Невероятные печи и потолки. Чем уникален Дом народного творчества

22 апреля в 03:12 33158 просмотров
, в котором сейчас располагается экспозиция музея народного творчества. Что сохранилось практически в первозданном виде с XIX века, рассказала кандидат культурологи, специалист по композиционной выставочной деятельности Пензенского краеведческого музея Мария Захарова.

" data-title="Невероятные печи и потолки. Чем уникален Дом народного творчества — Пенза-пресс, рунет за день">

В Пензе находится удивительный по своей красоте памятник русского деревянного зодчества, в котором сейчас располагается экспозиция музея народного творчества. Что сохранилось практически в первозданном виде с XIX века, рассказала кандидат культурологи, специалист по композиционной выставочной деятельности Пензенского краеведческого музея Мария Захарова.

Двухэтажный деревянный особняк с верандой, балконом и колонным фасадом, в котором сейчас располагается Дом народного творчества, был построен в начале XIX века. Он был центром городской усадьбы, занимавшей весь квартал по улице Куйбышева. Все строение украшено резьбой, напоминающей кружево. Фасад был отреставрирован в 1970-е годы бригадой резчиков во главе с братьями Сорокиными из села Русский Камешкир.

Помимо центрального господского дома, были и другие постройки. Так, до наших дней сохранился один из двух гостевых флигелей. Также осталась часть парка бывшей усадьбы вместе с местом под фонтан у входа в особняк, сейчас там разбили клумбу. Предполагается, что первоначально на территории парка было три фонтана и рос фруктовый сад.

Все это принадлежало надворной советнице Варваре Никаноровне Загоскиной. Поскольку детей у нее не было, то по духовному завещанию усадьбу получил ее племянник Лаврентий Загоскин — путешественник и исследователь Аляски. Однако у него были финансовые проблемы, поэтому усадьбу и ряд других родовых имений он был вынужден продать.

На равных долях приобрели особняк выходцы из Германии братья Эйнем. Старший из них — Фердинанд обладал большими предпринимательскими способностями, свой главный капитал заработал, получив подряд на поставку варенья в русскую армию. На эти деньги он основал в Москве кондитерскую фабрику, где делали конфеты ручной работы, имеющие большой спрос, — это современный «Красный Октябрь». Однако Фердинанд фон Эйнем бывал в Пензе нечасто, жил и занимался обустройством усадьбы его брат Отто. Это был домашний человек со спокойным нравом.

Камин.

Считается, что именно при братьях Эйнем в доме появился уникальный камин, второго подобного сооружения не увидеть в настоящее время во всем Поволжье.

Камин изготовили германские мастера, в Россию его доставили в разобранном виде и смонтировали уже на месте. Сооружение — довольно необычное: это не просто камин, а его смесь с печью-голландкой, которая является характерной деталью архитектуры Западной Европы. Она достаточно массивная — под потолок, прямоугольная и поставлена таким образом, что сглаживает угол. На каминной полочке на месте, где традиционно устанавливали зеркало, располагается горельеф. Украшают сооружение майоликовые изразцы. Стены в комнате выкрашены под бумажные обои.

Сейчас камин не работает: еще в 20-е годы все трубы в здании заложили кирпичом из-за опасения возникновения пожара.

Потолок.

Скорее всего, к тому же времени — второй половине XIX века — относится оформление потолка в комнате. Он сделан с характерными углублениями, которые называются кессоны — это архитектурная деталь была известна с глубочайшей древности. Кессонированные потолки встречаются еще в античных постройках. Углубления образовываются таким образом: плоское перекрытие потолка ложится на перекрещивающиеся под углом балки. Их еще пытались украшать накладными керамическими пластинами, росписями, особую популярность они приобрели в эпоху Возрождения, когда снова появились интерес и подражание античной культуре.



Потолок состоит из шести квадратов, украшенных лепниной, поверхность которой расписали.

После смерти братьев Эйнем усадьбу продали их наследникам, после этого она еще несколько раз меняла хозяев. В 1901 году имение приобрел Степан Лаврентьевич Тюрин — купец и лесопромышленник, его семья жила здесь до 1917 года. В этой комнате воссоздали интерьер рабочего кабинета Тюрина. Реставрация помещения прошла в начале 90-х годов, тогда же, скорее всего, восстановили и раскраску изразцов на потолке.

Здесь же висит портрет купца, который написан современной художницей в 1994 году по его сохранившейся фотографии.

Скорее всего, лепное оформление было и в других залах, но ограничивалось небольшими розетками возле мест, где висели светильники. Сейчас остались отреставрированные образцы.

Печи.

В еще одном зале Дома народного творчества сохранились две парные печи голландского типа, оформленные прибалтийскими изразцами. В XIX веке Прибалтика (это современные Латвия и Литва) тоже входила в состав Российской империи, поэтому считалось, что их выполнили местные мастера. Эти печи с небольшими повреждениями, к сожалению, в Пензе не нашлось специалистов, которые могли бы восстановить изразцы, поэтому они — с залепками глины.

Печи интересны своим устройством. Эта комната являлась парадной залой. Именно сюда входили гости, приезжавшие к хозяевам имения. Здесь было все очень красиво оформлено, чтобы не пачкать ковры и паркет золой и сажей, печи хитроумно устроили. У правой печи отверстия для закладки дров находится в другом помещении — за дверью. А у левой вся отопительная часть находилась в подвале, там ее растапливали, теплый воздух поднимался вверх в эту комнату и обогревал помещение.

Есть еще одна печь, она находится на втором этаже, но она ничем не примечательна, оформлена белым кафелем.

После Октябрьской революции 1917-го года Тюрины уехали из Пензы, а дом был национализирован, в нем находились разные учреждения. С 1975 года здесь разместилась экспозиция Музей народного творчества.


Социальные комментарии Cackle
Закрыть (Esc)