Пензу посетил создатель головоломок, учитель технологии «Новой школы» в Москве Кирилл Гребнев. На фестивале «Витамин науки», который был приурочен ко Дню города, он провел лекцию: «Путь изобретателя. Как создаются головоломки и не только». Корреспондент информационного агентства «Пенза-Пресс» Александр Зосимов поговорил со спикером о его первых разработках и квалификации парикмахера, о религиозном смысле в его головоломках и пензе

Курсы парикмахера

— Кирилл, добрый вечер. Рад вас видеть в Пензе. Надеюсь, что у вас остались только приятные о ней впечатления. Скажите, вы у нас впервые?

— Нет, я уже был в позапрошлом году в Пензе и тоже на фестивале «Витамин науки».

— Из открытых источников мне стало известно, что вы закончили несколько университетов по различным специальностям, а также получили квалификацию мужского парикмахера. Как так получилось, что вы начали заниматься разработкой головоломок, и для чего вам квалификация мужского парикмахера?

— На лекции [которая проходила в рамках фестиваля «Витамин науки»] я уже рассказывал, что у меня никогда не было желания стать изобретателем головоломок. Обучаясь на физико-химическом факультете Менделеевского университета [РХТУ имени Д.И. Менделеева], я подрабатывал в кафе, в котором по выходным развлекал детей. Потом я задумался, а чем можно разнообразить свою программу? В итоге я открыл для себя очень полезное увлечение — разгадка головоломок, которым впоследствии начал заинтересовывать детей.

— Какой это был год?

— Вроде 2004-ый.

— Хорошо, но для чего вам понадобилась квалификация мужского парикмахера?

— В десятом классе, когда я очень сильно оброс, у меня возникла мысль: «А не постричься ли мне самому?». Я постригся. Сначала криво вышло. Потом мне удалось это исправить. И когда я появился на публике, мне друзья сказали, что получилось неплохо и возникли желающие, чтобы я и их тоже подстриг. Решив, что у меня есть талант к парикмахерскому искусству, бросил школу и поступил на какие-то двухмесячные курсы. После я почувствовал себя еще молодым, чтобы идти работать, поэтому вернулся в школу. Закончил в итоге 11 классов.

Мистика и кризис

— Кирилл, расскажите, где вы приобретали первые навыки по созданию или, если хотите, изобретению головоломок?

— Как научиться изобретать? Вопрос открытый. По большей части, это способность, дар. Что касается создания головоломок, я хочу сказать, что все начинается с идеи, возникшей в голове, а потом она превращается в эскизы, на основе которых с использованием тех или иных материалов создаются головоломки. Откуда приходят идеи? Следующий вопрос, который не поддается пониманию. В этом есть какая-то мистика. Вот видишь ты, как паук плетет паутину и думаешь: «А ведь из этого можно кое-что сделать». Как это объяснить?

На самом деле многие головоломки создаются на основе уже известных изобретений. И ты просто думаешь, каким образом ее усовершенствовать.

— А какой должна быть правильная головоломка?

— Я считаю, что сложность головоломки не является критерием ее качества, чем она проще, тем лучше. Сложность головоломки - в ее простоте. Конструкция разработки должна быть предельно простой, но ее решение невозможным. К таким головоломкам можно отнести топографические или веревочные головоломки. Многие проволочные головоломки с виду примитивны, но на их разгадку может уйти много времени. На самом деле этот класс головоломок [топографический] математиками практически не изучен, поэтому есть куда развиваться. У меня, правда, сейчас творческий кризис, но я думаю, что в скором времени ими займусь.

Пятнашки или кубик Рубика?

— Кирилл, а в чем польза головоломок? Только в том, чтобы развивать сообразительность?

— Вообще сообразительность — это очень сложное понятие. Вот если человек быстро думает, это сообразительность или нет? Ну, хорошо, головоломки, может, и развивают сообразительность, но я хочу сказать, что их польза - и в развитии различных видов мышления. «Пятнашки», например, тренируют логическое мышление, какие-нибудь веревочные или проволочные головоломки — пространственное. Головоломки развивают творческие способности, которые помогают ему выйти за рамки стереотипов. В последнем случае стоит сказать о дивергентном мышлении, когда у человека имеется и развивается способность подходить к предмету исследования с разных сторон или ракурсов.

Более того, головоломки формируют позитивное мировоззрение. Когда человек разгадывает загадку, он ищет выход из ситуации. Головоломки учат человека не сдаваться и находить выход из сложной жизненной ситуации. Ведь жизнь сложна, и не каждый с ней справляется.

— А какие головоломки вы разгадывали сами в детстве?

— В советское время я «Пятнашки» собирал, в кубик Рубика играл.

— Умеете его собирать? Кубик Рубика я имею в виду.

— Да, я его собираю приблизительно за две минуты. Для такого результата достаточно долго тренировался.

Утюг и пензенский кентавр

— Согласно многим толковым словарям русского языка, под головоломкой понимается сложная задача, загадка, для решения которой требуется сообразительность. Таким образом, под головоломкой можно понимать вообще все, что требует расшифровки какого-то смысла или символа. Кирилл, а как вы считаете?

— Ну, да. Внутри себя я часто не могу определиться, что такое головоломка. Но я знаю одно, головоломка — это то, что содержит в себе все необходимое для ее решения. Вот, например, прибор сломался: утюг не нагревается или чайник не кипятит воду. Чтобы его починить, нужно пройти целый квест!

Это определенного рода обряд, когда какой-нибудь персонаж спускается в ад, чтобы, преодолев препятствия, выйти из него победителем. В качестве вознаграждения, если, конечно, герой преодолевает трудности, он получает бессмертие. К чему я это? К тому, что когда ты стараешься починить тот или иной прибор, ты сталкиваешься с тем же вызовом. Пройдя все трудности, ты получаешь вознаграждение — отремонтированный прибор и удовольствие от проделанной работы.

— Несколько дней назад на Фонтанной площади в центре Пензы установили необычную скульптуру кентавра, которая вызвала неоднозначное к нему отношение со стороны многих пензенцев….

— Да, я видел его…. (Смеется).

— Многие не поняли смысл этой скульптуры, поэтому-то такой общественный резонанс и возник. Кирилл, как человек, который создает и разгадывает головоломки, сможете определить, в чем смысл этой скульптуры?

— Честно, я не знаю, даже не буду браться за это. Ничего, кроме смущения, она у меня не вызывает.

— Хорошо, тогда в завершении разрешите у вас поинтересоваться, как вы планируете развиваться дальше?

— Есть у меня один проект, который отдаленно связан с головоломками. Однажды я подумал, каким бы мне хотелось видеть место своего отдыха. Варианты просто лежать на пляже и загорать меня никогда не устраивали, поэтому я придумал что-то вроде образовательного курорта, в котором люди будут не просто отдыхать, но и образовываться. Задумка пока в разработке.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies