print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => -10
    [weatherType] => облачно с прояснениями
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/bkn_d.png
)
Погода
облачно с прояснениями
-10 оС
15:16
02.12.2020г.
Как привлечь больше туристов в Пензенскую область

Как привлечь больше туристов в Пензенскую область

Пандемия Covid-19 привела к значительному перераспределению туристических потоков во всем мире, в том числе и в России. В одних регионах закрытие границ послужило мощным импульсом к развитию внутреннего туризма. В других же число туристов снизилось – среди таких субъектов оказалась и Пензенская область. Чтобы выяснить, как привлечь в наш регион больше гостей, мы изучили опыт соседних городов, пообщались с областным министерством культуры и туризма, а также с представителями данной сферы.

По словам начальника отдела туризма регионального минкульта Алексея Уколова, уже в начале года наметилась отрицательная динамика по турпотоку. В первом квартале 2020 года по сравнению с 2019-м число гостей региона из других субъектов России сократилось почти на 13%, иностранцев - более чем на 31%. Туристических услуг оказали меньше на 16%.

Тенденция усугубилась во втором квартале 2020 года, когда ввели жесткие ограничения: к нам приехало практически на 90% меньше россиян и на 99,87% меньше иностранцев (13 человек против 9909 в прошлом году). Соответственно, и объем оказанных в этот период услуг тоже упал - на 89,38%.

«По большому счету, во втором квартале работали все только на транзитников либо деловых туристов», - отметил Алексей Уколов.

Он также подчеркнул, что туристический поток – понятие довольно относительное, ведь существуют целых четыре методики его подсчета.

«Казань, например, считает туристический поток на основании данных, которые предоставляют туроператоры. У нас методика стандартная: это количество туристов, которые заселились в гостиницы. А когда нас просят дать количество туристов и посетителей, то мы еще добавляем туристов-экскурсантов, посетивших музеи, которые по билетам пускают людей. Результаты несколько заниженные, естественно, потому что есть погрешность – не все отчитываются», - пояснил начальник отдела туризма.

Несмотря на то, что в Пензенской области, по словам Алексея Уколова, довольно скромные возможности для развития экологического туризма, в нашем регионе есть не менее перспективные направления – санаторно-курортный отдых, культурно-познавательный и сельскохозяйственный (рыбалка, охота).

И все же, несмотря на доступный санаторный отдых и знаковые культурные достопримечательности, такие как усадьба-заповедник «Тарханы», музеи Ключевского, Куприна, Радищева и так далее, пензенский туристический кластер в период пандемии продолжает нести значительные потери. Замдиректора гостиничного комплекса «Чистые пруды» по развитию Михаил Киселев также отмечает падение потока клиентов. Сильнее всего пандемия ударила по корпоративному сегменту. А вот поток индивидуальных туристов летом был выше среднего.

«В связи закрытием границ планы у многих людей нарушились, поэтому лето с точки зрения туристов для нас было более чем хорошим. В июне и особенно в июле поток был очень сильный для нас, выше среднего, если брать индивидуальных туристов. Отдыхающих было много. Подъем связываю с тем, что мы близки к варианту заграничных отелей. Гостиница находится непосредственно на берегу водоема, инфраструктура - на хорошем уровне, плюс наличие уникального туристического объекта (парк скульптур «Легенда») тоже играет роль», - поделился Михаил Киселев.

От пандемии пострадал и гостиничный комплекс «Вояж»: как отмечает управляющая Наталья Купцова, за те несколько месяцев, когда действовали жесткие ограничения, турпоток уменьшился на 90%, а после их смягчения восстановился лишь на 70%.

По мнению управляющей гостиничным комплексом, Пензенская область пользовалась меньшей популярностью у туристов, нежели Самарская и Саратовская, из-за отсутствия «большой воды», то есть возможности компенсировать пляжный отдых за границей. Гостей в наш регион больше привлекает интеллектуальный туризм, который, считает Наталья Купцова, имеет хорошие перспективы.

«Если бы был у нас какой-то серьезный водоем, то, думаю, это компенсировало бы недостаток бизнес-туристов. У нас есть все для привлечения туристов, только интересующихся людей не только пассивным отдыхом, но и повышением своего образовательного уровня, всегда меньше. Развитие инфраструктуры Соборной площади, Спасского собора, различных скверов и парков однозначно привлечет больше туристов из России, но всему свое время», - пояснила спикер информагентства.

Она согласилась с мыслью, что для повышения туристической привлекательности в регионе необходим более точный анализ турпотока, потребностей туристов и объектов, которые больше всего интересны людям. То есть нужно более четкое понимание «портрета туриста», который мог бы приехать в Пензенскую область. При текущем подходе его можно составить лишь очень приблизительно.

Где же брать данные для детального анализа туристической отрасли региона? Самый простой и эффективный путь – использовать так называемые «большие данные» о перемещении по региону как местных жителей, так и прибывающих из других областей туристов. Понятно, что в век Airbnb, Booking и автопутешествий информация о числе туристов от аэропортов, вокзалов и отелей, которую предоставляют властям региона, может оказаться весьма далекой от реальности, а вот геоаналитика на основе больших данных позволит более точно определить количество въезжающих в регион, составить портрет туриста, а также выявить наиболее привлекательные для гостей и жителей региона туристические места.

Здесь можно обратиться к опыту наших соседей из Самарской области. Там для развития туристического рынка решили использовать Big Data МТС. Местный департамент по туризму заключил с компанией соглашение, которое позволит реализовывать комплексные проекты по аналитике больших данных по нескольким десяткам туристических характеристик, в том числе - какими маршрутами туристы въезжают в регион, где предпочитают селиться (в гостиницах или у «частников»), сколько дней в среднем проводят в регионе, где обедают и сколько денег готовы тратить на сувениры.

Использование геоданных на основе BigData МТС позволило проанализировать туристический трафик в июле-августе, и выяснилось, что число гостей из других регионов по сравнению с 2019 годом выросло почти вдвое, причем чаще всего в область приезжали жители Урала и Московской области, а основными «точками притяжения» стали Сызрань и нацпарк «Самарская Лука». Также удалось составить портрет туриста с его предпочтениями, интересами и бюджетом, который он готов выделить на путешествия.

Читайте также:
В Пензе приняли первый дом для переселенцев из ветхого жилья
14:49
У пензенских школьников снизился уровень знаний после дистанционки
14:30
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс