Журналист ИА «Пенза-Пресс» Анна Балашова подготовила отзыв на роман Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима» (16+).

«Нанесение татуировки заняло лишь несколько секунд, но для потрясенного Лале время как будто остановилось. Он сжимает свою руку, уставившись на цифры. Как может кто-то сотворить такое с другим человеческим существом? Неужели остаток его жизни - короткий или длинный - будет отсчитываться от этого момента, от числа 32407?»
(с) «Татуировщик из Освенцима» Хезер Моррис


Имеет ли предел человеческая жестокость? Нужно ли быть сумасбродом, чтобы ради убеждений отнять чужую жизнь, или на это способен любой, даже самый адекватный с виду человек? И как не сойти с ума, осознавая, что от одной из самых кровавых страниц в истории нас отделяют каких-то жалких 74 года? Как осознать, как принять то, что меньше века назад живых людей сотнями тысяч и даже миллионами нарочно травили, унижали, резали, расстреливали и сжигали в печах? И, главное, как избежать повторения бойни?..

Книга «Татуировщик из Освенцима» - мое первое знакомство с Холокостом в формате книги, причем знакомство практически «от первого лица». Да, я смотрела разные документальные фильмы про нацистский лагерь смерти «Биркенау - Освенцим II», черпала какие-то обрывочные сведения и факты из Сети. Но никогда у меня не было ощущения полного погружения в ту реальность. Реальность, которая больше смахивает на филиал Ада на Земле.

По разным оценкам, в Освенциме за пять лет умерло от 1,4 до двух миллионов людей, некоторые даже говорят о четырех миллионах. Точную цифру, увы, никто не назовет даже сегодня – оставляя лагерь, немцы уничтожили большую часть архивных документов, где хранились имена и…номера. Аушвиц (включая его подразделения – Биркенау и Моновица) был единственным концлагерем, заключенных которого клеймили татуировками в виде номеров. Цифры на бледных предплечьях стали одним из самых узнаваемых символов Холокоста и «Фабрики смерти». Однако о том, кто их «автор», никто особенно не задумывался.

В возрасте 87 лет словацкий еврей Лале Соколов решил поведать миру историю своего выживания в лагере Освенцим. Страшную тайну своего прошлого он хранил больше 50 лет – пока не похоронил жену, которую, к слову, встретил в Аушвице. Лишь смерть Гиты и желание присоединиться к ней, отмечает автор книги Хезер Моррис, «заставили Лале рассказать свою историю», «чтобы этого никогда не случилось снова».

Лале Соколов (некогда - Людвиг Эйзенберг) на протяжении нескольких лет был главным татуировщиком Освенцима. Когда перед ним встал выбор между смертью и работой на политотдел СС, он выбрал второе. Лале пообещал себе, что покинет Аушвиц любой ценой. И покинет его живым, а не через печи одного из пяти крематориев, как подавляющее число заключенных.

За два года Лале нанес номера сотням тысяч узников Освенцима. Ему приходилось работать сутками напролет, потому что они все прибывали и прибывали.

Однажды, нанося татуировки очередной партии заключенных, Лале поднял глаза... И встретился взглядом с молоденькой девушкой Гитой. Это событие станет ключевым во всей его жизни, которая оборвется лишь в глубокой старости: он умер в возрасте 90 лет. Именно вокруг этого чувства, которое давало Лале силы каждый день просыпаться и бороться за свою жизнь, и строится повествование книги. Осознание того, что два узника самого жестокого немецкого концлагеря могли дарить друг другу любовь там, где долгие годы царили лишь смерть, голод и отчаяние, а выживание является исключительно смесью везения и чуда, поражает. И тем не менее, эта история совершенно реальна.

О том, что происходило в Освенциме и других концлагерях, после войны долгое время старались молчать. Многие истории начали появляться лишь в новом тысячелетии, среди них – и рассказ татуировщика Лале Соколова. Даже его сын Гари (еще одно чудо – спустя много лет после Аушвица бывшие узники все-таки смогли завести ребенка) признался, что до публикации книги не знал многого об отце и матери.

Каждая такая история – на вес золота. Увы, людей, которые способны их рассказывать, год от года становится все меньше. И, конечно, большую часть из этих историй унесли с собой заключенные, которым так и не суждено было покинуть стены концлагеря. «Фабрики смерти», над воротами которой висит лживая надпись про труд, дающий свободу («Arbeit macht frei»).

Тем важнее услышать и сохранить в памяти те немногие истории, что доходят до нас спустя долгие годы страха и молчания. На мой взгляд, такие книги – в миллион раз ценнее самого захватывающего и гениального, но вымышленного произведения.

А еще они дают мощный толчок к тому, чтобы существенно пересмотреть свои взгляды на жизнь. Книга подводит к простой и объективной истине: «Пока мы живы и здоровы, все наладится». И к осознанию того, что, «если утром ты проснулся, значит, это хороший день».

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies