4:08
25.10.2021г.
Олег Ягов: Пензенская область может стать столицей военно-исторических фестивалей

Олег Ягов: Пензенская область может стать столицей военно-исторических фестивалей

На минувшей неделе пензенская делегация во главе с зампредом правительства Олегом Яговым посетила Владимирскую область для обмена опытом в сфере туризма. О том, в каком направлении будет развиваться отрасль в регионе, о гастрономическом бренде, военно-исторических фестивалях и восстановлении усадеб Олег Ягов поговорил с шеф-редактором ИА «Пенза-Пресс» Александром Поляковым.

– Какие наработки владимирских коллег в сфере туризма вы бы отметили, и что мы можем у них перенять?

– Во Владимире меня заинтересовала «Школа юных музееведов». Она рассчитана на два года, занятия проходят по выходным несколько раз в месяц. Фактически там из детей делают специалистов музейного дела. Выпускник этой школы может самостоятельно проводить экскурсии для туристов.

В Суздале мы обсудили с вице-президентом Ассоциации малых туристских городов Игорем Кехтером развитие такого направления, как гастрономический туризм. Любой человек, куда бы ни поехал, хочет хорошо поесть. Причем зачастую туристов интересует местная кухня и местные же напитки. В Суздале, например, нашли свой бренд – огурец. У них есть праздник – День огурца, работает специальный ресторан, в котором можно попробовать огуречный кофе, варенье, настойку на огурце, какие-то десерты.

– А что Пензенская область предложит гурманам?

– Можно пойти дальше. Во Владимирской области делают ставку на местные блюда, а мы можем акцентировать внимание на рецептах, которые были распространены в XVIII-XIX веках, это еще интереснее. В «Тарханах» уже есть такое меню. Или возьмем, к примеру, Бессоновский район – у них там и напитки свои, и выпечка. Мы просто не занимаемся маркетингом, не раскручиваем эти бренды.

Еще одно направление – событийный туризм. В Суздале живет всего 10 тысяч человек, но еженедельно туда приезжает втрое больше людей. Можно пару раз сходить в галерею или музей, но людям все же интереснее посетить какое-то мероприятие – масштабное и, самое главное, бесплатное. У нас таким мероприятием является, к примеру, Jazz May.

Сейчас мы пытаемся сделать Пензенскую область столицей военно-исторических фестивалей. В декабре мы впервые провели фестиваль «Рубежи Московского царства». Боялись, что зрителей не будет, но в итоге все сложилось. Люди остались в восторге: место расположено недалеко от центра города, удобная навигация, конкурсы – из лука стреляли, чеканили монеты. Сейчас подали заявку на третий фестиваль «Марсово поле». В этом же году – 780 лет Золотаревскому сражению, которое произошло во времена Батыева нашествия на Русь. Уверен, что это очень перспективное направление для развития туристического кластера.



– Как планируется развивать Золотаревское городище?

– Бюджет не может позволить себе полностью финансировать такие проекты, поэтому мы пошли по пути создания НКО. Вышли на фонд Потанина, который занимается поддержкой музеев и подобных комплексов. Сейчас подали две заявки – на два миллиона и на 600 тысяч рублей. Еще две заявки – по 350 тысяч рублей – оформили в Российское военно-историческое общество на проведение фестивалей «Марсово поле» и «Золотаревское городище: перекресток цивилизаций». Если все получится, они состоятся в августе и сентябре этого года.

Разработана «дорожная карта» по развитию Золотаревского городища. Практически завершена работа над диорамой сражения, будем расширять местный музей – появится еще одна комната, где будет размещена экспозиция. Летом привлечем людей и технику, чтобы расчистить территорию городища. Вообще, мы рассматривали сразу несколько туристско-рекреационных кластеров – в том числе, «Кузнецкий», «Никольский», «Засека», – но, по мнению специалистов, «Золотаревский» – самый перспективный из них. Он находится близко к Пензе, и там можно создать интересные объекты для показа.

– Можно организовать много фестивалей, но не факт, что они станут востребованными. Как, по вашему мнению, должна работать система по привлечению туристов в регион под посещение крупных мероприятий?

– Сначала создается туристский продукт. Если с каждым годом в него вкладывать все больше сил, то он набирает популярность и выходит на межрегиональный уровень. На второй фестиваль «Марсово поле» приехало вдвое больше участников из других регионов, чем на первый. Если мы и дальше будем его развивать, то у нас не только увеличится число участников, но и зрителей, само действо станет масштабнее. Через три года или через пять лет, если бюджет фестиваля составит порядка двух миллионов рублей, он может выйти на всероссийский уровень. Это, в свою очередь, может заинтересовать жителей соседних регионов, и они захотят приехать сюда, к примеру, на пару дней.

Для того чтобы наши фестивали были привлекательными, мы должны войти во всероссийский календарь событийных мероприятий. И второе – нужно работать с другими регионами. Я за последнюю неделю три раза встречался с Тамарой Михайловной Мельниковой [директором Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»]. Она говорит, что проблема – в отсутствии логистики и информированности. Когда людям рассказываешь, что есть интересного в Пензенской области, они реагируют зачастую так: «Да вы что? Как интересно. Мы обязательно должны сюда приехать».

Я считаю, для достижения этой цели мы должны создавать видеопродукт: четырех- или пятиминутные промо-ролики о событийном туризме в регионе – такие, как, например, сюжет о «Марсовом поле», который недавно был выпущен.




– Вы приводите в пример Суздаль и Владимир, но они находятся в выигрышном положении по сравнению с нами. Из Москвы туда ехать всего два с половиной часа.

– Да, у них изначально неоспоримое конкурентное преимущество в этом смысле. К тому же, многие объекты культуры там занесены в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО: храм Покрова на Нерли, Успенский собор. В одном Суздале – 34 церкви. Соответственно, у них и туристов больше. Тем не менее, мы можем использовать многие их наработки. У нас не раз предлагали исторические улицы города превратить в комплекс «Старая Пенза» – с фонарями, табличками на зданиях. Что сделали во Владимире: в 2016 году они выложили брусчаткой пешеходную улицу в центре и через каждые 15-20 метров поставили инсталляции – скульптуры пожарного, аптекаря и другие. Почему бы нам не провести конкурс и тоже не сделать что-то подобное в центре, может быть, на улице Карла Маркса.

И, возвращаясь к продвижению региона в сфере туризма, другой важный аспект – участие в международных и всероссийских туристических выставках. Это требует денег. Мы общались с коллегами из Владимира – когда они последний раз выезжали с экспозицией на подобное мероприятие, это обошлось им примерно в миллион рублей.

– Тем не менее, по словам начальника отдела туризма минкультуры Алексея Уколова, работу Пензенской области в сфере туризма высоко отметили на одном из недавних форумов в Москве.


– Речь идет о выставке «Интурмаркет-2017», на которой были отмечены весьма перспективные маршруты «Русские усадьбы» («По Лермонтовским и Купринским местам»), «Великий Волжский путь». Москве понравилось, как они прописаны. Надо отметить, что Пензенская область официально вошла в число 23 субъектов Российской Федерации, где наиболее серьезно занимаются разработкой туристических маршрутов. Это дорогого стоит.



– Коль скоро вы упомянули усадьбы – многие из них заброшены и находятся в неприглядном виде. Планируется ли работа по их восстановлению?


– Сейчас мы вместе с министерством культуры и туризма разрабатываем новый маршрут, который пройдет по автодороге «Пенза-Тамбов», и особое внимание уделяем двум объектам. Первый – это усадьба Воейкова, куда мы уже выезжали с первым заместителем председателя правительства Пензенской области Андреем Кулинцевым. Мы договорились с администрацией Каменского района, что они проведут консервацию здания, дабы остановить его разрушение. Второй объект – это усадьба Загоскина, по ней мы прорабатываем «дорожную карту».

Для восстановления усадеб нужно много денег. Есть объекты, которые находятся в частной собственности, и на их хозяев повлиять невозможно. Но если мы дальше будем разрабатывать маршрут «Пенза-Белинский», то две усадьбы, о которых я упомянул, хорошо бы в него вписались.

– Вы не раз говорили о необходимости устанавливать на дорогах указатели к памятникам культуры. Как продвигается эта работа?

– Сейчас минкультуры готовит перечень таких указателей, которые мы сможем поставить на территории региона. Конечно, хотелось бы, чтобы они были на всех трассах в Пензенской области; чтобы люди, которые едут на машине, знали, что через два-три километра – тот или иной памятник культуры или святой источник, и у них мог бы возникнуть интерес доехать туда и посмотреть.

Еще мы увидели в Суздале такое решение, как информационные указатели, и нам бы тоже хотелось сделать историко-культурные карты по каждому городу или хотя бы одну по Пензе. В будущем можно повесить ее вместо рекламы на Доме молодежи. Проект готов в миниатюре, остается найти инвестора. Это очень важно сделать именно в центре города. Рано или поздно у ребенка останется в памяти, какой музей находится в городе Белинском, где расположены Тарханы, чем славен Наровчат и так далее.

Источник фотографии: Фото предоставлены пресс-центром правительства Пензенской области; видео - "СтахановФильм"
Читайте также:
На пензенской телебашне заработала подсветка
17:59
На торговцев с «пола» по ул. Тернопольской составили протоколы
17:14
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс