Реновация центра Пензы, новые мосты и тоннель. Каким станет город к 2026 году?

28 февраля в 04:00 10366 просмотров

В мэрии Пензы состоялось жаркое обсуждение проекта изменений в Генплан города. О перспективах развития общественного транспорта, особенностях реновации старых территорий, новых промзонах и участках под застройку экспертам и общественникам рассказала главный архитектор Российского института градостроительства и инвестразвития «Гипрогор» Анастасия Немчинова.

Открывая обсуждение, мэр Виктор Кувайцев подчеркнул, что главной целью изменений является приведение Генплана в соответствие с действующим законодательством и существующими нормативами. Также необходимо установить границы города, обеспечить его устойчивое развитие и повысить качество жизни населения, создать условия для привлечения инвестиций.

По словам начальника управления градостроительства и архитектуры мэрии Пензы Нины Кутыревой, раньше и Пенза, и другие города России, развиваясь, старались уходить на периферии и осваивать свободные территории, но это порождало сложности в транспортном и инженерном обеспечении. Сейчас ситуация изменилась.

Главный архитектор института «Гипрогор» Анастасия Немчинова отметила, что в ходе работы над Генпланом были учтены все существующие и планируемые индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, потенциальные промзоны для редевелопмента, земельные участки, которые входят в перспективные инвестплощадки. Исходя из этого, были выделены основные зоны перспективной транспортно-логистической деятельности на севере и юге городского округа.

Что будет с транспортной инфраструктурой?

По словам главного архитектора института, первоочередной задачей было решение транспортных проблем в существующих застроенных границах. Она перечислила следующие основные мероприятия, которые нашли отражение в проекте Генплана:

— Строительство северного и юго-восточного обхода. Северный обход — это дорога федерального значения, она указана в схеме территориального планирования РФ. Была немного скорректирована трасса. Юго-восточный обход города — это дальняя объездная дорога от Арбеково до Заречного, она проходит полукругом.

— Организация направления в обход центральной части города со строительством двух мостов через реку Сура.

— Строительство связи ул. Кураева и ул. Кулакова путем строительства тоннеля. Это мероприятие уже есть в действующем Генплане, здесь изменений не вносили.

— Обеспечение улично-дорожной сетью новых районов жилищного строительства. Это касается преимущественно северо-западной части города, небольших участков местного значения в границах застроенных территорий.

Отдельно Анастасия Немчинова остановилась на развитии общественного транспорта.

«Нужно учесть, что через территорию городского округа проходит железнодорожная магистраль, поэтому мы предлагаем использование внутри городского участка ж/д линий для осуществления пассажирских перевозок. Это необязательно должно произойти сейчас, но на перспективу это мероприятие нужно оставить», — сообщила она.

Также, по мнению специалистов института, необходимо в перспективе увеличить роль троллейбусных маршрутов в жизни населения, построить линии в районах новой застройки. Важно не забывать и о развитии автобусного сообщения, добавила архитектор.

Какие районы города ждет застройка и реновация?

Представитель института «Гипрогор» представила карту предложений по территориальному планированию. Это совокупность всех объектов местного, регионального и федерального значения, которые представлены в Генплане, с указанием планируемого функционального зонирования.

«Был утвержден перечень наименований функциональных зон: жилые, смешанной общественно-деловой застройки, общественно-деловые, производственные, сельскохозяйственные, рекреационные, специального назначения, режимные, акватории и иные зоны (чаще всего это зоны перспективного градостроительного освоения)», — перечислила архитектор.

По ее словам, в центре города будет выделена зона смешанной общественно-деловой застройки, учитывающая все действующие зоны охраны объектов культурного наследия.

Появление новых жилых кварталов предполагается в районе ул. Новоселов.

«В действующем Генплане в данном районе предусматривалось намного больше жилья, мы же, исходя из численности, предположили, что стоит оставить свободные территории на перспективу, которые, возможно, потребуются лет через 20−30. Здесь, в основном, предусматривается индивидуальная жилая, средне- и малоэтажная застройка. Этажность будет повышаться ближе к существующим многоквартирным домам. По объектам социальной инфраструктуры с учетом радиусов здесь предусмотрены объекты дошкольного и школьного образования. Также указано санитарно-защитное озеленение, было скорректировано зонирование», — рассказала Анастасия Немчинова.

Новые площадки под строительство жилья учтены и в микрорайоне Арбеково. В районе ул. Циолковского предусмотрены площадки под реновацию. Специалисты института проанализировали все объекты ветхого и аварийного фонда и выделили те кварталы, где в срок реализации Генплана возможно строительство.

В районе ул. Измайлова предусматриваются новое многоквартирное жилье и объекты социальной инфраструктуры.

«Здесь же появилась зона смешанной застройки вдоль ул. Измайлова. Это коммунальные производственные объекты, которым в перспективе необходимо поменять функцию в сторону общественно-деловой. Это связано с приближением жилой застройки», — пояснила представитель института.

Проектные предложения по жилью есть и в районе ул. Терновского. Это кварталы под реновацию, где много ветхого жилья. Предлагается вдоль ул. Терновского сделать зону смешанной застройки, в удалении от нее — кварталы под среднюю и многоэтажную застройку.

«В районе реки также предлагается мало- и среднеэтажная застройка, я думаю, это будет блокировано. На следующих этапах проектирования это будет ясно», — отметила Анастасия Немчинова.

Новое строительство возможно еще в микрорайоне Ленинский Лесхоз (ввиду судебного решения) и в микрорайоне Совхоз-техникум (по действующему проекту планировки).

Новые территории под развитие промзон предлагается выделить на ул. Аустрина и Чаадаева. В районе аэропорта также под предприятия 3, 4 и 5 классов (с зоной до 300 метров) выделяется большая территория.

В районе ул. Строителей и Гагарина находятся уже сформировавшиеся промзоны, но там еще есть свободные территории, которые в перспективе могут использоваться. Они могут быть задействованы и для размещения инвестплощадок.

Что с границами Пензы?

«Границы остаются без изменений, но мы предлагаем перевод из земли населенного пункта в землю промышленности площадки рядом с существующим ТКО. Чтобы в перспективе там можно было организовать мусоросортировочный завод», — рассказала главный архитектор института.

По ее словам, сейчас проект изменений размещен на сайте ФГИС ТП, начато согласование на федеральном и региональном уровне. Ведется устранение замечаний, параллельно — работа по правилам землепользования и застройки.

Реакция пензенцев

После выступления представителя института «Гипрогор» началась работа в формате «вопрос — ответ», которая вылилась в жаркую дискуссию. Многое осталось непонятно пензенскому активисту Юрию Вобликову.

«Вы сейчас принцип «одна машина на одну квартиру» закладываете в развитие инфраструктуры? Или же все-таки «одна машина и одно дерево на квартиру»?" - уточнил он у Анастасии Немчиновой.

«Утвержден перечень особо охраняемых территорий местного значения, мы изучили все скверы и поняли, что большая часть из них уже застроена, к сожалению. Из этого перечня мы выделили все скверы, которые еще существуют, и отдельно указали в функциональном зонировании. В районе ул. Циолковского, в районе ул. Измайлова. Мы постарались поднять все, что еще есть. И дополнительное озеленение максимально выделили, исходя из расчетов», — уклончиво ответила она.

Также он спросил о том, как планируется использование железнодорожных путей в Пензе, выдвинув смелое предположение о создании городского метро. Представитель института ответила, что железная дорога — объект федерального значения, сняв этим дальнейшие вопросы по этой теме.

«Троллейбусная линия в 1982 году планировалась до Заречного и за Тепличный. Сейчас троллейбусное предприятие фактически обанкрочено. Как вы будете выходить из ситуации? Может быть, можно будет выделить особую полосу для троллейбусов и общественного транспорта?» — предложил Юрий Вобликов.

По словам представителя ОАО «Гипрогор», стратегические объекты они планировали рассматривать до 2026 года. Это направления, на которые у администрации точно должно хватить средств.

Главного редактора радиостанции «Эхо Пензы» Семена Вахштайна также волновал вопрос, связанный с транспортной инфраструктурой.

«Вы рассказали о развитии троллейбусного транспорта. Но как развивать транспорт в городе, когда подавляющее большинство улиц не имеет красных линий? Это не очень понятно. Есть ли они у вас на все улицы, где вы предполагаете общественный транспорт? И второе. В 2008 году нам обещали транспортную схему. Прошло 11 лет, ее до сих пор нет. Работаете ли вы на этим?» — спросил он.

Анастасия Немчинова ответила прямо — не работаем.

«Все, что касается установления красных линий, должно решаться на следующих этапах. Сейчас мы говорим о том, что есть стратегия, которую мы переложили в территории укрупненно, далее это должно прорабатываться. То же самое — по озеленению, велодорожкам, маломобильному передвижению. Это будет предусмотрено проектом перепланировки. Сейчас нужно правильно показать основные магистрали и территории, потом их уже корректировать на следующих этапах», — пояснила архитектор.

Вопрос от жителя Пензы, представившегося «бомжом с ул. Ударной, 35», перевел дискуссию в иную плоскость: мужчина затронул тему реновации.

«Планируется ли расселять граждан из ветхих домов в те же районы или вы нас поселите на выселки в Зарю? Есть ли это в Генплане? Нельзя ли построить на том же месте, где и сносят?» — поинтересовался он.

Пензенцу ответил мэр Виктор Кувайцев.

«Все уже знают, что в Заводском районе мы в этом году проектируем дом на 150 квартир, и Ударная, 35 наряду с другими домами имеет первоочередное право на расселение», — сообщил глава администрации.

Заведующей кафедрой «Градостроительство» ПГУАС Ирине Херувимовой не понравилось, что, согласно новой карте, весь каскад арбековских прудов ушел под застройку, тогда как ранее там была большая рекреационная зона. Сейчас же, по ее словам, общественно-деловая зона практически «села» на пруды.

«Это не общественно-деловая зона у реки, а рекреационного назначения — благоустроенный пляж. На 50 метров идет водоохранная зона. Здесь учтены ровно земельные участки, отмежеванные, которые стоят на кадастровом учете. Тут нашей фантазии — ноль, взят четко утвержденный документ», — поправила ее Анастасия Немчинова.

Депутат Алексей Шуварин уточнил, действительно ли на севере и северо-западе Пензы планом предусмотрены земли сельхозугодий.

«Зачем в черте города делать такую зону, ведь вокруг него есть много сельхозземель? Неужели нужно драгоценную землю в городе использовать для этого?» — недоумевал он.

«Это сделано намеренно, чтобы эти земли придержать, сохранить. Мы сделали это, чтобы участок не был застроен. Мы могли бы закрасить эту зону любым цветом. Но, боюсь, если мы сделаем этот участок рекреационным, то желающих на него будет еще больше. Можем сделать эту зону «иной», но без возможности создания парковки или застройки», — ответила архитектор института «Гипрогор».

Алевтину Чибиреву из архитектурной мастерской Бреусова интересовала судьба части Засечного: не планируется ли присоединить его к Пензе?

«Сейчас мы его не включаем, это другое муниципальное образование. Нам такого предложения не поступало. Мы рассматриваем город в границах муниципального образования, вопрос нужно решить сначала на другом уровне. Но мы учитываем, что люди, которые там живут и будут жить, в принципе, все едут в Пензу», — сообщила Анастасия Немчинова.

В ходе дискуссии Юрий Вобликов отметился еще одним весьма оригинальным предложением.

«Озеленения в городе должно быть не меньше, чем раньше. Если уж нельзя его делать на площади, надо тогда идти в высоту. В Тамбове, например, есть дом, где висячие сады», — сказал пензенец.

На его инициативу отреагировала Нина Кутырева: она заверила, что власть понимает необходимость сохранить город зеленым и стремится к лучшим решениям.

От теории — к практике

В завершение обсуждения начальник городского управления градостроительства призвала коллег приступить к практическим действиям.

«Мы должны выложить информацию на сайте [мэрии], подготовить решение о назначении публичных слушаний или общественных обсуждений, назначить экспертную группу, которая бы еще внимательнее рассмотрела материалы. Чем больше мы сейчас получим объективных предложений, тем лучше нам всем будет жить в городе», — подчеркнула она.

Напомним, ранее ИА «Пенза-Пресс» писало о дискуссии по актуализации Генплана, которая прошла в Доме молодежи. Открытое обсуждение собрало за одним столом представителей власти и общественности, оно также получилось жарким.

Фотография: Фото Анны Балашовой

Социальные комментарии Cackle
Закрыть (Esc)