Онлайн-брифинг по приоритетным задачам развития пензенского образования

29 мая в 13:35 7668 просмотров
(0+) с министром образования Пензенской области Александром Воронковым.

" data-title="Онлайн-брифинг по приоритетным задачам развития пензенского образования — Пенза-пресс, рунет за день">

В ИА «Пенза-Пресс» 29 мая прошел онлайн-брифинг (0+) с министром образования Пензенской области Александром Воронковым.

В рамках брифинга рассмотрена реализация в регионе приоритетных задач в рамках национальных проектов «Демография» и «Образование». Речь шла о развитии цифровой образовательной среды, повышении квалификации педагогов, о строительстве новых детсадов и школ, поддержке волонтеров, развитии системы дополнительного образования, вовлечении молодежи в спорт и культурную деятельность и т. д.

Также спикер рассказывает о проведении летней оздоровительной кампании, о безопасности детей во время каникул.

Вопросы можно задавать как заранее, так и во время брифинга в комментариях ниже или на электронную почту penzapress@yandex.ru (в теме письма должна быть пометка «брифинг»).

Редактор ИА «Пенза-Пресс» Галина Попова: В стране начал реализовываться национальный проект «Образование». Он преследует две основные цели — обеспечение конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». На выполнение этих задач будут выделены большие деньги — 784,5 млрд руб. за шесть лет. Сколько из этих средств поступит в Пензенскую область?

Александр Воронков: Национальный проект «Образование» — он самый разнообразный, там — восемь направлений федеральных проектов, на их основе разработаны восемь региональных проектов. Уже сегодня Пензенская область имеет средства из бюджетов всех уровней — 5 млрд рублей, которые будут реализованы в течение шести лет. Помимо них, каждая образовательная организация имеет возможность получить грантовую поддержку за счет федерального бюджета на реализацию проектов, связанных именно с теми задачами, которые ставятся сегодня перед всей страной: это и цифровизация, и обеспечение дополнительного образования, и поддержка семей с детьми, в частности, консультационные услуги психологов и педагогов по воспитанию, а также многое другое. Такая возможность дана организациям с тем, чтобы улучшить материально-техническую базу, совершенствовать мастерство педагогических работников по направлениям.

Галина Попова: В рамках нацпроекта планируется большое внимание уделить созданию мест в школах и детсадах. Для этого будут построены новые учреждения образования. Какие планы в нашем регионе по их возведению, когда появятся первые объекты и где?

Александр Воронков: Как я уже сказал, есть восемь направлений, уже сегодня мы получили финансирование на строительство двух школ. Это школа в третьем микрорайоне эко-квартал Арбеково на 1100 мест, школа в поселке Мичурино на 225 мест. Также это средства на строительство яслей, они будут вводится на протяжении трех лет. В этом году шесть новых зданий будут построены за счет федерального бюджета: в Пензе, Кузнецке, Пензенском районе, поселке Неверкино. В целом мы планируем в 2019 году создать 1207 новых мест, из них 705 — ясельных.

Программа утверждена до 2021 года, появятся новые детские сады в Пензе, Пензенском, Бессоновском, Нижнеломовском, Лунинском, Белинском, Городищенском районах. Они будут разные по наполняемости, но везде будет современное содержание и обязательные ясельные группы.

Перед нами поставлена задача — к 2024 году ликвидировать очередность в детсадах и обеспечить доступность дошкольного образования с полутора лет. Естественно, мы не можем в каждом населенном пункте построить ясли, но дать возможность оказать поддержку мамам — да. Будут созданы центры при детских садах, там педагоги будут заниматься с детьми, в основном, по выходным дням.

Галина Попова: Как будет вестись работа по развитию дополнительного образования? Планируется ли строить новые детские центры, кванториумы?

Александр Воронков: Планируем к 2024 году создание пяти детских технопарков. Задача стоит в городах с населением свыше 50 тысяч человек открыть технопарк с несколькими направлениями. Они появятся в Кузнецке, Заречном, в Пензе совместно с РЖД планируется создание технопарка «Детской железной дороги» в Ахунах. Чтобы обеспечить доступность современного дополнительного инновационного образования, мы участвуем в конкурсе на создание мобильного технопарка, который обеспечит занятость детей в отдаленных населенных пунктах. Такой проект реализуется в рамках национального проекта «Образование».

Также в этом году мы открываем центр выявления и поддержки одаренных детей на базе Губернского лицея. Этот центр позволит обучаться по различным направлениям одаренным детям из разных уголков области, в том числе — с частичным проживанием. Разработаны современные программы, где будут использованы базы технопарка, современных учреждений культуры и спорта для детей, которые будут обучаться в данном центре.

Создан проект нового здания на территории Губернского лицея для центра, когда он будет введен в эксплуатацию, мы будем участвовать в конкурсе на оснащение современным оборудованием. Уверены, что в 2020 году мы выиграем этот конкурс.

Галина Попова: Как выявить одаренных детей, что для этого нужно?

Александр Воронков: Существует система предметных олимпиад на уровне школы, муниципалитета, региона. Оцениваются именно знания ребенка, неординарность его мышления. Предметные олимпиады выявляют по тому или иному направлению именно одаренность ребенка, способность принимать нестандартные решения.

Что касается одаренности в спорте, есть серия мероприятий, где ребенок может показывать результаты. Сотни культурных мероприятий у нас проходят, чтобы развивалось художественно-эстетическое, музыкальное творчество. Лучшие будут попадать в центр поддержки и развития одаренных детей. Уже сегодня у нас имеется банк данных одаренных детей, он создан как раз на основе результатов данных конкурсов. Имена победителей туда попадают автоматически. Помимо него, сегодня мы формируем тьютеров, которые будут вести данных детей по направлениям.

Галина Попова: Один из федеральных проектов, входящих в нацпроект, называется «Цифровая образовательная среда». Каковые его цели и как он будет реализовываться у нас в регионе?

Александр Воронков: Мы понимаем цифровую образовательную среду как обеспечение компьютерами и возможность их использования в образовательных целях. На самом деле, задача стоит более широкая — прежде всего, это создание единого образовательного пространства, которое поможет и ученику в освоении новых программ, и учителю в саморазвитии, и выстраивании самообразовательной траектории. Ребенок будет иметь возможность выполнять задания онлайн, которые ему будут даваться в личном кабинете, его будут оценивать независимые эксперты.

Задачу мы планируем решить, участвуя так же в федеральном гранте. Но необходим для этого высокоскоростной интернет, независимо от того, город это или село. В следующем году мы обеспечим доступ к нему всем образовательным организациям.

Галина Попова: К концу 2020 году на 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников. Что это за система, у нас она уже апробируется?

Александр Воронков: Без высококвалифицированных, мотивированных педагогических кадров, которые могли бы самосовершенствоваться и развиваться, невозможно реализовать национальный проект «Образование». Параллельно со всеми направлениями один из главных — федеральный проект «Учитель будущего». На территории области он уже начал реализовываться благодаря современному подходу к повышению квалификации некоторых категорий учителей, например, иностранного языка. Помимо того, что мы отбираем тех учителей, которые желают не просто совершенствоваться, а обучаться с носителями языка, мы проводим отбор и 12 лучших отправляем в Великобританию в образовательный центр. В этом году планируем отправить учителей, обучающих немецкому языку.

Еще одно направление — это повышение квалификации учителей математики на различных стажировочных площадках. Прошел отбор молодых специалистов, которым необходим опыт и новые технологии. Тех, кто показывает высокие результаты обучения, чтобы их мотивировать работать с одаренными детьми, учителей, которые нуждаются в помощи и поддержке своих коллег в преподавании предмета.

То же самое — направление психологи. Очень много лет психологические службы в школах были не в приоритете. Но в последние годы, в том числе благодаря поддержке губернатора, появились психологические службы и психолого-педагогические кабинеты. Наша задача — не просто вернуть высококвалифицированных психологов в школу, но и обучить тех, кто давно работает в школе.

Надежда: Я даже не слышала, что у нас в детском саду есть психолог.

Александр Воронков: Практически в каждом детском саду городов области есть специалисты психологи-логопеды. В детсаду это больше те специалисты, которые занимаются коррекцией ребенка: постановку звуков в речи, поведенческая коррекция и т. д. Поэтому чистых психологов там мало, а вот логопеды со знаниями психологии имеются практически везде.

Хочу обратить внимание, что все педагоги при обучении получают базовые знания по работе с детьми, связанные с психологической коррекцией и помощью.

Алина Васильевна В.: Очень много в последнее время новостей о том, как ученики доводят учителей, и те срываются, виноват, конечно, всегда педагог. Неужели нет управы на учеников? Вообще молодых педагогов как-то учат выходить из таких ситуаций, ведь понятное дело, студенческих знаний тут не хватает. Входит ли это в пресловутое повышение квалификации?

Александр Воронков: Курсы повышения квалификации охватывают несколько направлений подготовки учителей. Это не только предметная область, а, конечно, психология, коррекция, знания по безопасности, в том числе — оказание медицинской помощи детям, которые сегодня обязательны при прохождении повышения квалификации.
Педагог раз в три года проходит курсы повышения квалификации и обновляет знания по данным темам.

Что касается конфликтов, то они нечасто происходят. Наша задача — свести их к нулю. Работа педагога — очень ответственна, поэтому он должен иметь определенные морально-этические устои, общество предъявляет высокие требования к педагогам, и мы должны этим требованиям отвечать.

Галина Попова: В нацпроекте говорится о том, что «будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах». Как это будет выглядеть в Пензенской области, ведь волонтерское движение у нас уже развивается? Какие направления работы волонтеров сейчас особенно актуальны?

Александр Воронков: Первый шаг мы сделали — создали центр поддержки и развития волонтерского движения на базе Дома молодежи. Он позволил подготовить добровольцев к участию молодежи в международных и всероссийских мероприятиях, в том числе — Чемпионат мира по футболу и др. Наши волонтеры показали высокий уровень подготовки, ответственности, им это интересно.

Также у нас развивается социальное, просветительское волонтерство. Все, наверное, слышали о «Волонтерах Победы», это мощное движение, которое поддерживает патриотические акции, ведет просветительскую деятельность в школах, работает с ветеранами. Последняя грандиозная акция была связана с «Бессмертным полком». Пензенская область достойно провела это мероприятие, обеспечение порядка, организации легло, в том числе, на плечи «Волонтеров Победы».

Очень можно у нас развивается медицинское волонтерство. Они оказывают первую помощь при проведении массовых мероприятий, помогают в больницах. Сегодня большое развитие получило волонтерство при чрезвычайных ситуациях.
Задача, которая стоит перед правительством области, — поддержать инициативы, связанные с добровольчеством через гранты. Это очень эффективно, так как позволяет направить средства, на то, что действительно важно.

Ольга Николаевна: Моя дочь хочет стать волонтером, учится в 10 классе, а я считаю, что это может помешать учебе, все-таки экзамены, подготовка. Расскажите, есть ли какие-то льготы для добровольцев и как вступить в их ряды?

Александр Воронков: Дочери надо определиться с тем интересом, который она хочет реализовать вместе с другими такими же людьми, прежде всего, бескорыстными. Но государство продумало, как поощрить неравнодушных людей. Есть волонтерские книжки, их выдает центр по поддержке и развитию волонтерскому движению в Доме молодежи на основе ходатайства членов отрядов. Поэтому необходимо обратиться в данный центр, поработать на общественно-полезных мероприятиях, и, если есть поручительство членов организации, заводится волонтерская книжка, там прописываются все мероприятия, в которых принял участие человек. А эта книжка дает дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вузы. Каждое учебное заведение устанавливает самостоятельно количество баллов, но это очень важно, потому что даже один балл может быть решающим.

На сайте «Дом молодежи» есть специальная рублика «Стань волонтером», там есть образец заявления и список всех необходимых документов.

Кроме того, очень многие организации стараются поддержать волонтеров и выделяют бесплатные билеты в бассейны, кинотеатры и т. д.

В каждом районе есть отделения Дома молодежи, в основном, они находятся в органах управления образования. Надо обратиться туда или в управление молодежной политики.

Галина Попова: Достижение целей нацпроектов — длительный процесс, а дело ближайших недель — оздоровительная летняя кампания. Насколько регион готов к ней? Всем ли детям хватит мест в лагерях?

Александр Воронков: Подготовку к летней оздоровительной кампании начали с конца прошлого года, обучая специалистов, работающих детьми, технических работников, выполняя требования, предъявленные надзорными органами в ходе проверок, и т. д. Активная фаза приведения материально-технического состояния в соответствие с требованиями началась весной. 403 организации летнего отдыха детей мы планируем открыть в этом году, из них — 20 загородных лагерей, 27 лагерей труда и отдыха, два санаторно-оздоровительных лагеря, три палаточных, 351 лагерь с дневным прибыванием на базе образовательных организаций. В первую смену к работе приступят 360 лагерей, из них 11 — загородных.

Сейчас проходят финальные проверки загородных лагерей на полное соответствие требованиям безопасности, санитарным нормам и правилам. Каждый лагерь получает паспорт безопасности и санитарно-эпидемиологическое заключение на то, что вода, комнаты, пищеблок соответствует всем требованиям, есть ли договоры с поставщиками продуктов и сертифицированы ли они. Есть ли охрана лагеря, обеспечено ли видеонаблюдение и т. д. Все это очень важно.

Хочу обратить внимание, что, если родитель выбрал какой-либо коммерческий лагерь, он должен попросить паспорт безопасности и санитарно эпидемиологическое заключение, а затем посмотреть реестр на сайте министерства образования Пензенской области — включен ли лагерь в него.

С началом каникул уже произошло несколько трагедий с детьми, в Бессоновском районе утонул ребенок. Это был не официальный пляж, но видно, что это место, которое жители используют для купания и отдыха. Двое детей поехали туда, и один из них не умел плавать, но прыгнул в воду, и случилась трагедия. Я призываю организовать патрулирование мест отдыха общественниками, теми, кто не равнодушен. Чтобы они прогуливались по несанкционированным местам купания и в случае обнаружения ребенка без присмотра, сообщали об этом в МЧС, администрацию. Любую спасенную жизнь нельзя переоценить.

Также призываю быть водителей аккуратнее на дорогах .Уже в Пензе на переходе сбили ребенка. Слава Богу, это не привело к трагедии, но надо быть внимательнее.

Школа сделала все чтобы разъяснить родителям и детям правила безопасного поведения в лесу, на водоемах в общественных местах: у нас разработаны курсы, классные часы, различные интерактивные мероприятия, рисунки рисовали на эту тему. Но ребенок есть ребенок, у него преобладают эмоции над рассудительностью, поэтому я призываю взрослых быть ответственными за всех детей.

Дома не оставляйте открытыми окна, в том числе — с москитными сетками, которые вызывают у ребенка чувство безопасности. Не думайте, что это не случиться с вами, лучше защититься, чтобы потом не страдать.

Игорь А.: Зарегистрированы мы в области, но хотим отдать ребенка в Пензу. Что нужно для этого сделать? И правда ли, что приоритет — тем, кто ходил в эту школу на подготовительные занятия?

Александр Воронков: В соответствии с нормативно правовыми актами, связанными с обеспечением гарантии обучения каждому ребенку предоставляется возможность обучаться ребенку там, где он хочет. Но школы имеют закрепленную территорию, по которой в приоритете набираются ученики. Это связано с тем, чтобы обеспечить доступность образования тем, кто проживает на данной территории. Уже после 1 июля, в случае наличия свободных мест, любого ребенка примут в тот класс, в который изъявил желание родитель.

Препятствием для родителей не является то, что ребенок не прописан в Пензе, достаточно временной регистрации. Прописан он может быть в любом месте, даже за пределами региона. Конечно, есть близлежащие районы, и время подвоза короткое, конечно, здесь не обязательная регистрация.

Подготовительные курсы, в том числе и школах, не входят в обязательную образовательную программу и не являются приоритетными при поступлении.

Надежда Иванова: Моему сыну на 1 сентября 2020 года будет 6 лет и 4 месяца, хочу отдать его в школу, возможно ли это? И можно ли будет уже в этом году отдать его на подготовительные занятия?

Александр Воронков: Закон об образовании четко устанавливает нижнюю границу получения общего образования — шесть с половиной лет. Поэтому желание — желанием, но школа будет выполнять закон. Только по достижению этого возраста он имеет право получать образование. Это связано с возрастными психоэмоциональными особенностями ребенка.

Развивающие курсы предполагают психоэмоциональную готовность ребенка, но не возрастную. Здесь все зависит от уровня подготовки ребенка. Также надо смотреть на уровень курсов, кто их ведет, особенно это не связано со школой, очень много частных открылось. Надо смотреть насколько программы соответствуют требованиям.
При школах на курсы нужно ходить за год до поступления в школу. В основном, они начинаются в октябре.

Анатолий: Живем около школы № 16, но о ней идет дурная слава — контингент учеников мягко говоря оставляет желать лучшего, боимся ребенка туда отдавать. Действительно ли там есть проблемы?

Александр Воронков: Сегодня школы № 16 и 29- это единая образовательная организация — лицей, который имеет два корпуса. Там единые коллектив, материально-техническая база, программы адаптированные и интегрированные между корпусами. Опасаться того, что ребенок будет заниматься в корпусе бывшей школы № 16, не стоит. Там высокий образовательный уровень коллектива, программы, соответствующие стандартам. Сейчас лицей входит в топ-20 лучших школ в городе.

Горожанка: Семьеведение входит не в обязательную программу, если я не хочу, чтобы ребенок учил этот предмет, можно как-то отказаться? Ведь там надо раскрывать буквально личную информацию! «Кто главнее в доме — мама или папа», «кто как кого называет», «как расходуется бюджет». Я против такого вмешательства в личную жизнь!

Александр Воронков: Если школьная программа и учебный план подразумевают курсы семьеведения, то это обязательно к изучению. Отказаться нельзя.

Не надо бояться этого предмета, именно он формирует ответственное отношение ребенка к тому, что у него есть семья, какие отношения должны быть внутри нее в идеале, а также формирует будущую модель его семьи. Не скрою, что у нас достаточно семей, где мама или папа один воспитывает ребенка, у него не должно отложиться с детства, что это правильно, он должен стремиться создать полную семью, родить детей и воспитывать их в соответствие с нормами, принятыми в нашем государстве.

Лариса: Губернатор говорил, что надо создавать доброжелательную обстановку на ЕГЭ, а в Заречном, вон пишут, двери в туалетах поснимали, чтобы дети не списывали. Какая же это доброжелательность? Вы как к этому относитесь?

Александр Воронков: Многое зависит от интерпретации. На самом деле, снятие дверей в кабинках, причем тех, где были оторваны петли, и которые могли нанести травму ребенку, никак не связано с проведением ЕГЭ, но директор школы и ответственный за пункт проведения экзамена обязаны были провести ремонт до начала экзамена, чтобы школа полностью соответствовала санитарным нормам и правилам. Мы разобрались в этой ситуации, те, кто допустил это нарушение, будут наказы, взыскание будет объявлено, двери уже стоят на месте. А то, что якобы кто-то заглядывал, у нас учители высокоморальные, они бы себе этого не позволили.

Алена: Слышала о работе медцентрах при школах, у нас такие есть? как они работают?

Александр Воронков: У нас в Пензе — три центра профилактики и реабилитации на базе лицея № 2 (от Городской детской больницы) и школ № 19 и № 74 (от областной детской больницы им. Филатова). Как правило, центры работают во вторую смену, дети с медицинскими показаниями по реабилитации, по укреплению здоровья, проходят там процедуры. Такие центры работают на школу и микрорайон.

А так у нас в каждой школе есть медицинский лицензированный кабинет.

Тамара: Правда ли, что будут проверять активность школьников в соцсети? Это разве не нарушает их права? Кто будет это делать, опять психологи?

Александр Воронков: Сегодня очень большое время общение в Сети занимает. Правильно, что педагоги вместе с классом организуют группы в социальных сетях, чтобы общаться и обмениваться информацией. Интернет таит в себе и опасность — это различные сайты экстремистского характера, где пропагандируются наркотики, есть попытки вовлечения в преступную деятельность. Анализом этих сайтов занимаются спецслужбы и Роскомнадзор. Есть кибердружины, которые вываляют такие сайты и передают данные спецлужбам.

Технология взаимодействия с ребенком подразумевает и работу в Сети. Конечно же это высший пилотаж педагога, когда дети ему доверяют и пускают на свои странички. Это нормальная педагогическая деятельность, как и работа в реальном пространстве. Я не считаю, что здесь педагог нарушает чьи-то права. Если страница закрыта, на нее никто не попадет.


Социальные комментарии Cackle
Закрыть (Esc)