Скоро в России может остаться лишь одна модель аттестации учителей: на смену региональным системам, вероятнее всего, рано или поздно придет единая – федеральная. Какой она будет, решают уже несколько лет, а в этом году апробация коснулась и 300 пензенских педагогов. Есть ли у наших учителей серьезные поводы для беспокойства, выяснили корреспонденты ИА «Пенза-Пресс».
Суть новой модели аттестации
Новшество представляет собой уровневую оценку предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций учителей на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). В настоящее время компоненты новой модели проходят апробацию в разных субъектах страны, в том числе – и в Пензенской области.
В связи с чем возникла потребность в том,чтобы привести аттестацию учителей в регионах к единому стандарту, как скоро она может быть внедрена, что собой представляют ЕФОМы и как на них отреагировали пензенские педагоги, принявшие участие в эксперименте, рассказали проректор Института регионального развития Пензенской области Елена Прохорова и директор центра содержания образования ИРР ПО Надежда Стромакова.
- Елена Александровна, расскажите, как сегодня аттестуют педагогов в нашем регионе? Потребность в новой модели действительно назрела?
Е.П.: В настоящий момент аттестация проходит в каждом регионе по-своему. Есть нормативное законодательство, где обозначены критерии, по которым учителям присваивается первая и высшая категории. Наша региональная модель построена на полном соответствии с ним. К минимуму сведен контакт педагога с теми, кто его аттестует – это поможет избежать субъективных оценок, все прозрачно, открыто и понятно.
Нашим педагогам для того, чтобы пройти аттестацию, нужно только подать заявление, причем его можно отправить в электронной форме. А дальше представление готовит сама школа. Во всех учреждениях хранятся личные портфолио учителей – это ксерокопии грамот воспитанников, результаты срезовых работ по линии школы, результаты ЕГЭ, ОГЭ, материалы, отражающие вовлечение детей в различные виды деятельности, грамоты и благодарности педагога. Поэтому форма представления легко заполняется. Мы по этой схеме уже два года работаем, и все знают, что и как делать. Но дело в том, что в ряде регионов дело обстоит по-другому. Где-то большие портфолио готовят, педагоги целые папки с собой несут, где-то проводят собеседования.
Минпросвещения России предложило другой вариант - в рамках национальной системы учительского роста предусмотреть и модель аттестации, которая будет единой по всей стране.
- Что она собой представляет сейчас, на этапе обсуждения, какие идеи озвучивают? Из каких компонентов модель, предположительно, будет состоять?
Е.П.: Вопрос с национальной системой учительского роста пока слабо проработан, а вот с единой моделью аттестации ситуация яснее. Будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМы), которые сейчас апробируются. Не факт, что они будут приняты именно в таком виде. Это как с процедурой ЕГЭ для школьников: то, что было вначале, и то, что мы имеем сейчас, - разные вещи.
Пока в Пензенской области апробируется часть ЕФОМов, связанная с предметным содержанием и методической работой.
В предлагаемой модели аттестации предполагается сбор мнений об учителях среди выпускников прошлых лет, которые окончили школу не менее трех лет назад. Но здесь возникает вопрос: если педагог работает со старшими классами, выпускает детей, то с кем он потом будет поддерживать контакт? Конечно, с теми, с кем у него хорошие взаимоотношения. То есть если нужны будут отзывы на его работу, то он, естественно, станет обзванивать тех, с кем отношения хорошие были и сохранились. Какие отзывы мы получим? Исключительно положительные.
А что, если спрашивать тех, кто сейчас учится? Но мы понимаем, что ребенок находится в зависимом положении от учителя. В принципе, рассчитывать на большую объективность информации в обоих случаях - достаточно сложно.
Кроме того, перед Минпросвещения России сейчас стоит ряд важных вопросов - как все организовать: в электронном ли виде высылать задания, что должны предъявлять учителя, нужны ли видеоуроки или необходимо присутствие комиссии на открытом уроке, и так далее.
Проблем много, пока они отрабатываются. Вероятнее всего, эта федеральная модель будет вводиться, но принято решение, что до 2024 года каждый педагог имеет право выбрать для себя, как он будет проходить аттестацию - по региональной или федеральной модели. Так что в любом случае никакой паники быть не должно.
- Надежда Васильевна, расскажите об участии пензенских педагогов в апробации компонентов новой модели аттестации. Когда появятся результаты и что они дадут учителям?
Н.С.: Мы принимали участие в апробации материалов по восьми предметам (история, обществознание, право, экономика, Россия в мире и основы духовно-нравственной культуры народов России) и предметным областям (русский язык и литература, математика и информатика).
Около 300 человек стали участниками, апробация проходила на базе 12 школ, которые являются также пунктами проведения ЕГЭ. Это три школы – в Пензе (школа №12, гимназия №13, Губернский лицей), остальные - в городе Кузнецке, Пензенском, Каменском, Сердобском, Мокшанском, Никольском и Нижнеломовском районах.
При выборе учителей учитывался стаж работы, разные возрастные и педагогические категории. Мы апробировали ЕФОМ по двум направлениям – предметные компетенции и методические. Диагностическая работа, которую выполняли учителя после уроков, представляла из себя две части. Первая – тестовые задания – была направлена на проверку знания предметного содержания. Выполняя задания второй части, учителя должны были продемонстрировать методическую подготовленность в вопросах работы с одаренными детьми либо с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также умение проводить оценку знаний учащихся, организовывать проектную и исследовательскую деятельность детей. На выполнение работы отводилось около трех часов.
Работы сканировались, верифицировались и отправлялись в центр обработки информации. Результаты будут известны в середине ноября, каждый учитель сможет войти в личный кабинет и узнать их. А мы получим общий сводный анализ того, как наши учителя справились с заданиями. На их работе и последующей аттестации это никак не скажется, участие в апробации скорее нужно для того, чтобы педагог мог узнать, что собой представляют ЕФОМ, попробовать свои силы.
В следующем году запланирована разработка ЕФОМов по всем остальным предметам – физике, химии, биологии и так далее. То есть апробация будет продолжаться.
- Как педагоги реагировали на задания?
Н.С.: Мнения у всех – разные. Некоторые пугаются того, что вопросы сложные, другим так не кажется. Я бы не советовала нервничать и излишне драматизировать – хотя бы потому, что модель еще находится в стадии доработки, нет четкого понимания, как она будет выглядеть в итоге. К тому же, ближайшие шесть лет можно проходить аттестацию по старой, региональной модели. Так что бояться нечего.
Учителя о нововведениях
Что думают о компонентах новой модели аттестации сами пензенские педагоги, прошедшие апробацию? На этот вопрос ответила учитель истории и обществознания, заместитель директора школы №66 г. Пензы Лариса Тропина.
«Я была на апробации ЕФОМ по экономике. Апробация состояла из двух частей. В первой проверялись знания учителя по предмету, там было 15 вопросов. Вторая состояла из трех заданий. Первый был связан с системой оценки работы ребенка, второй – со знанием современных педагогических технологий и методик, третий носил практико-ориентированный характер.
На мой взгляд, такие изменения – это правильно, ведь будут проверяться и наши предметные, и педагогические, и психологические знания. Современное образование нам говорит о том, что педагогу нужно учиться на протяжении всей жизни. Я думаю, что отношение к изменениям будет разное. Хотя, в принципе, задумка очень грамотная, глубокая и всесторонняя».
Обсуждение продолжается
Отметим, что в настоящее время продолжается общественное обсуждение предлагаемой модели аттестации. Оно началось в первых числах октября, и вплоть до 9 ноября педагоги могут представить свои замечания и предложения на сайте обсуждение.ефом.рф. Результаты будут подведены на всероссийской конференции в конце осени.