print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
( [temp] => +22 [weatherType] => ясно [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/skc_d.png
)
Погода
ясно
+22 оС

$ 71 р

€ 80 р

20:37
11.07.2020г.
Пензенские железнодорожники в годы войны: обзор экспозиции двух музеев

Пензенские железнодорожники в годы войны: обзор экспозиции двух музеев

Пензенский музей железной дороги, который был закрыт в январе этого года в связи с переездом, вновь открывает свои двери. Правда, пока – в виртуальном пространстве: информационное агентство «Пенза-Пресс» совместно с Куйбышевской железной дорогой запускает уникальный проект к 75-летию Победы. Мы предлагаем читателям совершить онлайн-обзор раздела экспозиции, посвященного истории Пензенского региона Куйбышевской железной дороги в годы войны.

Руководитель музея Александр Сачков рассказал заместителю главного редактора ИА «Пенза-Пресс» Анне Балашовой об истории Пензенского региона Куйбышевской железной дороги в период войны, а также продемонстрировал экспонаты сразу двух музеев: не  только те, что до недавних пор были представлены в ДК железнодорожников им. Дзержинского, но и модели железнодорожного транспорта, что бережно хранит в своем домашнем музее. Кроме того, в распоряжении редакции оказались архивные снимки пензенских железнодорожных депо тех лет.

Пензенская железная дорога до войны

«К началу войны готовилась вся страна буквально с первых пятилеток. Обороноспособность стояла на первом месте, и промышленность в целом развивалась, прежде всего, в этом направлении. Железные дороги как основная инфраструктура в стране преобразовывалась в 30-х годах. Поэтому в этот период пензенский узел претерпел коренную реконструкцию.

Во-первых, в 1939 году при образовании Пензенской области была создана Пензенская железная дорога. Ее главный ход был от Поворино через Ртищево и Пензу до Кузнецка. Это направление уже в середине 30-х годов было перестроено под двухпутное, раньше был всего один путь.

Во-вторых, основной железнодорожной станцией, которая обеспечивала ход, была выбрана «Пенза-3». Она существенно перестраивалась – там создавались парки приема, отправления и сортировки – для ускорения сортировки поездов, повышения производительности труда и увеличения пропускной способности», - рассказал Александр Сачков.

Вокзал «Пенза-3» со стороны путей (начало XX века)

Станция «Пенза-1» считалась основной с дореволюционных времен. Но с 20-30-х годов прошлого века грузопоток сильно изменился: если до революции он шел с востока на запад через «Пензу-1», то с 30-х годов - с юга на восток через «Пензу-3». 

Вокзал «Пенза-1» в годы войны

Военная мобилизация на Пензенской железной дороге

«Как и вся страна, Пензенская железная дорога встретила войну в полной мобилизации. Ее работа как основной инфраструктуры, проходящей через Пензу в четырех направлениях, была связана с передвижением на фронт боевой техники и войск, а в обратном направлении шли эвакуированные эшелоны с нашими промышленными предприятиями. Из Украины – с юга, из Беларуси, Прибалтики – с запада.

В 1941 году главный театр военных действий был на западном фронте, когда стремительно двумя группами немцы наступали, прежде всего, на Москву. Соответственно, эшелоны шли в западном направлении с техникой, войсками. В южном тоже шли, но там фронт был на более удаленном расстоянии, когда наступали на Киев. А вот в 1942-м, после захвата Украины, не добившись существенных результатов по захвату Москвы, повернули на юг в сторону Сталинграда», - отметил директор музея.

Одним из главных достижений пензенских железнодорожников в те годы стало строительство легендарного бронепоезда «Смерть фашизму» в конце 1941 – начале 1942 годов. Всеми работами руководили три инженера паровозного депо Пенза-1: Николай Безруков, Борис Строков, Иван Костычев. Вскоре бронепоезд отправили на юго-западный фронт в районе города Воронежа, где он совершал молниеносные и рискованные рейды, громил вражеские укрепления, участвовал в боях на перегоне «Лиски-Россошь».

«В составе пензенского бронепоезда сражались рабочие депо «Пенза-1» Голеков, Мошков, Силантьев, Тезин, Шлеин», - добавил Александр Сачков.

Модель легендарного бронепоезда сегодня является одним из самых ценных экспонатов в его домашней коллекции.

Бронепоезд «Смерть фашизму» в пензенских паровозовагоноремонтных мастерских на станции «Пенза-1» в 1941 году. Макет, масштаб 1:87

Макет бронепоезда, масштаб 1:87

Бронепаровоз, фото 1942 г.

Строители бронепоезда

Перед Сталинградской битвой было принято решение включить Пензенскую железную дорогу в состав железной дороги им. Куйбышева для более эффективного управления. Во время Сталинградской битвы Пензенский железнодорожный узел работал в колоссальном напряжении.

В пензенском музее железной дороги сохранилось множество вещей из тех времен. Это коллекция ручных сигнальных фонарей, формы железнодорожников, есть и предметы служебной железнодорожной мебели, коллекция паровозного инструмента, коллекция железнодорожных рельсов с 19 века и многое другое.

«С детства меня всегда привлекала железная дорога. С 70-ого года я начал коллекционировать модели железных дорог из ГДР, а к 1988 году, я выбрал тему для макета по своей «родной» станции Пенза-1. Именно с этого момента я начал собирать архивные материалы для своего домашнего музея. По итогам домашней работы меня пригласило руководство Куйбышевской железной дороги заняться организацией железнодорожного музея Пензенского отделения. С 2004 года началась работа по организации музея в ДК железнодорожников им. Ф.Э. Дзержинского»,- поделился руководитель музея.

Например, в его коллекции есть модели советских паровозов колонн особого резерва НКПС (Народного комиссариата путей сообщения СССР).

 

Модель паровоза СО-17, масштаб 1:87

Паровоз Эм во главе эшелона с боевой техникой проходит через ст. «Пенза-1» . Макет, масштаб 1:87

Паровоз Ов на поворотном круге в паровозном депо ст. «Пенза-1». Макет, масштаб 1:87

Есть в домашнем музее Александра Сачкова и модели военной техники, которую доставляли на фронт. Так выглядела советская техника: 

Средний танк Т-34 на 50-тонной четырехосной платформе. Макет, масштаб 1:87

Фронтовой грузовик ЗИС-5 и легкий танк Т-26 на 20-тонных семиметровых двухосных платформах. Макет, масштаб 1:87

ЗИС-2 и ЗИС-3 на 20-тонной двухосной 10-метровой платформе. Июль 1942 год. Макет. Масштаб 1:87.

Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.

Модели немецкой военной техники:

 

Немецкая теплушка с солдатами Вермахта. Макет, масштаб 1:87

Немецкий паровоз серии ВR52 во главе тяжелого эшелона с бронетанковой техникой на участке «Брянск - Орел». Макет, масштаб 1:87

Средний танк «Пантера» на 48-тонной четырехосной платформе. Макет, масштаб 1:87

Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.
Описания нет. Извините.

Подвиги пензенских железнодорожников в годы войны

В годы войны в паровозных депо пензенского отделения были созданы фронтовые бригады. Так, в депо «Пенза-1» их возглавили лучшие машинисты: Ремизов, Аверин, Кузьмин, Бубнов, Никишин, Каширин, Колосов. Все они были объединены в одну локомотивную колонну имени государственного комитета обороны (ГКО), в которой установили строжайшую воинскую дисциплину. Политруком колонны назначили знатного машиниста, почетного железнодорожника Александра Григорьевича Гринюка.

А. Г. Гринюк, старший машинист колонны паровозов имени Государственного

Комитета обороны, участник трудового фронта

В период войны пензенские машинисты проявили героическую самоотверженность и стойкость: им приходилось работать десятки часов без смены на грани человеческих возможностей. Например, в конце декабря 1942 года при 40-градусном морозе Каширин, не сходя с паровоза, проработал 98 часов. За это время провел четыре поезда. Почти 80 часов без смены работал Ремизов, с честью выполнив ответственное задание – доставить в пункт назначения три эшелона с танками и артиллерией. Свыше 70 часов не сходил с паровоза машинист Василий Фролов в период подготовки контрнаступления под Сталинградом.

 

В.Т. Фролов, машинист паровоза, участник трудового фронта, машинист локомотива

Рекорд суточного пробега паровоза в 1942 году установила бригада машинистов Н.В. Скворцова, которая паровозом Су с пассажирским поездом весом 800 тонн сделала пробег 1200 км в сутки по участку «Кузнецк – Пенза – Ртищево – Поворино – Жердевка». Это был рейс мужества. В обратном направлении бригада доставила в Пензу санитарный поезд, за успешное выполнение госзадания машинист Н.В. Скворцов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Н.В. Скворцов, машинист паровоза, участник трудового фронта,

кавалер ордена Трудового Красного Знамени, машинист локомотива

Помимо тех пензенцев, которые во время войны работали непосредственно на железной дороге, были те, кто воевал на фронте. Сегодня железнодорожники региона гордятся тремя земляками, которые были удостоены звания Героя Советского Союза.

Николай Сазонович Павлушкин до войны работал электриком в вагонном депо на станции «Пенза-3». Он был летчиком-истребителем, и в 37 воздушных боях сбил 13 вражеских самолетов.

Н. С. Павлушкин, Герой Советского Союза, летчик-истребитель, электромонтер

Николай Петрович Драгунов являлся помощником машиниста на станции «Пенза-1». На фронте он был разведчиком 77-й разведывательной роты. В 1943 году немцы прорвались к острову Глинск-Бородаевский на Днепре и с него начали угрожать нашей переправе. Он в одиночку прорвался на этот остров, захватил немецкий пулемет и начал расстреливать из него фашистов, тем самым сорвав их план помешать переправе.

Н.П. Драгунов, Герой Советского Союза, разведчик, помощник машиниста паровоза

Василий Егорович Жуков до войны был машинистом паровоза на станции «Пенза-1». На фронте он был артиллеристом, и во время Курской битвы остановил наступление фашистов: подбил несколько танков и уничтожил до роты солдат, оставшись один из всего расчета.

В.Е. Жуков, Герой Советского Союза, артиллерист-наводчик, машинист паровоза

Он также участвовал в знаменитой Сталинградской битве. Его имя навсегда увековечено в отечественной истории, как и имена других работников паровозного депо «Пенза-1», участвовавших в сражении: Алексея Иванникова, Петра Макарова, Александра Пикачева, Николая Петракова, Петра Молоканова, Евгении Сейдер и Владимира Сдатчикова.

Информационное агентство «Пенза-Пресс» благодарит руководство Куйбышевской железной дороги и директора музея Александра Сачкова за обзор экспозиции. Мы надеемся, что этот материал поможет жителям региона узнать больше об истории Пензенского региона Куйбышевской железной дороги в годы войны, о трудовых и боевых подвигах земляков.

Источник фотографии: Фотографии пресс-службы Пензенского региона Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» и из личного архива Александра Сачкова
Читайте также:
В Башмаковском районе отремонтируют 21 километр дороги
17:36
В пензенском зоопарке рассказали о ягуре Азаре Картошкине
15:05
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс