23:35
28.09.2021г.
Отзыв на роман «Осьминог» Анаит Григорян

Отзыв на роман «Осьминог» Анаит Григорян

Книжный блогер Алена Шарай подготовила отзыв на новый роман Анаит Григорян «Осьминог» (16+).

Анаит Григорян – современная российская писательница, ставшая известной читателям после выхода ее первого романа «Поселок на реке Оредеж» (16+), который вошел в Длинные списки премий «Ясная поляна» и «Большая книга».

«Осьминог» - второе творение автора. Мистическая атмосфера, японский колорит и запоминающиеся герои делают сюжет книги загадочным и страшным.

По сюжету, главный герой Александр – сотрудник известного банка в Японии. После завершения двухлетнего рабочего контракта, ему не хочется возвращаться в Россию, и он уезжает на крошечный рыбацкий островок, где знакомится с приветливым барменом Кисе. Однако никто не знает, кто этот бармен, откуда он и что делает на этом острове. И еще: почему с ним связано столько смертей? Сам Кисе плетет небылицы, каждый раз рассказывая очередную придуманную историю. Арэкусандору-сан (так зовут главного героя японцы) хочет узнать правду о своем загадочном друге, поэтому решает задержаться на острове.

Отличительной чертой книги является ее жанровое своеобразие. По сюжету ее можно причислить к детективам. Но это не классический детектив по нескольким причинам. Во-первых, здесь отсутствует традиционная завязка, которая строится на похищении или убийстве, что служит началом расследования. Хотя читателя все же ждет множество смертей. Во-вторых, в книге нет классического героя-детектива, который бы взялся распутывать дело. Вместо этого мы видим пассивного героя наблюдателя. Роль «настоящего детектива» в этом случае возложена на читателя, ведь ему автор позволяет узнать куда больше, чем главному герою. В-третьих, в книге нет злодея, того, кто совершил преступление, того, кто будет наказан. Именно поэтому наказаны будут все.

А что есть от детектива? Вопрос в начале книги и ответ на него в конце. Сама история развивается перед читателем как расследование, открывая все новые факты, подкидывая очередные загадки, маскируя подсказки под случайности. Каждая новая история цепляется за предыдущую, как рыба за крючок, и тащит читателя на дно. Спастись невозможно. Остановиться не удастся. Одна глава – и вы пропали. Вы – осьминог, которого поймали в ловушку, и на этот раз договориться с Богом Смерти вам не удастся.

В прозе Григорян есть та напряженность и певучесть, которые свойственны стилю Харуки Мураками и которые не дают остановиться, заставляя тебя читать главу за главой. Действительно, стиль настолько похож, что постоянно приходится себя спрашивать, а не Мураками-сан ли это написал? Но, в отличие от книг японского автора, который всегда оставляет своего читателя в недоумении, в романе Анаит Григорян будут ответы.

И еще, в отличие от Мураками, который пытается максимально «европеизировать» свою литературу, Григорян сделала свой роман «максимально японским», использовав в повествовании множество иноязычных слов, которые разбросаны по роману, как ракушки по берегу (которые Такизава собирал для своей Ерико).

Читайте, если не боитесь утонуть в пучине смерти, японской мифологии и мистических событиях.

 

Источник фотографии: фото предоставлено Аленой Шарай
Читайте также:
Пензенские ученые разработали высокочувствительный тонометр
21:41
Центробанк снизил курсы доллара и евро
17:59
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс