print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +14
    [weatherType] => ясно
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/skc_d.png
)
Погода
ясно
+14 оС
5:20
05.08.2021г.
Говорит Jazz May. Сергей Манукян

Говорит Jazz May. Сергей Манукян

Легенда отечественного джаза Сергей Манукян порадовал жителей Пензы своим творчеством в последний день музыкального фестиваля Jazz May Penza-2021, который прошел в нашем городе с 21 по 23 мая. Нам удалось немного поговорить с мэтром о музыке, отношении к рэпу и британской культуре.

Об отношениях музыки и музыканта

Музыка, на мой субъективный взгляд, говорит о чем-то вечном. О злободневных вещах — только когда стихи появляются, но сама по себе она рассказывает о совершенно другом, например, о любви.

Нельзя поддаваться никакому настроению, если ты выходишь играть. Музыка должна звучать так, чтобы она не была зависима от того, что у тебя случилось пять минут назад. Бог человеку дал талант для того, чтобы он отдавал его тем, кто пришел слушать, а не для того, чтобы он настроение свое показывал.

На мой взгляд, когда современный человек начинает играть Моцарта, если он настоящий музыкант, прикасаясь к клавишам, он уходит в ту эпоху, начинает играть, как играли там. Это такое божественное провидение, когда музыкант чувствует, как было тогда.

Поэтому нужно уйти в музыку. Она должна быть впереди. Если будешь ты — музыки не будет. Она тебя поведет, доведет куда надо и скажет, что нужно играть. Музыкант нужен только, чтобы ее передать. Больше никаких задач он решать не должен. И музыка всегда отплатит за это, она такая.

О разговоре с Херби Хэнкоком

Я как-то встретился с Херби Хэнкоком и спросил: «Скажите, между черными и белыми есть какая-нибудь разница?». Он ответил: «Никакой. Но черный человек, так как он к природе чуть поближе, может проникнуть в музыку так, что это уже словно и не он играет, а она сама. А белый человек, к сожалению, потому что он давно уже образованный, считает, что это он так играет». Вот как он мне объяснял разницу. На самом деле так это или нет – трудно сказать, но я сам за собой замечал: если проникаю в музыку, уже не замечаю, что происходит. Я не тут, сцены нет, вообще ничего нет, все уже не имеет никакого значения вообще, и музыка тебе начинает говорить, что делать. И ты идешь за ней, и все получается. Как только ты начинаешь прятаться за мастерство, за умение, мало что выходит. Музыкальных моментов за концерт может быть один или два, но таких, что уже все остальное привязывается к этому.

Об обучении музыке

Педагог должен максимально раскрыть потенциал ученика. Если музыкант талантлив, насколько раскроется его дар, зависит от преподавателя, потому что иногда человек сам не знает, что у него там. Он догадывается, что что-то умеет играть, что-то может подобрать, слышит, чувствует хорошо, но учитель должен это максимально раскрыть. Безусловно, каждый преподаватель хочет музыку трактовать так, как он ее понимает, но никогда так не бывает, чтобы ученик, который достаточно хорошо уже сам слышит, поддавался на это.

О молодежи

Молодежь довольно опасна. Большинство из них относится радикально ко всему: и к родителям, и к власти. Молодых боятся больше всего, молодыми пользуются больше всего. Один президент очень известной музыкальной фирмы, когда мне было 34 года, сказал: «Сергей, вы поймите, вы нас уже не интересуете вообще, хотя вы – гениальный музыкант. Нам нужны слушатели в возрасте от 17 до 25, больше ничего». Я говорю: «Но они же бедные!». А он мне отвечает: «Зато их много, и они мало что соображают, им можно навязать все, что угодно». А этот человек понимает в шоу-бизнесе больше, чем кто-либо другой. Он говорил, что даже был бы согласен, если бы певец пел так же фальшиво, как поет тот, кто его слушает. Но это невозможно. А такие пластинки расходились бы миллионами. Потому что слушатель будет думать, что музыкант — такой же, как он.

О рэпе

Рэп – это музыка молодых, хотя музыкой это назвать сложно, потому что это скорее ритмичная декламация. Музыка – это мгновение. Но ни рэп, ни вот эти все потуги на какой-то гротеск, даже если у них огромное количество подписчиков, поклонников, называть музыкой я не хочу. Я хочу это назвать каким-то другим жанром, театральным действом, в котором музыка участвует как подкладка. Бывает даже очень хорошо, грамотно сделанная. Потому что, даже если ты делаешь что-нибудь плохое, нужно, чтобы обертка была хорошая.

Об использовании нецензурной лексики в песнях

Лучше всего про мат в песнях сказал Святитель Николай Сербский. Он отметил, что, если у человека нарыв на теле и гной выходит, он очень дурно пахнет. А если у человека на душе гной, то выходит через уста. Сквернословие – это когда на душе нарыв. Я с ним абсолютно согласен. Несмотря на то, что я тоже могу материться и чего только не могу. Но это для меня совершенно не повод, чтобы таким языком разговаривать. Поэтому, когда люди матерятся под музыку, у них какая-то рана на душе существует, хотя они могут про это не знать.

О The Beatles

Они оказались феноменальными людьми, которые много музыки наиграли и написали, она у них прозвучала. Как это получилось – никто не знает. Сказать, что они какие-то грамотные музыканты были, нельзя. Какие-то профессионально обученные – тоже. Но вот был композиторский талант – и ничего не сделаешь. В XX веке с ними поспорить в отношении музыкального, пусть и песенного материала никто не сможет. Но таких групп в ближайшее время не появится, потому что детей сейчас дезориентируют. Со взрослым это сделать сложно, а с ребенком – можно. Учат их, что главное – набрать денег побольше, а как – неважно. А кто не заработал, тот лузер.

О британской культуре

Что мне нравится в британской культуре (а я ее немножко знаю, у меня дочь живет в Британии уже много лет) — там будут поддерживать самого никчемного человека, будут говорить за него, писать куда-то. Против талантливых людей никто ничего не имеет, но поддерживать будут слабых. Я никогда не забуду, как сидел в жюри в шотландском конкурсе, где мы слушали молодых исполнителей. И там была девочка, слабая-слабая, но ее хвалили, а сильной конкурсантке сказали, что у ее очень хорошая техника пения, но в британской культуре не принято слишком сильно опевать мелодии. А первую отметили, потому что она очень старалась, и видно было, что переживает. Они такие люди. Кстати, у нас тоже народ сердобольный, он не будет особенно придираться, вы же сами слышите, как у нас поют, а люди все равно ходят на концерты.

Татьяна Котина

Источник фотографии: фото предоставлено Татьяной Котиной
Читайте также:
Проявление постковидного синдрома обсудили в новом выпуске «Экспресс. Темы»
03:55
«Легковушка» превратилась в груду металла после ДТП под Кузнецком
01:53
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс