В ИА «Пенза-Пресс» 13 июня прошел онлайн-брифинг (0+) начальником управления цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области Алексеем Костиным.

Брифинг был посвящен реализации в регионе нацпроекта «Цифровая экономика»: информационной безопасности, подготовке кадров и регулированию цифровой среды. Кроме того, Алексей Костин рассказал о развитии портала госуслуг, а также о том, как через этот сервис получить результаты ЕГЭ.

Вопросы можно было присылать заранее на электронную почту penzapress@yandex.ru с пометкой «брифинг», а также оставлять ниже в комментариях.

Редактор ИА «Пенза-Пресс» Галина Попова: Нацпроект называется «Цифровая экономика» – что кроется за этой формулировкой? Какая цель стоит перед регионом в этом нацпроекте?

Алексей Костин: В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» дано следующее определение: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Другими словами, цифровая экономика – это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и краудфандинг и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.

Если посмотреть в глубину, то переход мы переводим в цифровую форму все объекты и процессы реального мира. За счет этого получается огромный рост эффективности всех процессов. Например, проектирование самолетов, раньше это было долго и дорого. Теперь мы можем в разы быстрее проектировать их, вносить изменения и сразу же получать готовый продукт. По этим технологиям мы получили автомобиль для президентского кортежа.

За счет внедрения этих технологий мы получаем снижение стоимости готового продукта.

Благодаря развитию и внедрению информационных технологий в нашу жизнь сегодня во многих случаях мы можем обходиться без посредника. Например, если мы хотим есть, но не желаем готовить, мы можем оформить в интернете доставку еды на дом, если нам нужно перевести другу деньги, нам незачем идти в отделение кредитной организации – мы можем сделать перевод через мобильный банк, если нам нужно зарегистрировать транспортное средство, мы тоже можем сделать это онлайн – через портал Госуслуг. Это и многое другое мы можем делать только благодаря тому, что у нас есть компьютер и выход в интернет.

К моменту завершения программы в 2024 году на территории области будет создана устойчивая и безопасная информационно-телекоммуникационная инфраструктура высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступная для всех организаций и домохозяйств. В рамках создания инфраструктуры предполагается использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Все государственные (муниципальные) образовательные организации Пензенской области, реализующие образовательные программы общего или среднего профессионального образования, а также и фельдшерско-акушерские пункты системы здравоохранения Пензенской области будут подключены к глобальной конкурентоспособной инфраструктуре передачи данных на основе отечественных разработок, в том числе с доступом в интернет.

Планируется внедрить цифровые технологии и платформенные решения в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Увеличится объем выручки от проектов по разработке наукоемких решений, продвижения продуктов и услуг на основе внедрения «сквозных» цифровых технологий.

Галина Попова: Один из проектов называется «Создание цифровой инфраструктуры», самый большой объем финансирования на это предусмотрен. Как он будет реализовываться?

Алексей Костин: В рамках проекта «Информационная инфраструктура» планируется:

- субсидирование строительства 16 базовых станций сотовой связи в малонаселенных или труднодоступных населенных пунктах Пензенской области (денежные средства заложены в бюджете Пензенской области);

- подключение к интернету 509 зданий школ (сельские школы со скоростью 50 Мбит/с, городские - 100 Мбит/с), 508 ФАПов (со скоростью - 10 Мбит/с), 297 зданий органов ОМСУ (10 Мбит/с) за счёт средств федерального бюджета в рамках проекта «Информационная инфраструктура».

С целью обеспечения условий для безопасного функционирования государственных информационных ресурсов планируется создать региональный центр обработки данных (ЦОД), который будет аттестован по требованиям безопасности, определенными ФСБ и ФСТЭК. В ЦОДе будут размещены все ведомственные системы, в том числе будут храниться результаты работы АПК «Безопасный город», электронные фонды областного архива и библиотеки им. Лермонтова, областной фонд пространственных данных.

В настоящее время в Пензенской области разработан план перехода на отечественное программное обеспечение, в соответствии с которым органы власти должны перейти на использование российской операционной системы и офисного пакета. К 2021 году не менее 80% рабочих мест госслужащих должны быть оснащены отечественным ПО.
В 2018 году было закуплено 126 компьютеров с предустановленной российской операционной системой. В соответствии с планом нам предстоит только в органах госвласти закупить еще 700 компьютеров, так же оснащенных российским ПО.

Галина Попова: Еще одна задача – готовить кадры для IT-сферы. У нас сейчас большая нехватка специалистов?

Алексей Костин: В настоящее время в Пензенской области сформировано мощное отраслевое сообщество IТ-компаний, ряд которых занимает лидирующее положение на глобальных рынках (Тортуга, Мое дело, Битгеймс и др.).

Отрасль производства программного обеспечения в Пензенской области ежегодно растет в среднем на 30%. В целом в отрасли занято более 2000 IТ-профессионалов. Средняя зарплата программистов в 2018 году составляла 50000 - 70000 рублей, что вдвое превышает среднеобластной уровень оплаты труда. На рынке предложений по трудоустройству ежемесячно опубликовано более 130 вакансий (программист, системный администратор, ИТ аналитик, тестировщик ПО др.).

Проблему недостаточной подготовки кадров для ИТ-компаний Пензенской области призван решить проект «Кадры для цифровой экономики», разработанный Управлением цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» Управлением совместно с ИТ-сообществом разработана концепция Фонда поддержки цифровых технологий. Планируется, что Фонд ежегодно будет предоставлять на конкурсной основе 100 грантов по 200 тыс. рублей учителям технических дисциплин и 100 стипендий по 2 тыс. руб. в месяц талантливым учащимся.

Одним из элементов региональной экосистемы подготовки ИТ-кадров является колледж информационных и промышленных технологий. С целью создания комфортной среды подготовки кадров Управлением ведутся работы по созданию коворкинга на базе колледжа. Так в 2018 году на его оснащение привлечено 900 тыс. руб. внебюджетных средств.

Галина Попова: Почему все-таки при всех предпринимаемых мерах не получается закрыть дефицит кадров?

Алексей Костин: 

Проблема — в том, что фактически нельзя решить проблему нехватки специалистов в IT-сфере механическим путем, просто увеличив контрольные цифры, обучая больше программистов. Во-первых, не секрет, что не все выпускники работают по специальности. Во-вторых, у нас достаточно низкий КПД существующих образовательных программ. Качество подготовки в вузах сильно отстает от требований рынка. Не всегда вуз может перестраивать программу под постоянно изменяющиеся реалии: каждый год появляются новые разработки, языки программирования и т. д.

В-третьих, студент должен сам быть адаптивным и быстро перестраиваться под новые разработки. Тут вопрос возникает и к школе, откуда ребенок приходит негибким. Есть базовые проблемы с естественно-научной подготовкой к школе.

Кроме того, почему родители, зная о том, что это супервостребованная, высокооплачиваемая профессия, есть возможность карьеры по всему миру, неограниченный рост зарплаты и так далее, не направляют детей в эту сферу? Они готовы отправлять детей учиться платно на юристов, экономистов, зная, что их чадо будет безработным. А потому что они понимают, что их ребенок не сдаст ЕГЭ на баллы, необходимые для поступления на эту специальность, не осилит программу вуза. Родители не могут волю свою проявить и направить своих детей, чтобы они изучали математику, физику.

В любом случае, люди с сильной математической базой, подготовкой по физике смогут найти себе место в цифровой экономике будущего. Знаю массу примеров, когда из программистов получаются юристы, бухгалтеры, но вот обратной конверсии я никогда не видел.

У нас 30% выпускников 11 класса уезжают из Пензы учиться в другие вузы, если он сдал хорошо ЕГЭ, его ничего не держит. Вопрос в том, чтобы заставить его вернуться обратно после обучения. Для этого нужен чистый город с современной транспортной сферой, воздух должен быть незагазованный, парки, скверы, фонтаны — тогда люди захотят вернуться.

Месяцами висят вакансии в интернете на места с хорошими зарплатами в этой сфере. Например, тестировщик программного обеспечения, а этот человек, которому даже образования высшего не требуется, — минимум будут платить 25 тысяч рублей, начинающий программист — также. Если он продержится на работе полгода, зарплата увеличивается до 50 тысяч рублей, два года — 70 тысяч рублей, а если какие-то уникальные компетенции заработал, — то и 150 тысяч рублей. Если ты в Пензе не платишь конкурентную зарплату, то человек уходит на фриланс или уезжает в Москву.

На рынке дефицит именно профессиональных кадров. Кто-то может сейчас сказать, что он закончил эту специальность и не может найти работу. Вопрос: чем он занимался пять лет обучения? Обычно группа делится на две неравные части: 20 процентов — «мозги», которые мотивированны и хотят работать, они начинают работать с третьего курса, остальные — «балласт», которые мучаются и не могут найти себя по жизни.

Они [в министерстве образования Пензенской области] считают, что все прекрасно. Но проблема есть. Например, много денег вложено в IT-колледж: сделан ремонт, закупается современное оборудование, организовываем современный коворкинг, проводится профессиональная переподготовка преподавателей. Что в итоге происходит? Преподаватель прошел переподготовку, приехал на WorldSkills, его команда победила, он сам хорошо выступил. И какой-нибудь директор московского колледжа видит его и предлагает место с гораздо более высокой оплатой. И преподаватель тут же встает и уезжает. Поэтому нам надо повышать зарплату преподавателям, не всем, а конкретно этим. Иначе все эти миллионы рублей, которые мы вкладываем в переподготовку, будут потрачены зря. Об этом говорить не принято, но так и есть. Зарплата преподавателей в этой сфере должна быть на уровне рынка. Например, учитель русского языка куда еще может пойти, где ему заплатят 100 тысяч? Никуда. А вот преподаватель информатики может получать 100 тысяч, если пойдет работать в IT-компанию.

У нас сейчас некомпетентность в квадрате. Во время перестройки все началось. Многие будущие преподаватели во время перестройки убежали в бизнес. В это же время появилась отсрочка от армии, поэтому очень многие пошли учиться в аспирантуру, чтобы ее получить. Потом им предложили преподавать, они стали профессорами, спустя время они стали сами набирать аспирантов. То есть не очень грамотные люди набрали себе таких же. За 20 лет произошла полная деградация технического образования. Нужно рвать этот порочный круг, а сделать это можно только повышением зарплаты.

Государство предоставляет платформу, но жизненный успех человека зависит только от него. Нельзя же заставить насильно учиться, становиться программистом: государство определяет вектор, а идти по этой дороге или нет — выбор гражданина. Нам даны равные возможности для всех. И при таком образовании кто-то добивается успеха. Я по-доброму отношусь к коллегам, все, что я говорил выше — это в рамках дружеской критики.

Дмитрий Васильев: Вот говорят, нужны кадры, нужны кадры, а мест для IT-сферы будет в вузах больше?

Алексей Костин: По результатам исследования, проведенного Фондом развития интернет-инициатив через 10 лет российская экономика будет дополнительно нуждаться в двух миллионах IT-специалистов. Причем это касается не только разработчиков программного обеспечения, но и аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов... Чтобы утолить кадровый голод вузам и сузам уже сейчас нужно дополнительно набирать по 40 тысяч студентов-айтишников ежегодно.

По данным 2016 года, в России насчитывалось 1,9 млн IT-специалистов. Это примерно 2,4% от всего занятого населения страны. Для сравнения: в США, Германии, Великобритании этот показатель держится на уровне 4,2%. Чтобы достичь этой планки, в России в ближайшие 10 лет должны появиться дополнительно 2 млн IT-специалистов. Сейчас среднее профессиональное и высшее образование «приводит» в экономику только 60 тысяч IT-специалистов в год. Чтобы конкурировать с Западом в области технологий, дополнительный набор на IT-специальности должен составить минимум 40 тысяч человек в год.

Но проблема не только в кадрах: тут нужно учитывать особенности экономической, геополитической ситуации, нужно понимать, как удержать лучших специалистов в стране. Необходимо нацеливать школьников на профессии, востребованные цифровой экономикой. Тогда и процент выпускников российских вузов, работающих по специальности, увеличится (сейчас он составляет 61%).

На самом деле рынок IT очень сегментирован, технологии, используемые в разработке программного обеспечения, очень разные. Нельзя сказать, что «не хватает программистов». Все немного сложнее. С одной стороны, компаниям нужны узкие профили. Например, не просто Web-разработчик, а специалист по JavaScript, использующий специализированные библиотеки и имеющий опыт разработки для мобильных платформ. С другой, нужны люди, способные решать сложные комплексные задачи, переучиваться, работать в команде. При этом сильные «игроки» ведут массовый набор на множество вакансий, а небольшие технологические компании точечно ищут конкретного специалиста».

Крупные работодатели сами готовят специалистов под свои запросы: открывают собственные школы, курсы, участвуют в разработке учебных планов для вузов, создают базовые кафедры на базе своих подразделений. Например, Яндекс сотрудничает с Высшей Школой Экономики, МФТИ, СПБГУ, Mail.ru Group - с МГТУ им. Баумана. Поэтому проблема дефицита "рядовых" программистов для таких компаний не стоит. Гораздо выше потребность в специалистах с уникальными навыками, которые можно получить далеко не в каждом вузе.

Число обучающихся на IT-направлениях растет с каждым годом. Но уровень подготовки на разных образовательных программах даже в пределах одного университета может сильно различаться. Важно создавать систему индивидуальных образовательных траекторий и проектной работы для студентов, формировать при поддержке компаний профессиональную экосистему вокруг университета. Кроме того, неплохо было бы создать систему специализированных IT-колледжей, где срок обучения был бы меньше, а формируемые компетенции соответствовали бы требованиям рынка.

Чтобы привлечь больше абитуриентов на IT-специальности необходимо работать со школами. Тот же Яндекс запустил программу «Яндекс.Лицей» для учеников 8-9 классов. В Пензенской области проект «Яндекс.Лицей» реализуется с 2016 года. С IT-сферой ученики знакомятся на примере Python. Это один из самых популярных в мире языков программирования, который легко освоить и который применяется в самых разных сферах, начиная с YouTube и заканчивая проектами NASA.

Тестовый отбор в «Яндекс.Лицей» прошли 197 детей Пензенской области, 90 детей из них были отобраны во второй тур. По итогам двух туров конкурсного отбора 61 ребенок начал обучатся «Яндекс.Лицее» и 54 ребенка закончили 1 курс обучения. На второй год обучения (2017/2018 учебный год) переведено 43 учащихся.

В этом году состоялся первый выпуск «Яндекс.Лицея». И 27 детей (из 40 обучавшихся) получили Сертификаты об окончании обучения по дополнительной образовательной программе «Основы промышленного программирования». Лучшие из них вместе с выпускниками из других городов съездили в московский офис Яндекса и поучаствовали в мини-хакатоне.

Следует отметить, что из 25 лучших выпускников из Пензы, Саратова, Калуги, Тамбова, отобранных компанией Яндекс, 9 - были пензенцы.

Анна Боганова: Вот все наши данные хранятся в сети, а если хакнут? Все - утечка? Как будут наши данные защищать?

Алексей Костин: В настоящее время в Государственную думу Российской Федерации внесен законопроект, направленный на совершенствование правовой базы нацпроекта «Цифровая экономика». Законопроект вводит понятие цифрового профиля гражданина и юридического лица, а также описывает порядок идентификации и аутентификации лица.

Цифровой профиль – это совокупность цифровых записей о физических лицах и юридических лицах, содержащихся в государственных информационных системах, предоставление которых обеспечивается с использованием технологической инфраструктуры, которая позволяет использовать данные пользователя с согласия, предоставляемого в цифровом виде.

Инфраструктура цифрового профиля создаст возможность автоматизированного получения данных о гражданах посредством «единого окна». Утверждается, что реализация проекта станет основой для повышения эффективности бизнес-процессов, приведет к сокращению издержек, связанных с бумажным документооборотом.
В рамках работы инфраструктуры цифрового профиля, граждане получат право в собственных интересах регулировать (уменьшать или увеличивать) объем персональных данных, доступных для обработки.

Снежана: Что такое онлайн-программы по развитию цифровой грамотности?

Алексей Костин: В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в этом году должен быть создан бесплатный онлайн-сервис по освоению цифровой грамотности.

Предполагается, что к концу года 100 тыс. человек уже пройдут обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности, к концу 2020 года их число вырастет до 2 млн человек, к концу 2021 года - до 3 млн, к концу 2022 года - до 5 млн, а к концу 2023 года - до 7 млн. Всего за период 2019-2024 годов 10 млн человек должны пройти обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности.

Помимо этого, предусмотрены показатели по числу человек, прошедших обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов: в 2019 году этот показатель должен составить 5 тыс. человек, к концу 2020 года он должен увеличиться до 38 тыс. человек, к концу 2021 года - до 160 тыс. человек, а к концу 2022 года - до 400 тыс. человек. В период 2019-2024 годов обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов должны пройти миллион человек.

В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» к концу 2020 года также должны быть запущены интернет-сервисы по самооценке гражданами ключевых компетенций цифровой экономики. В срок до 30 ноября 2021 года будет проведен мониторинг операционной готовности различных групп и категорий населения к жизни и деятельности в условиях цифровой экономики, а также оценка уровня мотивационно-ценностных особенностей россиян.

Галина Попова: Портал госуслуги: есть ли статистика, насколько он стал популярнее и какие услуги наиболее востребованы?

Алексей Костин: На региональном портале доступно 114 государственных и 34 муниципальных (типовых) услуг.
В мае и июне проводится единый государственный экзамен и основной государственный экзамен по образовательным программам среднего общего образования.

Результаты ЕГЭ и ОГЭ школьники и их родители могут узнать на портале госуслуг Пензенской области. Найти их можно в личном кабинете на странице «Электронная школа», вкладка ГИА.

Раздел «Электронная школа» стал одним из самых популярных на региональном портале госуслуг за последний год. На Портале публикуется расписание уроков, домашнее задание, успеваемость. Электронный дневник для мобильных устройств был доработан и стал еще удобнее.

Обращаю ваше внимание, для всех желающих поступить в учреждение среднего-профессионального образования, обеспечена возможность подачи заявления по услуге «Запись в колледж»:

Кроме того доступны следующие услуги в сфере образования:

1. Запись в организацию дополнительного образования;

2. Запись в школу;

3. Запись в детский сад.

Тамара: Планируется ли делать скидки постоянным пользователям госуслуг?

Алексей Костин: При оплате некоторых государственных услуг на портале можно получить 30% скидки. Она действует при электронной подаче заявления и безналичной оплате. Воспользоваться скидкой также можно в мобильном приложении госуслуг. Сегодня список услуг со скидкой включает получение или замену водительского удостоверения, регистрацию транспортного средства, государственную регистрацию поднадзорных ГИМС МЧС России маломерных судов, аттестацию на право управления маломерными судами, все услуги Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, регистрацию и расторжение браков, получение загранпаспорта, а также паспорта гражданина РФ. Стоимость услуги зависит от ее вида.

Гость: А 5G будет?

Алексей Костин: На петербургском международном экономическом форуме между ведущими российскими операторами сотовой связи, компаниями Nokia, Huawei и ПАО «Ростелеком» подписан меморандум о сотрудничестве в области развития 5G. Стороны создадут лабораторные зоны 5G в диапазонах 26,5-29,5 ГГц и 3,3-3,8 ГГц.
Договоренности направлены на дальнейшее развитие стратегического партнерства компаний в области 5G в России. Сотрудничество предусматривает обмен опытом в сфере развития сетей связи пятого поколения, совместного тестирования, разработки и демонстрации различных сценариев использования 5G.

Компании планируют развернуть лабораторные и демонстрационные зоны 5G в диапазонах 26,5-29,5 ГГц и 3,3-3,8 ГГц на оборудовании Nokia семейства Airscale. Техническое решение поддерживает указанные частотные диапазоны, пилотные зоны будут развернуты в Москве и других регионах РФ.

Совместное партнерство в области 5G позволит компаниям подготовиться к коммерческому развертыванию сетей пятого поколения в России. В дальнейшем это поможет эффективно использовать их потенциал в различных отраслях экономики и предоставить пользователям доступ к инновационным услугам следующего поколения.



Лиана: Цифровые технологии - а у нас везде интернет-то есть?

Алексей Костин: В настоящее время 98,7% населенных пунктов Пензенской области охвачены мобильной связью поколения 2G (голосовая связь), 96% – поколение 3G. Идет активное развитие сети 4G (LTE). Услуги мобильной связи населению предоставляют ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «Ростелеком».

С 2015 на территории Пензенской области осуществляется реализация проекта «Устранение цифрового неравенства, в рамках которого в населенных пункта Пензенской области будут проведены волоконно-оптические линии связи (далее – ВОЛС) и организован широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью не менее 10 Мб/сек на основе установленных точек доступа Wi-Fi.

В рамках реализации на территории Пензенской области проекта «Устранение цифрового неравенства» Пензенский филиал ПАО «Ростелеком» организовал широкополосный доступ к сети интернет на основе установленных точек доступа WiFi на скорости не менее 10 Мбит/с (в радиусе охвата точки доступа WiFi) в 112 населенных пунктах Пензенской области. В ближайшее время беспроводной интернет появится еще в 116 пензенских селах численностью от 250 до 500 человек. Доступ к информационным ресурсам сети интернет с использованием точек доступа Wi-Fi предоставляется бесплатно.

Кроме того в Пензенской области утвердили порядок предоставления субсидии операторам сотовой связи на возмещение части затрат при строительстве базовых станций сети на территориях с малой плотностью населения или сложным рельефом. Соответствующее постановление регионального правительства подписал губернатор Иван Белозерцев 28 мая.

Субсидии позволят сократить затраты операторов на строительство «низкомаржинальной» инфраструктуры для размещения базовых станций.

Порядок предоставления субсидий из бюджета Пензенской области устанавливает категории и критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и механизм предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При получении субсидии операторы сотовой связи должны будут обеспечить устойчивую сотовую связь, в том числе мобильный Интернет в стандарте LTE и обеспечить поддержание установленного оборудования в течение 5 лет в работоспособном состоянии, исключающее его демонтаж.

Субсидия оператору сотовой связи предоставляется из бюджета Пензенской области в размере 50 процентов от общей суммы понесенных и подтвержденных затрат при реализации проекта расширения сети на территориях населенных пунктов с малой плотностью населения или сложным рельефом, но не более 1 млн рублей на строительство одной базовой станции.

Определен перечень из 16 населенных пунктов Пензенской области, в которых установка базовых станций будет просубсидирована из бюджета Пензенской области.

Кроме того, в рамках проекта «Информационная инфраструктура» за счет средств федерального бюджета планируется подключение к Интернету 509 зданий школ (сельские школы со скоростью 50 Мбит/с, городские - 100 Мбит/с), 508 ФАПов (со скоростью - 10 Мбит/с), 297 зданий органов ОМСУ (10 Мбит/с).

Лариса Николаевна: Если есть необходимость, всегда пользуюсь госуслугами, очень довольна! Будет ли расширяться перечень услуг?

Алексей Костин: Мы постоянно работаем над расширением функциональных возможностей регионального портала госуслуг, а также расширяем перечень услуг, полностью доступных в электронном виде.
Не так давно на портале появилась возможность оценить качество предоставления услуги на каждом этапе ее оказания.
По-прежнему пользуется популярностью услуга «Запись к врачу». А также появилась новая услуга - «Вызов врача на дом».

В настоящее время совместно с МФЦ была реализована возможность подать заявление на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов на региональном портале госуслуг с последующим получением результата в МФЦ на ул. Шмидта, с 1 августа во всех МФЦ области, полностью исключая поход в ведомство.

Паша: Вот говорите о развитии IT, а форум Secon поддерживать и развивать не хотите. Нелогично. Будет ли развитие?

Алексей Костин: Форум каждый год получает деньги на развитие, он проводится в областном учреждении культуры. Не так уж и много проектов они предлагают. Насколько я знаю, у них большие проблем с набором команды и тд. Компании их сразу подбирают, не давая реализовать свои проекты.

!2: Расскажите, пожалуйста, насколько у нас технологии более развиты, чем в других регионах?
Алексей Костин: Есть города, с которыми мы достойно конкурируем, тот же Ульяновск. А есть субъекты, где вообще ничего нет. Наверное, мы занимаем 15 место по России.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies