Среди знаменитых людей, связанных с Пензой, особое место занимает Анатолий Мариенгоф – основатель имажинизма, поэт, друг Сергея Есенина. Журналисты ИА «Пенза-Пресс» пообщались с автором книги «Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов» (18+) Олегом Демидовым и узнали его мнение о личности писателя.

По словам Олега Демидова, изучать биографию и творчество Анатолия Мариенгофа он начал в институте, когда писал дипломную работу, темой которой стало автометаописательное дневниковое письмо циников – Анатолия Мариенгофа, Эдуарда Лимонова и Фредерика Бегбедера. А потом из трех писателей выбрал для диссертации имажиниста.

«Все очень просто: для Бегбедераи для Лимонова время еще придет. Ими может заняться кто-то еще. А если бы я не взялся за Мариенгофа, этого бы не сделал никто», - объяснил свой выбор автор.

Из-за ряда обстоятельств научную работу перемоделировали в научно-публицистическую – так и родилась книга. По словам автора, более-менее изученный пласт жизни и творчества Мариенгофа – это период его дружбы с Сергеем Есениным, его произведения как поэта-имажиниста, прозаика и мемуариста.

«Анатолий Борисович Мариенгоф – человек добропорядочный, искренний, открытый, оригинальный во всем – от стихов, прозы, драматургии и мемуаров до внешнего вида, личных писем и манеры держаться перед аудиторией. Есть в нем изысканность и щегольство. Гайто Газданов [писатель-эмигрант] издевательски называл все это хуторским – считай пензенским (потому что до этого в критической заметке были нападки именно на Пензу) – донжуанством. Это, конечно, забавно, но не так. Мариенгоф, удивительное дело, мог назвать себя нижегородцем, пензенцем (даже так - пензюком), санкт-ленинградцем, но никогда – москвичем. Меня это немного смущает и больше радует. Санкт-ленинградец – так санкт-ленинградец.

Что касается пензенского периода в жизни и творчестве Мариенгофа, то его невозможно не оценить. Имажинизм зародился в Пензе. Первая книга Анатолия Борисовича – тут же. Первый имажинистский альманах – здесь. Первые акции – когда они с подругами менялись верхней одеждой и шляпками и в таком виде эпатировали публику – все в Пензе.

Но это – творчество. Важна ведь еще личная жизнь. В этом городе Мариенгоф начал ухаживать за девушками. Первые взлеты и падения в любви. Здесь же молодой поэт потерял отца, отчего закостенел и сделался на какое-то время циником. Точнее – надел маску циника, что помогло выстрелить в литературной Москве. В Пензе я еще ни разу не был, но планирую посетить город. Активно зазывает ваш земляк и прекрасный филолог – Валерий Алексеевич Сухов.

Жизнь Мариенгофа после 1930 года, по своей сути, была большим белым пятном для историков литературы и для простого читателя. Но, к счастью, с этим удалось разобраться. Главное удивление – качество текстов: что бы ни писал герой моего исследования, во всем чувствуется его легкий слог, изысканность и его дендиская походка», - рассказывает Олег Демидов.

По его словам, писательское новаторство Мариенгофа заключается в открытии новых приемов, в работе с разноударной рифмой и создании нового жанра – non-fiction novel.

«В этом жанре работали после войны и продолжают работать многие и многие известные западные литераторы, начиная от Трумена Капоте и заканчивая Фредериком Бегбедером. А все началось с «Романа без вранья», - пояснил он.

Анатолий Борисович Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. В 1913 году после смерти жены отец Мариенгофа, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе. Семья переехала. В Пензе Анатолий учился в 3-й частной гимназии С. А. Пономарева, где в 1914 году издавал журнал «Мираж». Затем продолжил обучение в Москве. Попал на фронт. В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Мариенгоф вернулся в Пензу и посвятил себя литературе. Летом в город вошел Чехословацкий корпус. От случайной пули погиб отец. После трагедии Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, познакомился с Есениным, с которым завязалась тесная дружба. В 1922 году Мариенгоф женился. Скончался в 1962 году в Ленинграде.

В Пензе интерес к его личности возродился в 2015 году, когда имя Анатолия Мариенгофа было среди вариантов в голосовании за название новой площади у ККЗ и филармонии. Поначалу никто всерьез его не воспринял, но внезапно литератор начал набирать голоса. Потом за имажиниста стали «просить» известные деятели культуры — Захар Прилепин, Павел Лунгин, Авдотья Смирнова. Однако выяснилось, что более 60% горожан не знает о знаменитом земляке. Площадь его именем все же не назвали, но зато осенью того же года на здании гимназии, где учился поэт, появилась мемориальная табличка.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies