В последнее время в пензенской медиасреде происходят процессы, которые порой вызывают чувство брезгливости к тем или иным изданиям и отдельным журналистам. Вбросы, смакование подробностей чужой личной жизни, слухи и домыслы. О том, почему это происходит и откуда у частных изданий такой интерес к государственным СМИ, в интервью рассказал генеральный директор медиахолдинга «Экспресс» Виктор Рубцов.

— Виктор Николаевич, государственные СМИ нередко подвергаются критике за то, что они, по мнению некоторых, существуют только за счет бюджетных средств. Более того, озвучивается мысль, что финансирование частых медиа выгоднее содержания государственных. Я знаю, что у вас есть свое мнение на этот счет. Поделитесь мыслями.

— Во всем мире СМИ (независимо от их статуса и правовой формы собственности) играют огромную роль в формировании коллективных взглядов и мнений по тем или иным вопросам. Они способны продвигать определенные представления и идеологии, влияя на массовое сознание и доминирующую точку зрения.

По моему мнению, государственные СМИ нужны для того, чтобы оперативно, объективно и достоверно информировать граждан о том, чем занимается власть, что происходит в стране, рядом с нами.

Мы живем в мире, где соседи по дому могут не знать друг друга, люди не изучают нормативно-правовые акты, даже касающиеся их лично. Например, госорганы выделяют огромные средства на поддержку предпринимателей, бизнеса, самих граждан, но многие об этом даже не догадываются. И здесь важна роль госСМИ в доступе к этой информации, к предоставляемым властью возможностям и помощи.

Но более важно: государственные СМИ обеспечивают информационную безопасность. Ясно, что они не будут заниматься распространением фейков, слухов и формированием какого-то негативного образа.

— На ваш взгляд, частные СМИ часто себе это позволяют?

— Есть порядочные журналисты, есть профессиональные и порядочные журналисты, есть профессиональные, но непорядочные, а есть и непрофессиональные, и непорядочные журналисты. Проще говоря, продажные. К сожалению, в некоторых частных СМИ встречаются такие люди, которые часто ориентируются только на слухи, а иногда сами эти слухи и создают. Ради привлечения трафика, ради известности, хайпа.

— Есть ли какие-то экономические факторы, из-за которых властям выгоднее финансировать именно государственные СМИ?

— Покупать продукцию у государственного СМИ - намного выгоднее, чем у частного издания. В этом легко убедиться, проанализировав контракты. Стоимость нашей минуты в эфире для учредителя как основного заказчика медиапродукции - в десятки раз дешевле стоимости минуты других СМИ. Не хотелось бы, конечно, углубляться в математику, но это действительно так.

Или, опять же, мы за прошлый год перевыполнили государственное задание, по некоторым позициям аж на 750 процентов! Как вы думаете, стали бы частные СМИ так работать за те же деньги?

Частные издания и телеканалы, разумеется, нужно и важно поддерживать различными грантами. Они должны развиваться, чтобы читатель, слушатель или зритель получал информацию из разных источников.

— Виктор Николаевич, чтобы дискредитировать СМИ или конкретного человека, некоторые издания используют непроверенную информацию. Лично вы сталкивались с подобного рода инсинуациями?

— Подобного рода случай произошел недавно. В среду, 10 марта, на одном из пензенских порталов появилась информация о том, что медиахолдинг «Экспресс» закупает дорогостоящий спортивный кроссовер. В публикации издания, главным редактором которого является человек, которого нередко называют блогером «с пониженной социальной ответственностью», автор, ссылаясь на другого «автора», указал, что машина была куплена якобы за счет бюджетных средств и по очень высокой цене. В тексте, как он это обычно и делает, выдернуты факты из общего контекста, без ссылок на полный перечень документов, хотя они были нами опубликованы. А кроме того, этот «товарищ» предполагает, что данный автомобиль приобретен не для нужд холдинга, а для других целей.

Для получения комментария или информации он мог бы связаться со мной, я всегда открыт для общения, но почему-то этого не сделал.

Хотелось бы пояснить, что авто было приобретено в лизинг за счет средств медиахолдинга, а не на бюджетные деньги. Отмечу, что это одна из самых дешевых машин в своем сегменте. Но даже на такой автомобиль у нас не нашлось средств, чтобы полностью его выкупить. Поэтому пришлось приобретать его в лизинг. Да, государство, конечно, финансирует нас, но эти вложения составляют лишь 20 процентов от необходимых средств на исполнение государственного задания. Остальные 80 формируются за счет профессиональной работы сотрудников «Экспресса», которые, в том числе, создают качественный контент для рекламодателей. Наши журналисты не имеют привычку писать материалы, опираясь на слухи, как это делает известный в кругу журналистов «всеядный» блогер.

Хочу обратить внимание и на то, что в материале его издания указывается только общая стоимость контракта в лизинговой компании, а не стоимость машины, которая почти в два раза меньше. Проще говоря, назвать его работу профессиональной язык не поворачивается, просто собрал фактуру и изложил ее в выгодном для себя свете.

— Виктор Николаевич, какая часть оборудования и прочей техники в медиахолдиге была куплена за счет собственных средств учреждения?

— В последнее время мы активно покупали студийное оборудование и обновляли имеющееся. В прошлом году потратили на них деньги медиахолдинга, а в позапрошлом — бюджетные. Одна из двух машин, которые у нас теперь имеются, тоже была приобретена за счет средств медиахолдинга «Экспресс». И, кстати, для того, чтобы в полной мере обеспечить бесперебойную работу журналистов по всей Пензенской области, нам необходимо минимум пять автомобилей. Сейчас, напомню, у нас их две, а до февраля этого года и вовсе была одна машина.

Я понимаю наших коллег, их завистливые взгляды и высказывания… Даже сочувствую кому-то. Представьте, в чем меня обвиняют. Мне как какое-то нарушение, как нечто непозволительное приписывают слишком, по их мнению, высокие зарплаты наших журналистов!

На эту темы я неоднократно высказывался и еще раз скажу. Я не приемлю рабский труд. Мне нужны не просто профессионалы, а профессионалы, думающие о развитии своей компании, креативные, инициативные, трудолюбивые. Те, кто будет отдавать себя любимой работе полностью, а не заглядывать в свой кошелек, думая, на что прокормить свою семью и как протянуть до зарплаты.

Но подчеркну для тех, кто опять может переиначить мои слова. Наши сотрудники такие зарплаты зарабатывают сами. Мы не получаем денег из бюджета ни на премии, ни на матпомощь, ни на что другое. Мы создаем в коллективе атмосферу творчества, взаимовыручки и поддержки. Мы запустили ряд социальных программ для наших сотрудников. Например, они могут со своими семьями заниматься спортом, ходить в бассейн, получать другие услуги. Для наших сотрудников это все бесплатно…

— Вернемся к изданию, которое написало про машину для «Экспресса». Оно часто о вас пишет?

— В нем достаточно пишут и про меня, и про медиахолдинг. Как правило, это какие-то небольшие опусы с непроверенной информацией под авторством, как я предполагаю, главного редактора.

— Как вы думаете, почему так происходит?

— В свое время этот г-н* работал на телеканале «Экспресс» и вел собственную передачу, которую сейчас возобновил на своем портале. Со временем его «выпроводили» с телеканала «Экспресс», и спустя какое-то время стал активно распространять мысль о том, что вернется в качестве чуть ли не заместителя генерального директора. Этого, как видите, не произошло. Хотя попытки его к нам трудоустроить действительно были. Я был категорически против этого.

Положение этого человека, который нередко проходится по личности и нашего губернатора, и чиновников, и опытных корреспондентов, в журналистском кругу унизительно. На многих мероприятиях его коллеги при встрече с ним стараются отойти в сторону, даже не соприкасаться. Впрочем, многие журналисты его и коллегой-то не считают. Ну, конечно, кому приятно общаться с человеком, который при малейшем случае готов облить грязью и продать свою совесть за бублик? В этом, кстати, я однажды лично убедился. Прозвучит грубо, но мне он напоминает человека, объевшегося помоев.

— Готов продать свою совесть за бублик…. Виктор Николаевич, как вы в этом лично убедились?

— Я попросил одного человека провести небольшой эксперимент. Он позвонил этому блогеру и задал вопрос: «Готовы ли вы опубликовать компромат на Рубцова?». Тот ответил: «Да, без проблем». Сказал, что если ему придется искать компромат, то это будет дорого, если он уже есть, то не очень, а если просто написать текст без источников, то еще дешевле. Предложил ресурсы, где все это можно будет разместить: портал или Telegram-каналы.

Он уже много лет обращает внимание на вопросы, связанные с коррупцией в регионе. Проверки, изложенные витиеватым, невнятным языком, заканчиваются, как мне кажется, ничем. Об этом блогер не сообщает, как и о том, что сам живет роскошнее обличаемых им коррупционеров. Пока «расхитители» платят ипотеку за квартиры в спальных районах, он, насколько мне известно, живет в уютном особнячке, расположенном в районе курортной зоны Ахун, выплачивает кредит за иномарку, а фоторепортажи делает на камеру за несколько сотен тысяч.

И еще: несколько дней назад на его сайте появился материал, в котором он обвинил местные власти в том, что те якобы обзванивают его рекламодателей и запрещают им размещать на его портале рекламу. Сейчас неважно, правда это или нет. Интересно то, что он практически признался, что занимается на своем сайте рекламой, а, стало быть, и коммерческой деятельностью. На каком основании? Если верить выходным данным, то его сайт зарегистрирован не на юридическое, а на физическое лицо. Закон подобное допускает, но с оговоркой, что зарегистрированное таким образом СМИ не имеет право на ведение коммерческой деятельности. Создается впечатление, что мы имеем дело с незаконной предпринимательской деятельностью и сокрытием налогов. Странно, почему этого не замечают в региональном управлении МВД, членом общественного совета которого он много лет является.

— Виктор Николаевич, можно ли сказать, что подобного рода попытки людей подорвать репутацию СМИ лишь подтверждают конкурентоспособность издания?

— Однозначно! У нас работают профессионалы, с которыми хотят общаться и сотрудничать многие ведомства и организации. Мы постоянно расширяем круг общения и сотрудничества. Разумеется, найдутся люди, которым это не понравится. Например, 10 марта неизвестные взломали группу радио «Экспресс» в соцсети «ВКонтакте». По этому поводу мы уже написали заявление в полицию. А ранее, например, в прошлом году, на наши сайты были массированные DDOS-атаки. Надеемся, что больше подобных случаев не будет. Только здоровая конкуренция и качественная журналиста помогут нам понять друг друга и дадут возможность каждому СМИ беспрепятственно развиваться в своих направлениях.

*- необязательно «господин»

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies