Отзыв на роман Харуки Мураками «Убийство командора»

17 ноября 2019 3266 просмотров

Блогер Алена Шарай подготовила отзыв на роман современного японского писателя Харуки Мураками — «Убийство командора» (18+).

«Убийство командора» — долгожданная новинка от самого любимого российскими читателями японского автора Харуки Мураками. Роман вышел в начале 2017 года (официально старт продаж в Японии пришелся на 24 февраля), однако переведен и опубликован в нашей стране был в 2019-м, за что спасибо издательству «Эксмо». Бестселлером он не стал, и многие критики (в том числе российские) высказались о нем не очень лестно. Однако поклонникам Мураками роман точно понравится.

Это история о человеке, который потерял себя и теперь должен обрести свое «я» вновь.

Сама идея романа Мураками довольно философична. Художник (если хотите Творец) и идеи, выраженные в его творчестве, существуют отдельно друг от друга. И в определенный момент, когда сойдутся звезды, художник выступает в качестве проводника последних из мира абстрактного в мир реальный. Более того, человек сам может выступать в этих двух ипостасях: быть и Творцом, и идеей, ищущей воплощение. Эта сложная мысль обрамлена автором простым и увлекательным сюжетом.

Ничем не примечательный, хотя и талантом не обделенный, художник разводится с женой и переезжает жить в домик в горах, планируя страдать в одиночестве и искать свой авторский стиль. Все идет своим чередом, пока он не обнаруживает на чердаке картину «Убийство командора». Становится сразу понятно, что ее здесь прятали намеренно, чтобы скрыть от посторонних глаз. Имеет ли право наш герой притрагиваться к чужой тайне? Пройди он мимо, эта история так и закончилась бы не начавшись. Однако не для этого здесь нас собрал автор. И, признаться, читателю не меньше героя хочется знать, что это за картина и какую тайну она хранит.

После этой находки в жизни героя начинают происходить мистические вещи. Однажды ночью кто-то зазвонил колокольчик. Но кто, если художник живет один на вершине горы? Духи? Или он сам? Оказывается, что звук доносится из старого склепа. На его дне герой находит старую погремушку, в которую раньше звонили заживо погребенные монахи, когда уходили «в нирвану». Кажется, что загадка решена и все благополучно закончилось. Но все только начинается. Однажды погремушка снова зазвонила. Среди ночи. Теперь уже в доме.

Герою предстоит разобраться во всей этой истории, а заодно и в себе самом. Как много тайн хранит этот дом? Почему прежний его хозяин сошел с ума и что случилось в его жизни?

В этом романе читатели найдут все, за что так любят творчество Мураками. Это и магический реализм (когда мистика врывается в наш мир, но почему-то ни у кого это не вызывает удивления), и тайны, которые, как клубок, начинают разматываться по ходу сюжета, и повторы, от которых иногда устает читатель (видимо, по мнению автора, обладающий плохой памятью и рассеянным вниманием), и неспешное, подробное повествование, сновидения, музыка и цветопоэтика.

Конечно, в романе не обошлось без описания постельных сцен, которые уже давно не смущают поклонников Мураками. Автор описывает их как нечто обыденное, не привлекая к ним особого внимания и не опошляя. Иногда даже кажется, что автор совсем «не заморачивается» над повествованием, когда речь идет об интимных встречах героев. Думаю, эти отрывки можно было бы сократить до минимума или вообще выбросить из романа, что вряд ли сказалось бы на сюжете.

Еще хочется добавить, что я не люблю недосказанности в произведении. Все эти открытые финалы, намеки, отсутствие откровенных признаний — кажутся мне обманом со стороны автора. В этом случае всегда хочется назвать писателя лентяем, за которого приходится все додумывать самому.

Никогда к этому не привыкну, но всегда прощаю это Мураками.

Финал романа меня немного расстроил, впрочем, другого я и не ждала. Автор не дает ответы на вопросы читателя (а их, поверьте, за время чтения романа накопилось немало!), оставив его наедине со своими мыслями и догадками. Но разве не за эту недосказанность и мистику мы так любим Мураками?

Фотография: скриншот - https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1184242/, фото предоставлено Аленой Шарай

Социальные комментарии Cackle
Закрыть (Esc)