на охоте, и она просто упала в обморок, когда поняла, кто это.

Но губернатор Панчулидзев это дело уладил, видимо, благодаря какой-то сумме. Женщина уехала, ей дали в сопровождение лекаря и даже военных. Но недалеко она отъехала от Пензы - на постоялом дворе она и дочь скончались. И сам Арапов погиб при загадочных обстоятельствах на охоте.

Его сын был очень прогрессивным помещиком, начинающим капиталистом, у него было несколько заводов. И вот на одном из заводов взорвался котел, и погибли крестьяне. Он попал под суд. Ему юрист посоветовал собрать сход крестьян и попросить прощения у них. Он собрал, встал на колени, попросил прощения, но от унижения сошел с ума».

Стоит отметить, что внимание посетителей пензенской картинной галереи притягивает и портрет еще двух членов семьи Араповых: внучек Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской, от ее второго брака с генералом Ланским - шестилетней Елизаветы Николаевны Араповой (после замужества стала Бибиковой) и четырехлетней Натальи Николаевны.

Картина написана в 1879 году в Пензенской губернии академиком живописи И. К. Макаровым, кисти которого также принадлежит портрет сына Александра Сергеевича Пушкина, героя русско-турецкой войны, генерала, Александра Александровича Пушкина.

Вернувшаяся через 20 лет картина

«Еще одна история - драматическая, об украденной картине. Украдено было произведение очень редко встречающегося в музеях нашей страны художника Теодора Руссо, основателя барбизонской школы. Он был француз, а художники этой национальности впервые вышли на открытый воздух и писали национальный пейзаж Франции.

Кража этой картины была, безусловно, заказана, потому что шли конкретно за ней. Это были 90-е годы. К сожалению, она не была найдена.

Но прошло почти 20 лет, и в 2007 году человек, который совершил кражу, попался на каком-то преступлении. Чтобы скостить себе срок, он решил пойти на сделку со следствием.

Вынес из своей кладовки, где стояли лыжи, какие-то мешки, старая одежда, нашу картину. Изумлению не было предела. Конечно же, ее стали проверять, потому что не очень ему доверяли. Но ставится номер на картине, он написан на дереве. Поэтому подлинность доказать было несложно. Таким образом, Теодор Руссо вновь вернулся в экспозицию».

О других тайнах, которые хранит Пензенская картинная галерея, можно узнать в новой программе «Иные люди» (16+), которая выйдет 1 декабря в 16.00.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies