17:16
25.10.2021г.
Как успешно сдать экзамен на права по новым правилам? Интервью с инспектором

Как успешно сдать экзамен на права по новым правилам? Интервью с инспектором

Пошло уже полгода с введения в России новых правил сдачи экзаменов на права. Они коснулись площадки, теоретического экзамена, штрафной системы, разбора спорных ситуаций и других моментов. Корреспондент ИА «Пенза-Пресс» Вадим Ягов связался с начальником экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД города Пензы Андреем Асеевым и узнал, как инспекторы адаптировались к новым правилам за достаточно короткий промежуток времени и как успешно подготовиться и сдать экзамены.

- Расскажите, изменился ли после нововведений процент успешной сдачи экзаменов с первого раза?

- Теория никак особо не изменилась, и процент сдачи тоже. Сложностей никаких особо не прибавилось, даже, по сути, стало проще в плане того, что время ожидания между пересдачами сократилось. Раньше все сдавали не в один день, а теперь - в один. Количество штрафных баллов увеличилось, что стало единственным минусом для курсантов. Сложнее, потому что теперь можно больше их набрать за этот промежуток времени. Готовиться стали лучше, преподаватели чувствуют ответственность и лучше обучают курсантов. Я по статистике смотрел, теория - около 60% и практика - 20-30% успешной сдачи экзамена с первого раза, но думаю, что в скором будущем процент сдачи увеличится.

- Вы сказали, что курсантам стало сложнее из-за возросшего количества штрафных баллов. Можете назвать типичные ошибки, за которые их можно получить?

- Например, когда площадка сдавалась отдельно от города, курсант на ней какие-то штрафные баллы набирал, которых хватало, чтобы сдать первый этап, а выезжая на экзамен в город, штрафные баллы набирали заново. Сейчас же все суммируется. Выходит так, что их общее количество увеличилось. Но, если ты на площадке ничего не нарушил, то выезжаешь в город уже с чистого листа.

Самыми распространенными ошибками становятся случаи, когда курсанты забывают включать поворотники, создают помехи для движения другим транспортным средствам, в частности, не уступают дорогу или при перестроении не соблюдают боковой интервал и дистанцию. Иногда даже инспекторам приходится вмешиваться в органы управления автомобилем для предотвращения ДТП.

- Возможно ли, что причиной этих ошибок является отмена сдачи площадки отдельно от города?

- На самом деле некоторые упражнения мы до сих пор осуществляем на площадках, на которых обучают в автошколах. Причиной этому является то, что некоторые из них нереально выполнить в городе, например, параллельную парковку при движении задним ходом. Потому что в Пензе в процессе реального движения тяжело найти место, где получится выполнить данный маневр, не создавая помех другим участникам дорожного движения. В таких случаях в процессе сдачи экзамена на право управления транспортным средством мы заезжаем на какие-нибудь закрытые территории.

- На данный момент участки трассы, на которых будет проходить экзамен, заранее неизвестны конкурсантам. Есть какие-то критерии, по которым они выбираются, и отличается ли сложность?

- Хотя единые маршруты сейчас и отменили, они все равно у нас в основном одни и те же. Сейчас курсант не знает, по какой конкретно улице он поедет, но район практически каждому известен. У нас все равно идет небольшая привязка к площадкам, на которые мы заезжаем, поэтому, чтобы сократить время, ездим в этом районе. Сложность - одна и та же, все задания и упражнения - те же самые, разве что проспекты Строителей и Победы имеют интенсивное движение, что для них сложнее, а так разницы никакой нет. Зачем учить курсанта ездить по заученным маршрутам, ведь когда он получит водительское удостоверение, он не будет по одной и той же улице передвигаться. Если человек умеет ориентироваться, то он на любом участке справится.

- С нововведениями увеличилась ли нагрузка на самих инспекторов?

- С введением новых правил сдачи экзамена мы стали принимать меньшее количество людей. Раньше в день один инспектор мог принять около 30 человек, а сейчас из-за увеличения количества упражнений при сдачи экзамена - около 15 человек. Стал дольше сам прием каждого курсанта.

- Чтобы вы посоветовали тем, кто сейчас готовится к сдаче экзамена на права? Может, есть какие-то фишки?

- В первую очередь, необходимо набирать практический опыт, надо кататься, кататься, кататься, пока человек не поймет, что он готов к экзамену. Практики, как таковой, не хватает, хоть и дается откатать 56 часов, но этого очень мало, тем более в современном мире, когда ты из часа езды 45 минут стоишь в пробке. Нужно больше накатывать практику, чтобы чувствовать автомобиль и быть уверенным на дороге. Делать акцент на том, чтобы не создавать помехи движению. Бывает такое, что курсанты садятся за новую машину - не на ту, на которой  учились, и все - уже не могут ехать, хотя технически авто не отличается. Когда ты получишь удостоверение, то не пойдешь же на учебной кататься, а пересядешь на другую. Также не нужно стесняться переспросить что-то у инспектора, вам все подробно расскажут и повторят, если это будет сделано заблаговременно.

- Вы сказали о волнении курсантов. Действительно, для неопытных водителей это может сыграть ключевую роль. Используют ли инспекторы какие-то техники, чтобы успокоить курсанта?

- Особых практик нет, достаточно предупредить, что нужно успокоиться, дать на это время. Бывает такое, что некоторые садятся и педаль нажать не могут из-за того, что ноги трясутся, поэтому инспекторы ждут, когда курсант успокоятся и будет готов, и только после этого начинают экзамен. Мой свет: надо все учить, быть готовым отвечать на вопросы и прорабатывать внештатные ситуации, не работать по какому-то конкретному плану, потому что на дороге все может измениться, и придется быстро реагировать, не обращать внимание на других водителей, которые сигналят, создают давление, а иногда даже специально подрезают. Хотелось бы именно к последним обратиться с просьбой более адекватно подходить к этому и вспомнить себя в момент сдачи экзамена.

- Вопрос об аннулировании сдачи экзаменов. Как сейчас работает этот процесс?

- Если, например, были нарушены требования, установленные правами по приему экзаменов, тогда их результаты можно отменить, после чего будет дана попытка заново пересдать. Раньше такого не было, никак нельзя было отменить.

- Сейчас более важную роль в приеме экзаменов играют инспекторы. Повлияло ли это на взаимоотношения с инструкторами?

- Конечно, потому что инструктор всегда переживает и хочет подсказать, как и любой учитель. Сейчас же инспектор оценивает все полноценно. Раньше инструкторы вмешивались в органы управления автомобилем в моментах, когда можно было бы это избежать, потому что боялись за свою машину. Бывало даже такое, что от переживания за курсантов до последнего не вмешивались и верили, что ничего не произойдет, а ты в эти моменты думаешь: «Все сейчас будет ДТП».

- Как вы считаете, в целом эти изменения пошли на пользу, и что бы вы лично добавили для повышения качества приема экзаменов?

- Нововведения всегда поначалу тяжело воспринимаются, потому что нам не привычно, когда мы садимся справа от курсанта, то не знаем, как он себя поведет, в отличии от инструктора. Первоначально это было напряженно, всю дорогу следишь за всем: нужно заполнять лист с ошибками, смотреть на камеру, смотреть за движением. Раньше ты наблюдал только за выполнением маневров, а сейчас порой приходится предотвращать ДТП, но со временем привыкаешь.

А из нового пригодилось бы приложение или софт, чтобы автоматизировать процесс заполнения листов с ошибками, чтобы она сама все фиксировала. Также еще не помешали бы специальные QR-коды для данных по конкретным сдающим. Сканируешь их - и вот тебе вся информация, сразу видеозапись с его экзамена, ведь зачастую это приходится искать очень долго.

Напомним, теперь при сдаче теории за каждую ошибку, которых разрешено сделать всего две при условии, что они будут в разных блоках, добавляется пять дополнительных вопросов. Отменена площадка и количество этапов сокращается до двух; экзаменуемый может оспорить результаты посредством проверки видеосъемок специальной комиссией; штрафные баллы поделили на группы по уровню влияния и набранные пять являются основанием для снятия с экзамена; форму с реквизитами кандидата теперь заполняет сам инспектор; четко прописаны причины для отказа приема документов; изменились причины для аннулирования водительского удостоверения.

Читайте также:
Марина Воробьева: «Оптимальный срок для ревакцинации - полгода»
16:16
Можно ли пожилым прививаться «Спутником Лайт»: ответ пензенского минздрава
16:16
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс