Абашевская игрушка – один из самых узнаваемых брендов Пензенской области. В год 80-летия региона предлагаем совершить небольшой экскурс в историю создания и развития этого народного промысла, а также научиться самостоятельно лепить знаменитые свистульки из глины.

Когда появилась абашевская игрушка?

С историей абашевской игрушки журналиста информагентства Анну Балашову познакомила специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея народного творчества Мария Захарова. По ее словам, изделия из глины в селе Абашево начали изготавливать примерно в середине 18 века.

«Село относилось к числу владельческих, то есть оно принадлежало помещику. Но поскольку Абашево находилось в той части Пензенской губернии, где земли не очень плодородные, то возникала определенная проблема – нужно было прокормить семью и при этом иметь возможность заплатить оброк помещику.

 Именно в таких условиях, как правило, и возникали различные народные промыслы. Где был лес, это могла быть резьба по дереву. А в случае в Абашево людям пришла на помощь сама природа. Близ села обнаружили мощные, до сих пор отнюдь не исчерпанные, запасы глины, пригодной для лепки и обжига. С середины 18 века абашевские крестьяне начали делать на продажу посуду и глиняную игрушку-свистульку. Правда, некоторые ученые считают, что изначально была только посуда, а к концу 18 века начали лепить еще и свистульки», - рассказала Мария Захарова.

Формы были примерно одинаковые, они диктовались крестьянским бытом. Посуду делали прочную и красивую, она пользовалась большим спросом. К тому же, абашевские мастера покрывали ее глазурью, благодаря которой сосуды лучше держали жидкость. Самой простой была посыпная глазурь с использованием свинца и кварцита: дегтем обмазывали предмет перед обжигом и посыпали свинцовой стружкой. Такую посуду вывозили на ярмарки далеко за пределы Пензенского края - в Москву, Нижний Новгород, Оренбург. Случалось, что купцы перекупали посуду и везли дальше, абашевские изделия попадали даже в Сибирь.

В конце 18 века появляется промысел изготовления глиняных игрушек. Тут ученые расходятся во мнениях: одни говорят, что их делали из уже подготовленной для лепки глины, которая оставалась после изготовления посуды, а другие - что их изготавливали отдельно. В селе появились семьи гончаров-игрушечников, или дудошников, как их называли в самом Абашево, от слова «дудки».

«Одной из таких династий были Зоткины. Здесь представлены изделия Тимофея Никитича, самого известного и талантливого абашевского керамиста 20 века. Он занимался не только игрушками, но и посудой. Декоративные скульптуры, вазы – тоже его работы. Также у нас широко представлены работы его учеников», - отметила сотрудница музея.

Отличительные черты абашевских игрушек

У абашевской игрушки – очень характерный облик, его ни с чем не спутаешь: вытянутое туловище, длинная шея, маленькая аккуратная голова с ушками или рожками, короткие ножки. Считается, что их делали такими маленькими, чтобы игрушка не пострадала при транспортировке. И обязательно у каждой фигурки должен присутствовать хвостик-свисток. Даже если мастер лепил фигуру барышни, он давал ей в руки птичку-свистульку.

Характерна и абашевская роспись. В старину игрушки либо оставляли не раскрашенными вовсе, либо покрывали глазурью, как и посуду. С конца 19 века начали использовать масляные краски красного, зеленого или синего цветов. Фигурку делали однотонной, только у барынь верхняя и нижняя части наряда отличались. Отдельные детали подкрашивали бронзовой краской, имитируя позолоту.

Абашевские образы

«Образный ряд абашевских игрушек – это, в основном, животные, люди представлены образами кавалеристов или барышень. В 19 веке делали иногда отдельно стоящих генералов, абашевский мужичок – это всегда именно военный человек. У всадников на коне есть характерные детали мундира, которые позволяют отнести появление образа к началу 19 века, конкретно – к войне 1812 года. Это кивер, эполеты. Существует подтверждение, что жители села Абашево и ближайших сел, как и многие другие русские крестьяне, действительно служили в войсках, воевали с Наполеоном. В том числе, упоминаются и те, кто служил в кавалерии», - рассказала Мария Захарова.

Этот крохотный, не раскрашенный барашек – один из самых ценных экспонатов музея. Ему больше 100 лет. Фигурку в своем огороде нашел один из жителей Абашево и привез в музей.

«Это самая старая игрушка в этом зале и, может быть, во всем нашем музее. По словам нашедшего, у него прадед занимался гончарством. Видимо, этот барашек потерялся и пролежал в земле все эти годы. Если сравнить его с бараном работы Тимофея Никитича Зоткина, то очень легко увидеть, что образ и его формы очень мало изменились. Разница – в цвете и размере», - отметила музейный работник.


Это всадник на трехглавом коне, или тройка, как его еще называют. Слегка фантастический образ, он встречается в игрушках с начала 20 века. Это работа одного из учеников Тимофея Зоткина – Василия Челышева, он жил в соседнем селе Спасского района.

Один из наиболее странных абашевских образов – олень. Потому что, в основном, изображали животных домашних: собак, коров, птиц, коз, баранов. Олень же немного выбивается из этого ряда.

Исследователи считают, что этот образ, характерный для многих регионов нашей страны, связан с древними, еще дохристианскими представлениями, согласно которым олень был животным, связанным с солнцем. В очень многих культурах – и земледельческих, и кочевых, существует образ оленя, несущего на своих рогах солнце. Абашевский олень, видимо, именно с этим связан. Кстати, в самом Абашево лепят оленей трех видов: с обычными рогами, рогами-«елочкой» и «солнцем».

Вот пример первого типа абашевского оленя.

Так выглядит олень с рогами-«солнцем». Правда, отмечает Мария Захарова, это немного другой промысел: ученики Зоткина на основе абашевской игрушки разработали свою палеологовскую, авторскую. Она более изящная, глазированная, нарядная. Но в ее основе лежит абашевская пластика.

В другом промысле глиняной игрушки оленя с рогами-«елочкой» не встретить - это традиционный знак абашевских гончаров. Ель, по мнению ученых, связана с древом жизни.

Тип этой фигурки – городовой. Это интересная форма игрушки, которая связана с не очень веселыми реалиями дореволюционной жизни. Городовой был одним из низших полицейских чинов в дореволюционной России, он следил за порядком в городе.

«Для крестьянина, который приезжал в город на ярмарку или по каким-то своим делам, городовой был одним из главных врагов. Он мог затребовать любую взятку, оскорбить, ударить, и с этим ничего нельзя было сделать. Даже после отмены крепостного права люди были в этом плане абсолютно бесправны. И они нашли своеобразное оружие защиты от этого притеснения – народный юмор. Про городовых сочиняли очень злые и скабрезные сказки, частушки. В Абашево неприязнь к городовым воплотилась в образе, который сочетает тело быка, барана или козла – животных, не отличающихся умом и сообразительностью, и лицо полицейского. Он сытый, в мундире и фуражке, с пистолетом, улыбается, потому что взятку свою уже получил – в одной руке петушок, в другой барашек», - пояснила специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея.

Есть такая разновидность этого образа, как коронованный баран – аллюзия одного из мастеров династии Зоткиных. Собиратель народной игрушки Геннадий Блинов приводит ее в своей книге «Чудо-кони, чудо-птицы» (6+). Там - такой же городовой с бараньими рогами и в короне, но куда более четкая проработка лица, мундира, которая выдает сходство с портретом императора Александра III. На фото ниже - более грубое повторение образа.

Образ собаки со щенком появился в начале 20 века, автор его – мастер Ларион Зоткин. Сам он его называл «замечательные собаки». Трогательные фигурки – щенок, обнимающий маму за шею, - очень полюбились покупателям, поэтому другие мастера тоже начали их лепить. Образ закрепился в промысле, стал одним из наиболее узнаваемых. Мастера заявляют, что это символ материнства.

В наше время, когда в образную систему абашевской игрушки включили кошку, появился аналог – кошка с котенком.

Севец, или сеятель изначально присутствовал как отдельно стоящая фигура мужчины с корзинкой, а у мастеров Соловьевых превратился в кентавра. Это не просто севец, а Полкан – образ, известный по каргопольской игрушке, получеловек-полуконь.

«Откуда он взялся, не очень хорошо известно. Не исключено, что он пришел к нам из Византии, своего рода обрусевший греческий кентавр. Некоторые исследователи считают, что это какое-то славянское божество, связанное с культом плодородия. Этот образ очень интересно совмещается с реалиями, которые имели место во второй половине 17 века, когда только строилась Пенза и наши предки, первопоселенцы, должны были быть и воинами, и хлебопашцами. Поэтому Полкан, который изначально в русской и устной, и лубочной традиции был воином, превратился в земледельца», - рассказала Мария Захарова.

Лепим абашевскую игрушку из глины

Мастер-класс по созданию абашевского быка для ИА «Пенза-Пресс» провела сотрудница музея Ольга Петрова.

Нам понадобятся:

- палочка из дерева;

- стека (чтобы делать свистульку);

- глина;

- губка (для смачивания пальцев и глины).

1. Сначала подготавливаем глину – ее нужно обязательно помять, прогреть. Дальше скатываем шарик.

2. Превращаем его в колбаску. Берем обычную палку, вставляем, делая полость для свистульки.

3. Поднимаем с одной стороны, затем загибаем - делаем голову.

4. Берем еще кусочек, приглаживаем к туловищу там, где глины не хватает.

5. Стекой делаем отверстия для передних ног. Скатываем шарик из глины, прикрепляем к одному из отверстий и приглаживаем. Если необходимо, добавляем еще кусочек глины на «шов». Аналогично – со второй ногой. Нужно стараться, чтобы они получились максимально симметричными и устойчивыми, чтобы игрушка не «плясала».

6. Выкручиваем (не просто вынимаем) деревянную палочку, закругляем заднюю часть туловища, закрываем. Нужно, чтобы остался небольшой хвостик, где потом будет свистулька.

7. Делаем отверстия для задних ног, лепим их по аналогии с передними.

8. Приплюскиваем морду пальцами, делаем отверстия для рогов с обеих сторон.

9. Скатываем шарики, вытягиваем. Немного смачиваем, присоединяем к голове, приглаживаем каждый рог. Стараемся добиться симметричности.

10. Делаем ушки или сережки – так же скатываем шарик, прикрепляем под рогом.

11. Форма готова. Теперь сделаем налепы на груди, которые потом красятся «золотом». Чтобы сделать «чешуйку», скатываем небольшой шарик и приглаживаем. Украшаем так, как хотим. В середине можно сделать шарик, и получается законченный орнамент.

12. Нам нужно, чтобы наша игрушка «смотрела». Делаем глаза, рот и нос стекой.

13. Последней делаем свистульку, приступаем к работе примерно через полчаса-час после того, как закончим с самой фигуркой. На хвостике стекой находим угол, делаем два отверстия. И по бокам.

14. Пробуем посвистеть. Если игрушка слеплена правильно, то на ней даже можно исполнять мелодии, что продемонстрировала мастер.

15. Игрушка готова. В течение 5-7 дней она должна высохнуть, потом мы обжигаем ее. В идеале - в специальной печи при температуре 900 градусов 6-8 часов. Дома можно только подсушить – в духовке при температуре 300 градусов час-два. Покрасить ее можно даже без обжига, просто игрушка будет менее прочной.

Весь процесс у мастера Ольги Петровой занял около 20 минут, хотя она призналась, что в среднем на создание одной игрушки времени уходит больше – это если подходить к делу с чувством перфекционизма. Весь процесс лепки мы запечатлели на видео, снятое в технике TimeLapse:

Редакция информагентства благодарит коллектив музея народного творчества за познавательную беседу об истории абашевской игрушки, интересный мастер-класс и поздравляет с 80-летием региона!

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies