ИА «Пенза-Пресс» запускает новый проект «Do You Understand?» (0+) - вместе с экспертами будем разбираться, где и как лучше изучать иностранный язык. В серии уроков рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются родители, желающие подтянуть знания ребенка по иностранному языку, или взрослые, мечтающие выучить английский.

Обращаться к услугам репетиторов в Пензе стало модно. Уже с начальной школы родители ищут специалистов, которые помогут их детям лучше изучить предмет, в том числе - иностранный язык, так как без него сложно реализоваться в профессиональном плане. Ажиотаж вызывает и то, что с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку хотят сделать обязательным, наряду с математикой и русским. Реально ли получить хороший балл, опираясь только на школьные знания, или стоит заниматься языком дополнительно? И что выбрать: репетитора или частную школу?

Чтобы разобраться в ситуации, мы выяснили, что по этому поводу думают пензенцы. По данным опроса, который информагентство провело в группе «Это Пенза, Карл!» в соцсетях, только треть респондентов считает уровень полученных школьных знаний достаточным для владения иностранным языком. Остальные заявили, что им необходимо подтянуть иностранный язык, при этом:

- 18% хотят заниматься с репетитором,

- 29% обратятся в частную школу,

- 21% выберет другой способ обучения.

Руководители «Школы иностранных языков №1» тоже считают: надеяться только на школьную программу не стоит.

«На мой взгляд, общеобразовательная школа не дает необходимых знаний по иностранным языкам, так как все дети разные, и к ним нужно искать индивидуальный подход, что в условиях школы практически невозможно», - уверен замдиректора «Школы иностранных языков №1» Руслан Вишневский.

По его словам, проблема заключается еще и в том, что школьная программа, идя в ногу со временем, не находит реализации у возрастных преподавателях, мало кто из них сам готов учиться и переучиваться. Например, методика преподавания английского языка с 80-х годов практически не изменилась: и сейчас на уроках преобладает заучивание, в то время как детям интереснее игровые ситуации, работа в группах.

«Детям, чтобы запомнить, что мяч – это ball, надо его потрогать, увидеть, повзаимодействовать с ним. Большинство людей – это либо кинестеты, либо визуалы. Аудиалов, то есть тех, кто воспринимает на слух, очень мало. Еще один немаловажный момент, за 45 минут урока преподаватель не имеет временной, а иногда и технической возможности задействовать все методики и ресурсы преподавания», - отметил Руслан Вишневский.

По словам директора «Школы иностранных языков №1» Яны Лузгиной, проблема еще - и в ограниченности возможностей самих преподавателей. Они вынуждены действовать в рамках программы, поэтому новые методики и техники зачастую остаются за бортом.

«Школа стандартизирована. Это даже не вина педагогов, есть заинтересованные, болеющие делом учителя, но они не могут выйти за рамки тех программ, которые им рекомендует министерство образования. Некоторые пытаются, но опускают руки. Действительно, есть учебник, методическое пособие, средний балл - позиции, которые надо выполнить, чтобы получить зарплату. Зачем что-то пытаться изменить? Из-за того, что в обычных школах не дают творческого простора, многие уходят в частные. Даже родители не всегда адекватно воспринимают новшества, а уж директорам, завучам этот бунт вообще ни к чему», - отмечает она.

Кроме того, говорит Яна Лузгина, уроков иностранного языка в школе катастрофически мало, поэтому подготовиться и сдать ЕГЭ на основе полученных знаний очень сложно.

«Часов на иностранный язык отводится гораздо меньше, чем на русский, хотя ЕГЭ - сложнее. В экзамене по иностранному языку есть и грамматика, и аудирование, и чтение, и спикинг, и даже эссе. То есть ребенок должен выразить свои мысли правильно, без грамматических ошибок, стилистически верно, и всему он должен научиться всего за два часа в неделю. Чтобы все сдать, он должен быть вундеркиндом!

Получается, сама образовательная программа выстроена таким образом, что подталкивает родителей к использованию дополнительных услуг. Иначе сдать экзамен на высокий бал будет очень проблематично», - убеждена директор.

Что же делать детям и их родителям, которые хотят подтянуть язык? Самые распространенные варианты: репетиторство или частная школа.

Преимущества и недостатки

Репетиторство, несмотря на популярность, - явление неоднозначное.

«Не секрет, что учителя общеобразовательной школы работают репетиторами и детей они не набирают по объявлению, а занимаются исключительно со школьниками из своего класса. Я считаю, что это неэтично: если ты не можешь научить ребенка бесплатно, то, как ты научишь его за деньги? Хотя может быть вариант, что учитель осознанно недорабатывает на уроке, что тоже неправильно. Но надо заметить: если педагог общеобразовательной школы подрабатывает в частной, - это другой вопрос. Детей в группы там набирают со всего города», - поясняет директор «Школы иностранных языков №1».

По оценкам экспертов, рынок репетиторских услуг в 2016 году в России составил более 30 млрд рублей. На 90% он – теневой. Репетиторы не платят налогов, их не контролируют надзорные ведомства. Это означает, что их клиенты не защищены. Если, допустим, ребенок не сдал ЕГЭ или набрал мало баллов, то деньги никто не вернет.

Услуги репетитора в Пензе стоят 600-1200 рублей. Специалисты рекомендуют проводить не менее двух занятий в неделю. Получается, что репетитор, занимаясь с одним учеником, зарабатывает 6400 рублей в месяц. Для сравнения, в частной школе, которая имеет лицензию, стоимость занятий, в среднем, составляет 2100 рублей в месяц, то есть цена одного урока - около 250 рублей.

«Люди готовы платить в 3,5 раза дороже за негарантированный результат у репетитора. У большинства из них нет мотивации: люди приходят, деньги платят. Зачем что-то менять? Это притупляет желание развиваться. Если в частной школе педагог не дорабатывает, у него снизят нагрузку, лишат премии, что приведет к снижению зарплаты. Он заинтересован в том, чтобы учить хорошо, чтобы его уроки были интересными.

Репетиторы же, в большинстве своем, рассматривают свою работу как средство для получения быстрых денег, хотя работа педагога – одна из сложнейших. Человек должен не просто знать язык, а уметь его преподавать.

Мы стараемся своих педагогов учить, отправлять на курсы повышения квалификации, требуем сдачи международных экзаменов на право преподавания иностранного языка [экзамен на методику преподавания иностранного языка]. Репетиторов же никто не будет мотивировать, а без этого вряд ли кто-то будет тратить время, деньги, ехать в другой город, готовиться. Ведь люди и так идут, деньги платят», - считает Яна Лузгина.

Возникает закономерный вопрос, почему же люди все равно идут к репетиторам, а не в частные школы? Ответ прост: считается, что индивидуальные занятия более эффективны. Миф о преимуществах индивидуальных занятий эксперты тоже готовы развенчать. Но об этом – на нашем следующем уроке.

За помощь в подготовке материала благодарим «Школу иностранных языков №1».

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies