Отзыв на роман Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима»

17 июня в 12:35 3008 просмотров
«Татуировщик из Освенцима» (16+).

" data-title="Отзыв на роман Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима» — Пенза-пресс, рунет за день">

Журналист ИА «Пенза-Пресс» Анна Балашова подготовила отзыв на роман Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима» (16+).

«Нанесение татуировки заняло лишь несколько секунд, но для потрясенного Лале время как будто остановилось. Он сжимает свою руку, уставившись на цифры. Как может кто-то сотворить такое с другим человеческим существом? Неужели остаток его жизни — короткий или длинный — будет отсчитываться от этого момента, от числа 32407?»
© «Татуировщик из Освенцима» Хезер Моррис


Имеет ли предел человеческая жестокость? Нужно ли быть сумасбродом, чтобы ради убеждений отнять чужую жизнь, или на это способен любой, даже самый адекватный с виду человек? И как не сойти с ума, осознавая, что от одной из самых кровавых страниц в истории нас отделяют каких-то жалких 74 года? Как осознать, как принять то, что меньше века назад живых людей сотнями тысяч и даже миллионами нарочно травили, унижали, резали, расстреливали и сжигали в печах? И, главное, как избежать повторения бойни?..

Книга «Татуировщик из Освенцима» — мое первое знакомство с Холокостом в формате книги, причем знакомство практически «от первого лица». Да, я смотрела разные документальные фильмы про нацистский лагерь смерти «Биркенау — Освенцим II», черпала какие-то обрывочные сведения и факты из Сети. Но никогда у меня не было ощущения полного погружения в ту реальность. Реальность, которая больше смахивает на филиал Ада на Земле.

По разным оценкам, в Освенциме за пять лет умерло от 1,4 до двух миллионов людей, некоторые даже говорят о четырех миллионах. Точную цифру, увы, никто не назовет даже сегодня — оставляя лагерь, немцы уничтожили большую часть архивных документов, где хранились имена и… номера. Аушвиц (включая его подразделения — Биркенау и Моновица) был единственным концлагерем, заключенных которого клеймили татуировками в виде номеров. Цифры на бледных предплечьях стали одним из самых узнаваемых символов Холокоста и «Фабрики смерти». Однако о том, кто их «автор», никто особенно не задумывался.

В возрасте 87 лет словацкий еврей Лале Соколов решил поведать миру историю своего выживания в лагере Освенцим. Страшную тайну своего прошлого он хранил больше 50 лет — пока не похоронил жену, которую, к слову, встретил в Аушвице. Лишь смерть Гиты и желание присоединиться к ней, отмечает автор книги Хезер Моррис, «заставили Лале рассказать свою историю», «чтобы этого никогда не случилось снова».

Лале Соколов (некогда — Людвиг Эйзенберг) на протяжении нескольких лет был главным татуировщиком Освенцима. Когда перед ним встал выбор между смертью и работой на политотдел СС, он выбрал второе. Лале пообещал себе, что покинет Аушвиц любой ценой. И покинет его живым, а не через печи одного из пяти крематориев, как подавляющее число заключенных.

За два года Лале нанес номера сотням тысяч узников Освенцима. Ему приходилось работать сутками напролет, потому что они все прибывали и прибывали.

Однажды, нанося татуировки очередной партии заключенных, Лале поднял глаза… И встретился взглядом с молоденькой девушкой Гитой. Это событие станет ключевым во всей его жизни, которая оборвется лишь в глубокой старости: он умер в возрасте 90 лет. Именно вокруг этого чувства, которое давало Лале силы каждый день просыпаться и бороться за свою жизнь, и строится повествование книги. Осознание того, что два узника самого жестокого немецкого концлагеря могли дарить друг другу любовь там, где долгие годы царили лишь смерть, голод и отчаяние, а выживание является исключительно смесью везения и чуда, поражает. И тем не менее, эта история совершенно реальна.

О том, что происходило в Освенциме и других концлагерях, после войны долгое время старались молчать. Многие истории начали появляться лишь в новом тысячелетии, среди них — и рассказ татуировщика Лале Соколова. Даже его сын Гари (еще одно чудо — спустя много лет после Аушвица бывшие узники все-таки смогли завести ребенка) признался, что до публикации книги не знал многого об отце и матери.

Каждая такая история — на вес золота. Увы, людей, которые способны их рассказывать, год от года становится все меньше. И, конечно, большую часть из этих историй унесли с собой заключенные, которым так и не суждено было покинуть стены концлагеря. «Фабрики смерти», над воротами которой висит лживая надпись про труд, дающий свободу («Arbeit macht frei»).

Тем важнее услышать и сохранить в памяти те немногие истории, что доходят до нас спустя долгие годы страха и молчания. На мой взгляд, такие книги — в миллион раз ценнее самого захватывающего и гениального, но вымышленного произведения.

А еще они дают мощный толчок к тому, чтобы существенно пересмотреть свои взгляды на жизнь. Книга подводит к простой и объективной истине: «Пока мы живы и здоровы, все наладится». И к осознанию того, что, «если утром ты проснулся, значит, это хороший день».


Социальные комментарии Cackle
Закрыть (Esc)