Панельная дискуссия «Уезжать нельзя остаться» (запятую в названии организаторы предлагали поставить на свое усмотрение) прошла в рамках первого дня работы конференции разработчиков программного обеспечения «SECON» в Пензе. Ее участники обсудили, можно ли построить успешный IT-бизнес в провинции, когда стоит, а когда не стоит переносить свой бизнес в столицу, что делать, если не хватает кадров, и нужно ли айтишнику уметь красиво говорить.
Открывая дискуссию, модератор Павел Берсенев («НеВсем.ру», Пенза) подчеркнул, что главная ее цель - на опыте коллег попытаться понять, какие нужны предпосылки для того, чтобы IT-бизнес смог вырасти в крупную компанию, и нужно ли для этого уезжать из своего региона в столицу.
Владимир Розов («Bit.Games», Пенза) порекомендовал тем, кто начинает бизнес в сфере IT, не стараться сразу переезжать из родного города.
«Опираясь на свой опыт, я бы рекомендовал в таком случае остаться в родном городе и дорасти до уровня, когда здесь станет тесно. В родных стенах дешевле – и жилье, и транспорт, и зарплата [которую вы платите] сотрудникам. Даже если у вас сервисная компания, и вы не производите продукт, то всегда можно найти друга, соседа, друга соседа, внучку дедушкиного соседа по гаражу, которым можно предложить свои услуги, и не будет сильно обидно их разочаровать», – отметил Владимир Розов.
Попытка перенести бизнес в Москву сопряжена с борьбой с крупными конкурентами, это все равно что «мелкой рыбешке пытаться выжить среди крупных хищников», да еще и при отсутствии той поддержки, о которой говорилось выше, добавил Розов.
«Если нет никаких определенных планов – понятно, что незачем куда-то ехать», – резюмировал Владимир Розов.
Вместе с тем, по его словам, в процессе развития бизнеса все может поменяться, и родные стены окажутся слишком тесными. Возникнет, прежде всего, кадровый вопрос – где брать специалистов для развития компании. Спикеры согласились, что эта проблема – одна из ключевых для отрасли.
«В кадры мы упираемся всегда, поскольку бизнес интеллектуальный», – отметил Павел Кошак («Палекс», Томск).
По мнению Евгения Мироничева (автор книги «К черту офис», Пенза), большинство ограничений – это стереотипы, которые у бизнесмена в голове. Сегодня, чтобы начать IT-бизнес, нужно все меньше средств, знания все доступнее, а сотрудника для проекта можно найти в любой точке земного шара, отметил он и привел в качестве примера русскоязычного программиста, живущего в Японии, который делал проект для европейской компании.
«Преимущество удаленной работы в том, что можешь найти специалиста, которого в родном городе найти невозможно. Самое простое: нужно вам написать текст – находите носителя языка, нанимаете его, все это оплачиваете карточкой […] Даже люди с уникальным опытом находятся буквально за день-два. А на локальном рынке вы такого человека будете воспитывать год или два, а потом он скажет «спасибо» и уедет от вас», – подчеркнул Евгений Мироничев.
Он посоветовал начинать проекты с расчетом на местный рынок, но вырастать из его границ и переходить на внешние.
«Не знаю, насколько это соответствует действительности, но ребята из Белоруссии сразу ориентируются на международный рынок, потому что внутреннего практически нет. Никто не мешает делать точно так же», – добавил он.
Другая сторона кадрового вопроса – это образование. Управляющий партнер «Sura Systems» Андрей Галицкий (Германия) вспомнил, что когда он учился в Пензе, ему не хватало практики.
«Я учился и работал одновременно. И то, что я работал, мне дало процентов 80 тех скиллов, которые мне впоследствии понадобились. Я так предполагаю, что ситуация не улучшилась, а ухудшилась […] Три лучших программиста, которых я в жизни видел, – они из разных мест: из Москвы, Пензы, Норвегии – не закончили высшее образование. Они все начали лет в 20, и к 3-4 курсу плюнули на все и пошли работать. Я подозреваю, что одна из проблем в том, что в университете неинтересно, и задачи, которые дают там, абсолютно теоретизированы. Дайте нормальную боевую задачу, мне кажется, тогда человек быстро созреет», – отметил Андрей Галицкий и предложил организовывать практику в компаниях, занимающихся IT-бизнесом со второго курса университета «не на три месяца, а на три года».
Павел Кошак рассказал, что его компания привлекает студентов на стажировки, но для бизнеса – это дополнительные расходы.
«Мне необходимо исключить из работы порядка четырех специалистов, чтобы принять двух студентов (а больше я не возьму, потому что это для меня серьезные расходы): провести по офису, показать и рассказать, объяснить корпоративную культуру – что можно, а что нельзя, обеспечить рабочее место. Это мой вклад в развитие индустрии, я его делаю добровольно», - отметил Павел Кошак и подчеркнул, что необходимо заинтереовать бизнес в плане проведения стажировок.
«Мы ведь тоже хотим, чтобы приходили толковые ребята, подожженные идеей», – резюмировал он.
Еще одна грань проблемы – ее обозначили слушатели, присутствовавшие на панельной дискуссии – это необходимость освоения одним специалистом нескольких компетенций. Иными словами, айтишник должен не только «кодить», но и уметь продавать продукт.
«Я считаю, что все должны уметь коммуницировать – технарь ты или гуманитарий. Говорят, что программисты – интроверты. Нет, они просто не умеют коммуницировать. Это навык, которому можно обучить», – считает Федор Скворцов («Ауригма», Томск).
По его словам, заниматься IT-бизнесом из провинции (спикер подчеркнул, что говорит про B2B-сегмент, в котором компании производят продукт или оказывают услугу для другой компании) сложно из-за оторванности от рынка.
«В наших провинциальных городах экономики нет, предприятий нет, просто пойти и с кем-то скооперироваться мы не можем. IT – это прилагательное к какой-то индустрии: медицине, промышленности, ритейлу. Мы должны тесно работать с какой-то отраслью для того, чтобы ее автоматизировать. А раз ее нет, мы вынуждены работать с внешними рынками», – добавил Федор Скворцов.
В ходе обсуждения спикеры отмечали еще один аспект, который влияет на выбор уехать или остаться. Это транспортная инфраструктура.
«У нас обязательно бывает так, что даже самолеты, которые летают [в Пензу] – а их и так мало, – летают плохо. Успешный программист, которому мы платим много денег, чтобы чувствовать себя с этими деньгами хорошо, захочет куда-нибудь слетать. А для этого надо сначала добраться до Москвы – потратить ночь на поезде и обратно. Сегодня так быстро все развивается, так ценится время, что программист может решить, что жить в Москве, как и летать из нее – гораздо проще», – сказал Владимир Розов.
«Да нет здесь никакой транспортной оторванности, - возразил на это в своем выступлении Федор Скворцов. – Отсюда [из Пензы] до центра – час лета. Вот мы находимся вообще в nowhere – многие не знают, где Томск находится, для них – это просто какая-то точка в снежной пустыне».
По его мнению, иногда вопрос уезжать или остаться» может быть не только про бизнес, но и про личный выбор, когда у бизнесмена недостаточно мотивации для работы в родном городе, не нравится городская среда или нет возможностей для качественного отдыха.
«Надо просто разобраться, что действительно вам не нравится в городе. Может быть, вам жена ваша не нравится, а вы это переносите на бизнес», – резюмировал он.