Селедку многие считают последней дешевой и вкусной рыбой в России. Что за застолье без сельди с луком? Тем более сейчас, когда от роста цен на продукты волосы встают дыбом. Для многих семей селедка наряду с курицей и картошкой – основа стратегического баланса продуктовой корзины. К тому же эта рыба уникальна тем, что оптовая цена на нее не росла с 2000 года! Но, несмотря на рекордный улов в 2012 г., селедка скоро может исчезнуть из разряда доступных продуктов.
Камчатская жила
Каких только необычных слов не услышишь от приморских промысловиков. Некоторые фразы понятны, например, «красная путина» (сезон лова лосося) и «судосутки». Но иногда – как ошарашат. Например что такое «неодуемая селедка»? Оказывается, это не от места добычи, как у самой вкусной сельди российских вод – олюторской. На чиновничьем языке ОДУ – «общий допустимый улов», другими словами, – годовой лимит добычи. Но во многих морях, например, в водах западного Сахалина, сельди так много, что ее не одувают. Лови сколько хочешь.
Хотя охотников немного. Из трех тысяч имеющихся в наличии рыболовецких судов на вылове сельди в РФ специализируются только 50–60 траулеров. Другие воротят нос, и причин хватает. Во-первых, работа непростая. На пике лова сельдь, как назло, прячется под лед. Для кораблей это чревато. Пример – недавняя эпопея со спасением застрявших во льдах Охотского моря рефрижератора «Берег надежды», траулера «Мыс Елизаветы» и плавбазы «Содружество». Вышли на вылов сельди – и все. Поскольку в ледовую ловушку угодили более 500 человек, пришлось объявлять ЧП федерального масштаба. Людей спас ледокол «Адмирал Макаров», но его услуги обошлись владельцам судов в 200 млн рублей!
Во-вторых, хотя селедку порой именуют морским серебром, выгода от того, что во Владивостоке называют сельделовлей, – скудная. Не зря у капитанов популярны особые тралы, позволяющие забирать относительно дорогую скумбрию без прилова дешевой сельди. Когда дальневосточные промысловики видят в супермаркетах жестяную 120-граммовую банку соленой селедки по 50–80 руб., у них глаза лезут на лоб. В голове не укладывается, как это может быть, когда самую высокосортную сельдь на берег отгружают по 25–35 руб. за килограмм?
Значит, на деле содержимое банки стоит 3–4 рубля. Даже если положить в консервы легендарный деликатес – очень вкусную, но такую же редкую, а потому самую дорогую в мире селедку из Олюторского залива (Камчатка), – все равно получится менее 20 рублей! Причем это сейчас, когда сельдяные цены на историческом пике. Еще недавно было гораздо дешевле. Два года назад, когда портовые холодильники Приморья ломились от сельди, ее отдавали почти даром. Склады не могли принять все новые валы прибывающей на берег серебряной рыбы, и она шла по 10–15 руб. за килограмм.
Дефицит планктона
Но времена дешевизны в прошлом. За последние два года стоимость селедки на мировом рынке подскочила в два раза. Рост продолжается, виной тому – кризис в Северном море. В принципе сельдь добывают повсюду: в Мурманске, на Балтике и на Каспии. Но два самых огромных мировых вала дают Дальний Восток, на который приходится 20% мирового улова, и Атлантический океан. То есть воды Норвегии, Дании, Исландии и Британии.
Три года назад на Севере разразилась беда. Начал исчезать планктон – основная пища селедки. Эксперты грешат на интенсивную подводную добычу углеводородов британцами и норвежцами. Рыбьей еды не стало, поголовье пошло на спад. В результате цены за килограмм норвежской сельди взлетели с 50 до 100 рублей. Кстати, пострадали и другие так называемые пелагические рыбы. Кроме сельди, это скумбрия, мойва, путассу и сардины. Одновременно с планктонной катастрофой нагрянула вторая беда – атлантическая треска. Перед выходом в Мировой океан она кормится в водах Шпицбергена и Баренцева моря. В 2010 г. треска внезапно расплодилась и начала жрать других рыб. Особенно пострадали путассу (спад добычи на 89%) и мойва (ее разновидность – деликатес корюшка), мгновенно ставшая дефицитом.
Казалось бы, что за беда? Зачем нам импортная селедка, если собственная добыча этой рыбы достигает 470 тыс. т в год (восьмая часть прошлогоднего улова РФ). При этом внутренний спрос на сельдь в России – 450 тыс. тонн.
Увы, рыбная реальность сурова.
«На территории собственной страны наша тихоокеанская сельдь не может конкурировать с импортной атлантической! Потому что благодаря задранным, к тому же ежегодно растущим тарифам железных дорог, возить селедку в европейскую часть России невероятно дорого. С другой стороны, у норвежцев с транспортом все в порядке», – объясняет глава крупной рыботорговой компании.
Вот результат. В прошлом году в Россию завезли 140 тыс. т импортной селедки. Тем временем на восточных рубежах нарастал противоположный процесс. Экспорт российской сельди в Китай и Южную Корею подскочил на 50%! Всего за рубеж ушло более 170 тыс. ттихоокеанского «морского серебра». Кстати, это не принесло российским рыбакам особых барышей. По данным Росрыболовства, за сельдь выручили 111 млн долларов (примерно 3 млрд. рублей). То есть килограмм рыбы мы продавали примерно за 20 руб., тогда как аналогичную импортную покупали по сорок.
Отходы переработки
Есть о чем задуматься. Тем более учитывая качество импортной рыбы. Ту сельдь, которая поступает в Россию, можно назвать отбросами европейской рыбной промышленности. Ежегодно в Атлантике вылавливают около 900 тыс. т сельди. Лучшая идет в европейские супермаркеты. Второй-третий сорта – примерно треть сельди – пускают на производство кормов. Что остается – продают в РФ.
Это первая стадия. Есть и вторая – перерабатывающие заводы. Сырая сельдь – редкий гость в магазинах. Про знаменитую сельдь в бочках – давно забыли. Теперь 80% этой рыбы в РФ продается в соленом, копченом или консервированном виде. Сырье берут атлантическое, мороженное. Затем в дело вступают отечественные переработчики.
«Крупные перерабатывающие предприятия работают на хорошем сырье. Но конкуренцию им составляют недобросовестные компании, которые минимизируют издержки за счет использования отходов переработки и низкосортного сырья», – комментирует ситуацию глава «Рыбного союза» Сергей Гудков.
И вот на это – накручивают безумный процент. По данным «Рыбного союза», долядобытчика рыбы в конечной цене магазинной селедки – менее 10%. Зато переработчики забирают 40%, продавцы – еще столько же. В результате страдают покупатели. Некогда дешевейшая, вкусная при этом и любимая народом рыба на глазах превращается в третьесортный товар по – традиционно для РФ – безумно завышенной цене.
Пора выкарабкиваться из сельдяного кризиса. Первым делом надо разобраться старифами на транспортировку дальневосточной рыбы в европейскую часть страны. Потому что ситуация дошла до абсурда. В прошлом году дальневосточные рыбопромышленники поставили эксперимент. Рыба впервые отправилась в европейскую часть РФ по Северному морскому пути.
Оказалось: при нынешних расценках транспортировка этим очень сложным морским маршрутом при обязательном участии ледоколов – выгоднее! Между прочим, многочисленные рыбные посредники и перекупщики сразу страшно перепугались. Мол, новый транспортный путь «изменит баланс на рыбном рынке». Иными словами: обрушит цены на дары дальневосточных морей внутри РФ и лишит рыбную мафию сверхприбылей.
Второй момент – важно резко нарастить улов. Норвегия снижает добычу сельди и этим резко разгоняет мировые цены. Российские – тянутся вслед, как невольники-рабы на цепи. Но у нашей страны нет проблем с запасами сельди. Как нет и недостатка любителей этой рыбы. В конце концов, дико подорожавшее продовольствие и без того нанесло чудовищный удар по бюджету каждой российской семьи. Почему бы не оставить людям хотя бы последнюю – недорогую и вкусную – рыбную радость.
«Аргументы недели» №2 от 22 января, автор: Константин Гурдин