11.09.2020

Железная дорога занимает ведущую позицию среди других способов перевозок, обеспечивая более 43% доставок грузов по всей России. И это не только крупные магистральные линии, также успешно используют во многих сферах узкоколейные железные дороги. Какие у них плюсы, минусы и перспективы — здесь можно прочитать всё об этих главных артериях жизни в нашей стране.

Использование узкоколейки

Ключевым было и остаётся по сей день её использование в промышленной сфере. Сейчас существует множество компаний, которые занимаются обслуживанием, экспертной оценкой и ремонтом старых дорог. Также можно заказать проектирование и строительство новых дорог, или купить рельсы узкоколейные и другую ЖД продукцию.

Контакты специализированной компании и ответы на все интересующие вопросы можно найти в интернете. Например, на этом сайте вы можете узнать, как выбрать и применить для нужд своего предприятия узкоколейные железные дороги: http://promputsnab.ru/poleznoe/273-uzkokolejnye-zheleznye-dorogi-razmery-i-shirina-zhd-kolei-osobennosti-rels-r24-r18-r11-r8-dlja-uzkoj-kolei.html, или на любом другом ресурсе. Такие пути идеально подходят для перевозки грузов на самых разнообразных объектах:

  • Промышленные предприятия, заводы и фабрики. Такие пути соединяют между собой цеха, строительные площадки и отдалённые объекты.
  • Угольные шахты и рудники. Используют для отгрузки сырья и перевозки рабочих.
  • Места лесозаготовки и торфяных разработок. В условиях отсутствия инфраструктуры целесообразнее монтировать именно такие ЖД пути.

И раньше, и сегодня узкоколейки используют также для пассажирских перевозок и туристических целей. Особое место в этой нише занимают детские железные дороги, которые предназначены для образовательных программ. На ней обучаются дети для освоения практически всех железнодорожных специальностей.

История появления

Примерно с середины XIX века наблюдается заметный рост железнодорожной сети, и в разных странах принимают различные стандарты для ширины колей. Впервые для ЖД путей Англии была принята ширина колеи в 1435 мм (4 фута 81/2 дюйма) — она называлась «стефенсоновская». Стандартными магистралями в России с 1860 года считаются пути, где ширина полотна составляет 1524 мм. Первая такая дорога была построена с 1842 по 1851 года между Петербургом и Москвой протяжённостью 651 км. После 60-х годов прошлого столетия появился новый стандарт — 1520 мм. Такие сети стали основными для стран бывшего СССР и некоторых других государств.

Вместе с широкими колеями строились и пути более узкие, ширина которых составляла от 1200 до 600 мм. В 1832 году первая узкоколейная дорога шириной 590 мм была построена в Англии для перевозки сланца. В России с 1871 года такие пути широко стали применять в промышленной сфере. Ширина узкоколейки в России составляет 750 мм, это более 90% протяжённости всех сетей. Но есть и более узкие дороги — 600, 900 и 1000 мм. Такие зачастую используют в шахтах, рудниках и других промышленных объектах.

Преимущества и недостатки

В России появление УЖД было вызвано соображениями экономии. Её можно проложить в любых климатических условиях, в тайге или на болоте, в любой местности, поэтому они остаются достаточно востребованными на сегодняшний день. К основным достоинствам узкоколейных дорог относят:

  • Дешевизна монтажа. Для строительства нужны шпалы меньшей длины и рельсы меньшей металлоёмкости.
  • Лёгкость конструкции. Благодаря этому критерию дорогу можно прокладывать на слабых грунтах, поскольку её давление на балластную подушку минимально.
  • Быстрота укладки. Зачастую путь проходит на труднодоступных участках, где есть горы или холмы. В такой местности необходимо прокладывать тоннели, они могут быть более узкими, поэтому гораздо быстрее и дешевле их строить для такой дороги. Ширина узкоколейки в этом смысле имеет ключевую роль.
  • Возможность проложить дорогу практически без насыпи и полотна.
  • Для их монтажа можно применить кривые малого радиуса.

Она успешно функционирует при любых климатических условиях, поэтому чем суровее климат и сложнее местность для строительства пути, тем целесообразнее применить именно узкоколейную дорогу. Тем не менее есть ряд недостатков, из-за которых её использование может быть под вопросом:

  • Меньший вес перевозимых грузов по сравнению с широкой колеёй.
  • Использование меньших вагонов для перевозки, что может сказаться на производительности.
  • Недостаточную скорость перевозки. При передвижении на большой скорости по сложной местности может произойти поломка техники или повреждение полотна.
  • Её целесообразно использовать для нужд предприятия, поскольку такая дорога зачастую замкнутая или имеет небольшую протяжённость.

Ввиду того что узкоколейные дороги зачастую применяются для конкретных целей, возникает необходимость перегрузки продукции на стыке со стандартной широкой колеёй. Узкоколейка может эффективно функционировать, если учесть и правильно рассчитать расстояние вывозки, грузооборот и нагрузку на полотно.

Технические характеристики рельс и шпал

Поскольку полотно дороги имеет различную ширину, рельсы для узкоколейки классифицируют по различным техническим характеристикам. При производстве металлоконструкций предприятия должны соблюдать нормативные требования — ГОСТ 6368-82 и ДСТУ 3799-98. Среди самых востребованных можно выделить следующие типы:

  • Р8 изготавливают высотой 65 мм и длиной 5,5 м. Вес рельсы составляет 64 кг.
  • Р11 — высотой 80,5 мм, длиной 6 м и массой 88 кг.
  • Р18 — высотой 90 мм, длиной 8 м и весом 143 кг.
  • Р24 — высотой 108 мм, длиной 8 м и весом 199 кг.

Хотя для колеи Р18 и Р24 предусмотрен стандарт 8 м, их также производят длиной 7,8 и 6 метров. Они широко применяются на различных предприятиях, в шахтах, для сообщения между цехами на заводах и фабриках, на строительных площадках, складах и многих других объектах.

Деревянные пропитанные шпалы для устройства узкоколейной дороги применяются размерами от 1400 мм до 1350 мм. Также нередко используются железобетонные шпалы, которые имеют вид балки с арматурой внутри и установочными площадками. Они изготавливаются гораздо быстрее и достаточно долговечны. Поэтому их использование становится более частым, чем деревянных.

Узкоколейные дороги востребованы в различных областях производства, на небольших территориях, где нет возможности или экономически невыгодно строить широкую дорогу, на железнодорожных станциях. Во многих странах она до сих пор является основной для пассажирских перевозок. Но на путях общего пользования их уже не применяют.

Реклама
Рекламодатель: promputsnab.ru

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies