От этой книги реально можно улететь в астрал: не заметить, как прошло время и в каком ты пространстве.
Новый роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце», вышедший в августе 2020 года, сейчас на устах и в постах у многих модных блогеров. Я тоже не смогла пройти мимо обложки, иллюстрированной, как карта Таро. Перевернула книгу и прочитала, что это история про 30-летнюю Сашу Орлову, которая едет неизвестно зачем и неизвестно куда на поиски себя, а встречается с тайной мироздания.
Потом, начав читать, я чуть не опоздала на работу. Настолько все актуально для моего поколения миллениалов, что очень затягивает. Там не только поиски себя, но и своего человека, и особое отношение к путешествиям как к познанию мира вокруг и внутри себя, и медиа как друг, враг и мощный властелин мнений, и всякий мистицизм, к которому человек обращается, когда не знает, что делать...
Как и в почти любом романе современной русской литературы, тут есть лавирование между снами и явью, между прошлым и будущим – эпохой Древнего Рима и нынешней, а также между как бы реальными личностями (героями романа) и воображаемыми (для них). Еще из интересных приемов – роман в романе, как в «Мастере и Маргарите», и символика льва, змеи, вороны, диадемы, чаши и меча, почти как в «Гарри Поттере».
От постреализма в «Непобедимом солнце» главным образом то, что действие начинается в 2019 году, а заканчивается пандемией коронавируса. События и характеры очень злободневны. Особенно это касается персонажей, чьи рассуждения про власть, продажные СМИ и суровую российскую действительность, которые Саше приходилось слушать, а мне – читать.
Единственная категория людей, кому я бы не стала советовать этот роман, – те, кто не готов читать про ЛГБТ. Эта конъюнктурная для нашего времени тема, правда, совершенно не главная в книге, по сравнению с внутренними трансформациями Саши.
Надо сказать, что к ним она была готова: героиня представлена как творческая личность – художник и музыкант. А вот к чокнутым историкам-реконструкторам, для которых Пелевин придумал слово «некроэмпаты», и ко встречам с разного рода маргиналами вряд ли можно быть готовым, но они для сюжета важны.
Общаясь с этими странными персонажами, Саша становится мудрее. Она в меру рефлексирует и успешно извлекает уроки из разных ситуаций: «Мне – далеко не в первый раз в жизни – сделалось обидно, что я ничего не могу добавить к имени «Саша», кроме женских местоимений. Надо ведь что-то из себя представлять к тридцати годам».
Иногда ее выводы и с феминистическим уклоном. Например: «Если девочкам не мешать, они сами во всем разберутся». Эту мысль я бы вообще поставила эпиграфом к рецензии, но тогда получился бы слишком явный спойлер.
Конец обескураживающий. Невольно задаешь себе вопрос: «Что я только что прочитала?» Это все равно как записать чей-то сон-триллер. Впрочем, так ставится точка в ощущении нереальности происходящего, которая преследует тебя всю книгу.
Турция, Куба, Испания и Таиланд, где путешествует Саша, – это же топовые туристические точки мира. Нужно было постараться, чтобы показать их как места сверхъестественной силы – у автора была задача в духе Дэна Брауна. Это получилось у Пелевина, и я думаю, может получиться у каждого, кто сам захочет. По крайней мере, за Турцию отвечаю.
В общем, можно снимать фильм по этому роману. Очень кинематографично! Кристофер Нолан сделал бы, наверное, если бы захотел. А куда бы вы отправились, если бы вам дали 30 000 евро?