print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +11
    [weatherType] => ясно
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/skc_n.png
)
Погода
ясно
+11 оС
3:06
13.05.2021г.
Свободная и сильная: жизнь и творчество художницы Анны Король

Свободная и сильная: жизнь и творчество художницы Анны Король

Оживленная улочка или тихий зеленый уголок старой Пензы - какую бы работу художницы Анны Король вы не увидели, это всегда будет честный рассказ о жизни. О жизни города и людей, о переменах и традициях. В паре с мужем, художником Николаем Сидоровым, они создали свою летопись Пензы.

В город на Суре Анна приехала после окончания Харьковского университета вслед за супругом. Об их совместном творчестве написано много, но история Анны заслуживает отдельного рассказа. В ее жизни было много сложных и даже страшных страниц. Она хорошо запомнила ужасы войны, но после пережитого до конца своих дней на все смотрела с оптимизмом. О том, какой была эта талантливая женщина, рассказала ее внучка Светлана.

Внучка Анны Король и Николая Сидорова Светлана 

Про свою жизнь до поступления в училище Анна Король говорила редко, и потому родные художницы не могут сказать наверняка, как зародилось ее увлечение рисованием. Они полагают, что на этот путь ее направила школьная учительница. На учебу в Харьков Анна поехала в июне 41-ого года, но даже экзамены сдать не успела, как началась война. Училище сразу эвакуировали, и девушка вернулась в родную деревню. Следующие два года для Анны и ее семьи стали большим испытанием. Внучке Светлане бабушка рассказывала, как ей вместе с сестрой приходилось собирать для пропитания колоски в поле.

«Во время одной из таких вылазок мимо пролетал немецкий самолет. По земле рядом с ними будто пролетело что-то. Уже дома она обнаружила в пальто дырку от пули.» - вспоминает рассказ бабушки внучка Светлана.

Отец вырыл Анне и ее сестре землянку под стогом сена – там им приходилось прятаться от врагов еще два года. Когда из города ушли немцы, Анна вернулась в Харьков. Учиться в те годы было нелегко – училище не отапливалось и студентам приходилось разбирать лавочки из соседнего парка чтобы хоть как-то согреть здание. Но даже этого бывало недостаточно – им приходилось рисовать в верхней одежде.

«Выйду за того, кто лучше всех рисует»

После окончания училища Анна поступила в институт, который находился в том же здании. Там-то она и встретила своего будущего мужа.

Внучка Светлана улыбаясь говорит, что история знакомства ее бабушки и дедушки напоминает семейную легенду.

«Дед рассказывал, что заметил ее, когда она ела винегрет с картонки – война же, не было тарелок. А она обратила на него внимание, когда у студентов проходил просмотр. Бабушка интересная женщина была (смеется), всем говорила, что выберет в мужья того, кто будет лучше всех рисовать. На том просмотре она заметила рисунок натурщика, и очень ей понравилось, как на нем локоть на зрителя «идет». И вдруг пришел лысенький, маленький автор. У них была разница всего в четыре года, но из-за лысины дедушка выглядел старше. Позже они еще раз встретились по каким-то учебным делам, тогда и познакомились»

От знакомства до свадьбы прошло совсем немного времени – студенты поженились, когда Анна училась только на первом курсе. Довольно быстро Николай переманил избранницу с живописи на отделение «графики», где учился сам.

Крохотная мастерская на веранде

После выпуска супругу Анны предложили стать директором училища в Симферополе, но он отказался от высокой должности и предложил жене вернуться в его родной город. Внучке Светлане она рассказывала, что согласилась на переезд не раздумывая. Когда молодая семья приехала в Пензу, первое, что увидела Анна – усыпанную землянками улицу Пушкина. Первым жильем четы стал родительский дом Николая на улице Плеханова. Когда здания в этом районе начали сносить, семья поселилась на Саратовской. Квартирка была крошечная – на тридцати квадратах жили Анна с мужем, а позже – двое их детей и сестра Николая.

«Отец рассказывал, что комнатки были маленькие, в нее помещались только кровать и тумбочка. Ну и зал десять метров»

Но супруги все же нашли себе место для работы – мастерская Анны и Николая разместилась на веранде. В этой маленькой мастерской они и начали создавать свои первые цветные офорты. Этой технике Анну и Николая как лучших учеников обучил профессор в институте. Техника печати с одной пластины уникальная. Даже тогда ею владели немногие, а сейчас таких мастеров почти не встретишь.

Внучка Светлана рассказывает, что дедушка сделал ставку на эту технику не только из-за ее оригинальности. В те годы типографий почти не было, и офорты были выгодным делом - можно сделать одну доску и печатать с нее нужное количество копий. Но выгодная - не значит легкая. При работе требовались терпение и усидчивость. Для оттисков супруги использовали металлические пластины. Сначала основу «травили», потом закрывали лаком, а затем выцарапывали штрихи офортной иглой. Полученное изображение снова травили в кислоте чтобы получить углубления-штрихи. При этом нужно было рассчитывать концентрацию раствора и время его действия. Каждый такой оттиск, кто бы не повторял его впоследствии, считается авторским. Некоторые из них дети и внуки художников хранят до сих пор. Другие Анна в последние годы жизни отдавала и дарила друзьям.

Рисуя летопись города

Одна из основных тем в творчестве Анны и Николая – индустриальный подъем. Художники вдохновлялись тем, как страна меняется после войны. Они были частыми и любимыми гостями почти на всех пензенских заводах. Героями их картин становились не только рабочие, но еще фронтовики, врачи – все, кто любил свое дело.

«На проспекте Победы в г. Пензе»

«Скоро Новый год»

«Пенза уходящая»

И, конечно же, особое место в их творчестве занимал город. Хоть Анна и не была уроженкой Пензы, вслед за мужем она прониклась к ней любовью. У художников был целый цикл, посвященный городу. Они изображали и растущие в новых районах многоэтажки, и деревянные домики в исторической части Пензы. В их картинах часто можно увидеть цепляющие сюжеты из повседневной жизни. Например, на одной из работ мы увидим горожан на катке возле центральной набережной. На другой - воспитанников детского сада на прогулке. Некоторые из работ можно считать уникальными для истории города, ведь изображенные на ней островки Пензы не увидишь даже на старинных фотографиях.

Светлана отмечает, что в Пензе их ждали – они приехали с хорошими рекомендациями, сразу же вступили в Союз художников. Муж Анны начал искать заказы, активизировал других творцов, под его руководством построили Дом художника.

Талант Анны и Николая оказался очень востребован – в те годы нужно было оформлять заводы, школы. Так их работы постепенно стали появляться повсюду.

Внучка Светлана вспоминает, что бабушка почти все свое время посвящала работе. Вставала рано и до позднего вечера трудилась вместе с мужем. Но когда в семье появились дети, Анна почти на десять лет оказалась оторванной от творческого процесса. Она ухаживала за сыновьями, занималась хозяйством. За всю работу почти полностью в те годы отвечал Николай. Когда младшему ребенку исполнилось три года, они уже перестали работать дома - был построен Дом художника, и они оборудовали свою мастерскую там.

Когда дети выросли, Анна и Николай переехали из домика на Саратовской в квартиру.

Переломные девяностые

Хотя цветные офорты были постоянной работой творческой пары, Анне были близки и другие жанры. Например, она очень любила натюрморты, но заняться ими в свое удовольствие ей удалось только в пожилом возрасте, после перестройки. Переворот в стране стал для Анны и Николая настоящим ударом – заказы прекратились в миг. Конечно, их картины продолжали покупать, за годы работы талантливая пара стала одним из самых популярных творческих тандемов в регионе и за его пределами. Но настраиваться на коммерческую волну Король и Сидоров не захотели - им были непонятны и чужды новые условия «игры». Анна, привыкшая работать во имя общей идеи, искренне поражалась тому, как ее старшая внучка находит заказчиков.

Фото мастерской Н. Сидорова и А. Король

Но зато в те годы у Анны наконец-то нашлось время на занятия живописью. Работы, сделанные в те годы, сейчас размещены в их мастерской.

Свободные и самодостаточные

Внучка Светлана рассказывает, что вопреки всем жизненным обстоятельствам бабушка Анна и дедушка Сергей были очень щедрыми людьми – могли отдать последнее тому, кто нуждался в помощи.

«Если просили их занять – все готовы были отдать. Они зарабатывали деньги своим трудом, но никогда за них не переживали, не считали каждую копейку. И ни от кого со стороны не ждали помощи. Они были самодостаточные - и это, наверное, самое главное их качество»

Светлана говорит, что всю жизнь она смотрела на бабушку и дедушку с восхищением. Кстати, на ее выбор профессии тоже повлияла бабушка - когда-то она хотела преподавать, но супруг отговорил ее. А вот Светлана воплотила бабушкину мечту, она уже много лет преподает в пензенском художественном училище.

«Она всегда говорила мне – не бросай учить. Очень ей эта тема была близка. По стопам бабушки и дедушки пошли только я и моя двоюродная сестра. Но способности есть у всех - и у детей, и у внуков, и у правнуков. Пока я была маленькая, я вообще была в восторге от их работы, их жизни»

Фото мастерской Н. Сидорова и А. Король

Рассказывая о том, каким человеком была Анна Король, Светлана не раз повторяет, что семья и близкие особенно ценили в ней ее мудрость и жизнерадостность. Никакие внешние обстоятельства не могли заставить художницу горевать. Анна всегда спокойно старалась относиться к любым конфликтным ситуациям и передала свое спокойствие окружающим.

«Она пережила войну, и, думаю, это как раз повлияло на нее. Просто была очень рада тому, что жизнь стала мирной. «Нужно радоваться всему», - вот такая у нее была философия. Ну и вообще она была очень сильным человеком»

Но узнать бабушку получше Светлане довелось не сразу. Она с улыбкой говорит, что та никогда не была «классической» бабушкой.

«Сказать, что она мне блины всегда пекла, я не могу. Она всегда была в работе - и мы, помню, захаживали к ним в гости, в Союз художников, иногда гуляли вместе на тропе здоровья. Но все равно в детстве я ее видела мало. Все изменилось, когда я начала учиться - у нас стало больше точек соприкосновения, и тогда я почувствовала поддержку в полной мере. Бабушка давала мне профессиональные советы, и мы крепко подружились. Она стала для меня человеком, который больше всех меня понимает, потому что художественная деятельность не всем со стороны понятна. Так эти отношения и сохранились у нас до конца ее жизни»

Но все же некоторые воспоминания Светланы о бабушке связаны именно с детскими годами.

«Помню момент, когда мама заболела, и бабушка повела меня на горку кататься. И не просто в сторонке стояла, а начала кататься вместе со мной. Для меня это было удивительно. Обычно-то взрослые с места не сдвинутся, а моя бабушка - в пальто, в шляпе прямо на спине с горы поехала. Это мне запомнилось. Прикольная она была, говоря современным языком. И они оба были такими - без комплексов, со своим, свободным мышлением. Поэтому я всегда потом равнялась на ее подход к жизни»

Это легкое и позитивное отношение к жизни Анна смогла сохранить даже после смерти мужа. Грусть не скрывала, но и не давала горю себя захлестнуть - жила только положительными воспоминаниями.

Когда супруг еще был жив, но им обоим стало трудно ходить, они приняли решение больше не покидать рабочее место. В мастерской они прожили 20 лет. И даже потом, после кончины мужа, Анна еще некоторое время оставалась там.

Живая мастерская

Талантливая художница прожила 94 года, и почти всю жизнь рисовала. Но со временем оставить любимое дело все же пришлось - из-за возраста.

«Она говорила мне, что перестала рисовать, когда стало хуже получаться - и глаза не те, и руки. Но лет до 80 и портретики писала даже, работала»

После расставания с творчеством Анна тоже не сидела без дела, начала заниматься каталогизацией - перебирала и сортировала работы, подписывала папки с картинами и статьями. Некоторое время даже писала воспоминания, до тех пор, пока не начались проблемы с памятью.

Когда Анны Король не стало, внучка Светлана и другие члены семьи приняли решение сохранить мастерскую. Они выполнили ремонт и частично разобрали большой архив Анны и Николая. Рабочее пространство кардинально менять не стали - оставили все в том же стиле, который выбрали для него сами художники. Часть работ уже развешана, теперь родные постепенно перебирают архивы воспоминаний. На небольших полочках остались и некоторые личные вещи творческой пары - например, разнообразные вазочки, которые Анна использовала для создания натюрмортов.

Фото мастерской 

Светлана признается, что их главная мечта - обустроить мастерскую-музей. Она считает, что здесь должно продолжаться творчество. В дом Анны и Николая, где бы они не жили, постоянно приходили гости, у них никогда не бывало пусто. И потому внучка художников уверена, что бабушка обязательно бы одобрила эту идею.

Виктория Сысоева

Читайте также:
В пензенском центре занятости населения заработал единый контактный телефон
02:49
Житель Мордовии подозревается в реализации крупной партии наркотиков в Пензе
01:53
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс