print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +32
    [weatherType] => облачно с прояснениями
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/bkn_d.png
)
Погода
облачно с прояснениями
+32 оС
16:58
22.06.2021г.
Куда летит пензенский самолет? 9 фактов из истории монумента на проспекте Победы

Куда летит пензенский самолет? 9 фактов из истории монумента на проспекте Победы

40 лет в этом году исполняется легендарному пензенскому самолету, установленному на проспекте Победы аккурат перед 9 мая 1981 года. Для жителей города он уже давно не столько достопримечательность, сколько неотъемлемая часть местной географии: ни у кого не вызовет вопросов фраза: «Магазин находится в районе самолета», хотя такого района в Пензе нет. А кто не мечтал в детстве забраться в кабину этого серебристого красавца? Говорят, что некоторые даже смогли осуществить эту мечту. К юбилею самолета с проспекта Победы корреспондент информагентства Татьяна Котина собрала для наших читателей несколько фактов о его истории.

Факт первый. Официальное название монумента — стела «Истребитель-перехватчик Су-9»

СУ-9 — советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Стал первым в мире самолетом, созданным как составная часть единого комплекса перехвата и одним из первых отечественных летательных аппаратов с треугольным крылом. Именно этой модели принадлежит абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полета - 21 тыс. 270 метров.

Был принят на вооружение в 1959 году, а к 1981 уже морально устарел, поэтому один из истребителей легко списали для создания монумента. До того, как отправиться в Пензу, самолет нес боевое дежурство в 28 дивизии войск противовоздушной обороны на военном аэродроме «Бобровка» в Самаре.

Факт второй. Первоначально на месте самолета должен был появиться танк

В конце 70-х - начале 80-х между районами Пензы было негласное соревнование: каждый хотел увековечить на своей территории Великую Победу. Именно тогда около краеведческого музея появился танк, а у завода «Пензмаш» — «Катюша». Когда пришло время создать подобный мемориал на проспекте Победы, инициатор идеи — первый секретарь Октябрьского райкома Владимир Никитенков — думал именно о танке. С просьбой достать боевую машину он обратился к Владимиру Мысякову, возглавлявшему тогда отдел административных и торгово-финансовых органов горкома КПСС. Однако у последнего не оказалось знакомых в танковых частях, к которым можно было бы обратиться с такой просьбой. Зато были налажены контакты с зенитно-ракетной частью, которая с радостью согласилась предоставить один из своих самолетов.

Факт третий. Чтобы привезти СУ-9 в Пензу, пришлось пренебречь правилами безопасности на дороге

За самолетом на аэродром «Бобровка» выдвинулась небольшая делегация на двух «МАЗах», однако по дороге одна из машин сломалась, а вторую на смену ей так и не прислали. Когда самолет в разобранном состоянии погрузили на оставшийся грузовик и попросили у местного начальника военной автоинспекции машину для сопровождения, он ее дать отказался. Оказалось, что такую секретную техника нельзя перевозить днем. Ночью по правилам это тоже невозможно было сделать — так как груз был негабаритным. В этой ситуации Владимир Мысяков взял всю ответственность на себя и принял решение все-таки везти самолет в Пензу как есть. Таким образом истребитель благополучно добрался до нашего города.

Факт четвертый. Самолет хотели установить на холме недалеко от завода «Тяжпромарматура»

Речь идет о возвышенности, на которой сегодня строится мечеть. Установить там стелу предлагал главный архитектор Пензы Роман Попрядухин. По его мнению, таким образом истребитель встречал бы всех въезжающих в Арбеково, однако от этой идеи отказались.

Факт пятый. Пензенский самолет летит в сторону Москвы

Когда было определено место, где расположится монумент, начались споры о том, в какую сторону должен быть направлен истребитель. Рассматривалось много вариантов, но в итоге решили расположить его так, словно он вылетает из города на помощь Москве.

Факт шестой. Постамент для Су-9 изготовили на заводе «Тяжпромарматура»

Над ним работали в цеху нестандартного оборудования. Конструкция состояла из двух частей: основания и самой стрелы, к которой крепится самолет. Части сваривали отдельно. Для основания выкопали трехметровый котлован, чтобы его залить потребовалось больше трехсот кубометров бетона.

Факт седьмой. Самолет стал сюрпризом для жителей Пензы к 9 мая

Предварительно из самолета убрали всё оборудование, вырезали двигатель и частично сняли внутреннюю обшивку, чтобы он достиг приемлемых трех тонн. Над этим целый месяц работала бригада из семи человек. Финальная внешняя отделка самолета заканчивалась в ночь на 9 мая 1981 года, чтобы жители города не увидели самолет раньше праздника. В эту же ночь к монументу приехала группа студентов-волонтеров, которые укрыли бетонное основание монумента дерном и высадили рядом тюльпаны. Наутро памятник был полностью закончен.

Факт восьмой. Су-9 тяжело пережил 90-е

Девяностые стали не лучшим временем для монумента: за ним перестали следить. Дверцу, через которую можно было попасть в стелу, а за ней и внутрь корпуса истребителя сорвали, объект облюбовали дети и подростки. Лампочки, обеспечивающие подсветку монумента, разбили, раскололи даже стекло в кабине.

Первыми забили тревогу представители «Ветеранской организации войск ПВО». По словам ее руководителя Юрия Барсукова, тогда на их призыв откликнулась администрация Пензы.

«Ряд предприятий получил соответствующие задачи от мэрии. И совместными усилиями комплекс был приведен в порядок. В 2013 году эти работы активно начались. В 2014 отмечалось 100 лет со дня создания войск противовоздушной обороны страны — вот к этому времени комплекс был полностью приведен в порядок. Были разбиты клумбы, установлена подсветка», — рассказывает он.

Факт девятый. Самолет хотели снести из-за антимилитаристических настроений

Юрий Барсуков помнит и другой момент из истории монумента: кампанию за его снос, как символа милитаризма. Тогда они проходили во многих регионах России.

«На вопрос, почему этот самолет находится в Пензе, мы отвечали, что на нем есть памятная доска из латуни, на которой выбиты фамилии наших земляков-летчиков ВВС и ПВО — Героев Советского Союза, которые совершили подвиги во время Великой Отечественной войны. Даты их подвигов там тоже указаны. Поэтому комплекс — это память о тех героях нашей пензенской земли, которые ценой собственной жизни направляли свои горящие самолеты на колонные врага, совершали тараны и так далее. После этого вопросы о том, зачем нам нужен этот самолет прекратились, кампания свернулась» — говорит он.

8 мая «Ветеранская организация войск ПВО» проведет около самолета небольшое мероприятие, посвященное 40-летию монумента. В ее рамках планируется возложить цветы и венок в память о летчиках, не вернувшихся из боя.

Читайте также:
Никольский музей стекла и хрусталя ждет масштабный ремонт
16:47
В пензенском зоопарке появился очаровательный птенец филина
16:30
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс