Старейший в России музей стекла и хрусталя, расположенный в городе Никольске Пензенской области, в этом году отмечает 230-летие. ИА «Пенза-Пресс» предлагает читателям совершить виртуальную экскурсию по экспозиции, узнать историю древнего мастерства и увидеть, как сегодня изготавливают хрупкие изделия.

С историей никольского стеклоделия журналиста информагентства познакомила заведующая музеем Ольга Панюшкина. По ее словам, сегодня коллекция насчитывает почти 15 тысяч экспонатов, а собирать ее начали в далеком 1789 году. Причем дата эта – условная.

«Стекольный завод в Никольске основали в 1764 году. Старейший экспонат, фиолетовая ваза из марганцевого стекла с золотой росписью, датирован 1789 годом, но есть все основания полагать, что изделия, которые стоят рядом с ним, были изготовлены еще на 10-15 лет раньше, просто год не подписан. Поэтому условный отсчет мы ведем от 1789 года. Вполне возможно, что пройдет какое-то время, ученые проведут какой-нибудь химический анализ предметов из нашей коллекции, и она еще «постареет», - пояснила Ольга Панюшкина.

Завод основал местный помещик Алексей Иванович Бахметев. По словам заведующей музеем, создать предприятие ему позволило наличие двух факторов – дешевой крестьянской силы и топлива (леса).

«Собирать изделия стали не сразу: в Никольске побывали пугачевские войска, и вполне возможно, что какие-то предметы были уже тогда, но они пострадали. Завод был полностью разрушен, и пришлось все начинать с нуля. Поэтому перед Алексеем Бахметевым стояла сложная задача», - отметила Ольга Панюшкина.

Идею о создании коллекции воплотила его супруга, и с 1789 года она поставила в небольшую образцовую комнату те изделия, которые изготавливали на заводе. Впоследствии коллекция стала пополняться привозными экспонатами, которые покупали следующие владельцы завода в Европе. На протяжении ста лет в Никольск доставили более 2000 единиц иностранного стекла – французского, богемского, польского, английского.

Первый период: 2-я половина 18 – начало 19 веков

Эти кубки с бюстом и вензелями Елизаветы, изготовленные на петербургском заводе, датированы 1750-ми годами.

Парные канделябры в виде мужской и женской фигур в античных одеждах изготовили в Никольске в начале 19 века - и осветительные приборы, и металлическую оправу. 

 

«Наш завод ориентировался на дворянство. Мы изготавливали изделия и для местного дворянства, и для московского, петербургского», - отметила Ольга Панюшкина.

Фужеры с мухами, фирменный знак Никольского музея, придумали в первой четверти 19 века. Такую посуду делали на потеху публике.

В этот период в Никольске начали создавать изделия из молочного стекла, напоминающего фарфор. Его варили с добавлением костной муки. Даже на императорском столе можно было увидеть наряду с хрустальной посудой изделия из молочного стекла. Их изготавливали и расписывали вручную.

Второй период: 1810-1830 годы 

Сохранились кружки с гербом Бахметевых, инициалами. Такую посуду часто заказывали представители титулованной и состоятельной российской знати.

Это изделие обработано «алмазной гранью» - резьбой в виде крохотных островерхих пирамидок. Такую резьбу иначе называют «грань камнем». 

А предметов с портретами было очень мало, потому что на заводе не было профессиональных художников и боялись исказить черты лица, рисуя на объеме, отметила заведующая музеем.

Отдельно на экспозиции представлены изделия времен войны 1812 года. На них помещали надписи, даты сражений, рисовали аллегорические изображения эпизодов Отечественной войны на бисквитных медальонах (из неглазурованного фарфора). Они заплавлялись в хрусталь и обрабатывались алмазной гранью. 

До революции в Никольске в большом количестве изготавливали культовые изделия, эта традиция впоследствии возобновилась на заводе «Красный гигант» уже на рубеже 20-21 веков. Пасхальные яйца делали по заказам и просто для продажи.

Никольские мастера использовали и такие сложные техники, как миллефиори. В переводе с итальянского – «тысяча цветов». Это разновидность древней техники «венецианская нить», когда узор выполняется с помощью тонких стеклянных дротов, заплавленных в толщу горячей стекломассы. Этот шар с «цветочной клумбой» был изготовлен в 1830-е годы.

А эти изделия как раз выполнены в технике «венецианская нить». Она требует от исполнителя высочайшего уровня мастерства.

В этот период продолжается традиция изображения насекомых на стекле.

Представлены и такие интересные «объемные» работы.

«Мы очень деликатно относимся к этой посуде. Никакими агрессивными моющими средствами ее не моем, чтобы все рисунки дошли до следующих поколений. Мы моем их обычной водой. Витрины – с нашатырем раз в полгода», - рассказала Ольга Панюшкина.

Это изделия, которые поставляли на Восток – в Ливан, Иран, Турцию, Афганистан. Стекло – кобальтовое и бесцветное, присутствует матовая гравировка, роспись золотом.

Так выглядели флаконы для духов. 

Для этого периода характерны вазы из молочного стекла, расписанные красками.

В Никольске из стекла делали даже дверные ручки для платяных шкафов и межкомнатных дверей.

Такие шары использовались для украшения церковных оград. 

На Никольско-Бахметевском заводе изготавливали кальяны, их поставляли на Восток.

Это стекло больше похоже на камень - оно напоминает яшму.

Для охлаждения напитков изготавливались специальные «кувшины-холодильники». В этом графине кубики льда закладывались в отверстие сбоку. Он имеет необычную «снежную» фактуру, такой эффект достигается при работе с горячим стеклом путем резкого охлаждения расплавленного набора стекломассы.

Вазы украшались инкрустацией – мельчайшими каплями стекла.

Такие изящные комплекты были востребованы для икры, черной и красной.

В качестве красителя использовалось соединение урана. Здесь представлены разные оттенки.

Третий период – 1860-1890 годы

В это время стали изготавливать такие вставки и ручки для дверей.

«Во второй половине 19 века уже нет такой богато украшенной посуды, потому что мода поменялась. Кроме того, после отмены крепостного права часть дворян разорилась, поэтому дорогостоящая посуда не пользовалась большим спросом. А у нас основными заказчиками были дворяне. Поэтому завод вынужденно перешел на выпуск более простой, дешевой, обиходной посуды. Тем не менее, формы старались изготавливать самые разные», - отметила Ольга Панюшкина.

В Никольске не переставали изготавливать культовую утварь, однако произошло удешевление изделий.

В 19-м веке популярностью у дворян пользовались ротополоскательницы.

Во второй половине 19 века в моду вошли керосиновые лампы. 

Это изделия из розового стекла, они выполнены из очень капризного, одного из самых дорогостоящих красителей, – золотого рубина. При неправильной варке он может приобретать темно-коричневый цвет.

Эти стеклянные весы с хрустальными тарелками – подарок четвертому владельцу завода, князю Александру Дмитриевичу Оболенскому. Завод сначала принадлежал трем Бахметевым, последний из них был женат на графине Анне Толстой, родственнице Льва Толстого. К слову, он приезжал в Никольск в 1869 году и увез с собой красивый хрустальный сервиз для своей супруги Софьи Андреевны. Следующим владельцем завода в 1884 году был назначен один из внучатых племянников Бахметева – князь Александр Оболенский.

В конце 19 века в Никольском музее появились предметы различной геометрической формы в стиле модерн. 

А это - античное стекло первого века нашей эры, князь Оболенский привез его в начале 20 века из поездки в Керчь. Изделия нашли при раскопке курганов.

Это вазы-повторы. Та, что из зеленого стекла, - француженка, а из золотого рубина изготовлена никольскими мастерами. 

Здесь представлено богемское стекло 19 века. Есть различные изделия: подкладки под ножи, стеклянные ручки для столовых приборов, ротополоскательница. Владельцы завода везли иностранное стекло не для личного пользования, а как учебные пособия для мастеров. После революции рабочие организовали дружину, которая круглосуточно охраняла коллекцию от посягательств. Это позволило сохранить ее до наших дней.

Также в музее широко представлено французское стекло 19 века.

А эти фарфоровые картины, так называемые бисквитные экраны для подсвечников, изготовлены немецкими мастерами на Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине в 1840-е годы.

Садовые светильники этого периода всегда имели тяжелое основание, чтобы ветер их не опрокинул, и высокий плафон, чтобы защитить свечу от дуновений.

Четвертый период: 1900-1910 годы

Несмотря на февральскую революцию 1917 года, русско-японскую войну 1904-1905 гг., в этот период в Никольске по-прежнему выпускали и цветное стекло, и хрусталь.

Завод сотрудничал с разными компаниями.

В начале 20 века коллекцию пополнили такие дарственные графины с поросятами.

Эти изделия изготавливали специально для французской выставки, которая проходила в Париже в 1900 году. Князь Оболенский получил за них гран-при и большую золотую медаль. А все мастера французским жюри были награждены именными бронзовыми медалями. Например, Протасов, который по профессии был стекловаром. Он оставил записи о том, как варить цветное стекло, и даже издал небольшую брошюрку в серии «Библиотечка стахановца стекольной промышленности» (0+).

Пятый период: 1920-1930 годы

В период революции вид продукции претерпел сильные изменения: дело в том, что грани, которыми раньше украшали посуду, имели неблагозвучные для того времени названия – «графские», «княжеские», «боярские», «царские». Поэтому мастера перешли на грань революционную - с красной звездой, а также серпом и молотом.

Даже чернильницы изготавливали в виде буденовок.

Красителей в тот период практически не было, стиль был достаточно аскетический. Тем не менее, завод выжил в непростое время.

В 1930-е годы изготавливали и прессованное, и вручную изготовленное стекло, наблюдается большее разнообразие. 

Это - графин с так называемой «муаровой» лентой. 

В это время даже возродили работу в технике «венецианская нить». 

Этот стол делали в подарок Иосифу Сталину в 1939 году, сразу в двух экземплярах, в комплекте с флягой и стаканами. Точно такой же стол хранится в Москве в музее современного искусства.

Шестой период: 1940-1950 годы

Для довоенной продукции характерно обилие фруктов, ягод, цветов, многообразие граней на разном стекле.

Потом произошел перелом, стиль вновь стал более аскетическим.

Это юбилейные кубки к Победе в Великой Отечественной войне.

Работы Бориса Еремина изготовлены уже в послевоенное время. Это был выдающийся мастер-выдувальщик. Он участвовал в изготовлении сталинского стола. Его пригласили восстанавливать художественное производство на ленинградском заводе художественного стекла, переманили, и он остался жить в культурной столице.

Небольшими партиями на заводе изготавливали кувшины необычных форм. 

Елочные игрушки 1940-х годов.

Седьмой период: 1960-1980 годы

Несмотря на то, что в 1970-80-е годы был очень популярен хрусталь, ограненный множеством видов алмазных граней, мастера старались сохранять все техники, которые были присущи старому заводу. Поэтому мы видим и матовую гравировку на изделиях, и роспись на стекле, и технику глубокого травления.

Эта ваза Бориса Еремина вошла в учебники по технологии изготовления стеклянных изделий.

А это его елка в пирамиде. Никто, кроме него, таких больше не делал.

Декоративная пластика 1970-х годов.

Восьмой период: современные дни

Здесь представлены изделия завода светотехнического стекла, он самый крупный в Никольске. Сотрудничает с разными дизайнерами. В прошлом году к Чемпионату мира по футболу изготавливали такие изделия, они пользовались большим спросом.

Сегодня единственный завод в Никольске, который изготавливает хрусталь, - Бахметевский. Такие туфельки делали по заказу компании Уолта Диснея, когда 6 марта 2015 года в крупных кинотеатрах начался прокат фильма «Золушка» (6+). Туфельки стояли для рекламы в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах, всего 100 штук было заказано.

Есть еще ряд никольских заводов, каждый из которых занимает свою нишу.

Здесь представлены изделия с международных симпозиумов по художественному стеклу, которые проходили в Никольске восемь раз. Предлагаем ознакомиться с самыми необычными работами мастеров.

Это - необычные шахматы работы Анатолия Шведова.

А это изделие Шведова посвящено картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

Этот объект называется «Морское блюдо», автор работы – Марк Экстранд (США-Литва).

Очень необычный арт-объект «Наутилус» никольского мастера Сергея Бацанина.

Самая большая работа по итогам симпозиума – «Казак» чешского художника Йиржи Шугайка.

После всех симпозиумов у никольского музея стекла осталось 1033 предмета и восемь скульптур в городе.

Еще немного интересных композиций с симпозиумов разных лет. Это хрустальные «Курильские острова».

Объект «Морские боги» московского автора Екатерины Семеновой.

Как изготавливают изделия из стекла?

Предлагаем совершить виртуальное путешествие на Бахметевский завод, который продолжил традиции первого, основанного в 1764 году. Он располагается на территории бывшего завода «Красный гигант».

По словам мастера Владимира Макеева, сейчас для варения и выдувания стекла применяются, по сути, те же технологии, что и более 200 лет назад.

«Сначала изготавливают шифту – это стекло в сухом виде. Оно поднимается на печь, засыпается. Там варится при температуре 1450 градусов, потом перетекает в бассейн, из которого происходит выработка изделий», - рассказал он.

Дальше мастера берут стекло из печи специальной трубкой. Выдувают его, заливают в форму – «формуют».

Мы запечатлели весь процесс на видео:

Затем изделие ставят на отжиг в леры [специальные печи – прим. ред.] на 3,5 часа, где оно постепенно охлаждается.

Потом хорошие изделия отсортировывают и отправляют вниз на обработку. Она производится ручным или механическим способом, в зависимости от заказа. Изделие полируют, шлифуют, убирают дефекты, делают грани.

Чтобы убрать шероховатости, края изделия после обработки затирают на мелком порошке.

Один из самых уникальных методов обработки стеклоизделий - ручная гравировка.

Когда изделие отполировано, его «клеймят» - ставят метку Бахметевского завода.

Сравним несколько видов ваз до и после обработки.

После обработки изделия относят в комнату нанесения золота или платины – в зависимости от заказа.

На них также приклеивают различные элементы – например, на пасхальных яйцах предстоит специальным клеем с ультрафиолетом закрепить крестики.

После декорирования посуду обжигают, после чего упаковывают и реализуют.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies