9 декабря считается Международным днем борьбы с коррупцией, который отмечается по инициативе ООН во всем мире с 2004 года. Россия относится к тем странам, где это убивающее социум, подобно раковой болезни, зло является фактором реальной угрозы национальной безопасности государства.

По данным международной неправительственной организации Transparency International, Россия по уровню распространенности коррупции в государственном и экономическом секторах находится на 127 месте в рейтинге из 177 стран, пропустив вперед такие развивающиеся государства как Азербайджан, Танзанию, Гамбию и даже свою соседку по Таможенному союзу Беларусь. Впрочем, и без рейтинга понятно, что коррупция в нашей стране приняла угрожающий размах.

В российских СМИ наиболее топовыми темами являются сообщения о хищениях, «откатах», многомиллионных взятках должностных лиц. Населением России большинство государственных программ, заявлений, указов и даже принятых законов, направленных на борьбу с коррупцией, нередко воспринимаются всего лишь как имитация деятельности. Федеральные и региональные власти год от года наращивают усилия на проблемном направлении, создавая все новые и новые механизмы для профилактики и пресечения коррупционных проявлений на всех уровнях, открыто признавая, что если государство в ближайшее время не сможет взять под контроль негативную ситуацию, оно уже «завтра» столкнется с институциональными проблемами.

Достаточно жестко и многопланово говорил об этом на встрече с высшими должностными лицами субъектов Федерации и глав крупных городов России 29 января руководитель администрации президента Сергей Иванов, обращая особое внимание на работу антикоррупционных подразделений региональных госструктур.

Круг стандартных запретов, ограничений и предписаний для государственных служащих содержится в законах всех развитых стран. Все эти меры зарекомендовали себя как относительно эффективные при условии их строгого исполнения.

Аналитическое бюро ИА «Пенза-Пресс» решило проанализировать современные мировые тенденции и практики по актуальной проблеме, оценив на их фоне опыт противодействия коррупционному фактору в отдельно взятом субъекте Федерации – Пензенской области, взяв для методологического экспресс-анализа опыт трех стран мира – признанных лидеров по профилактике этого зла из разных континентов – Европы, Америки и Азии.

В Европе страной-лидером по одному из самых низких уровней коррупции являются Нидерланды, в Америке – США, в Азии – Сингапур. Сведем наиболее яркие антикоррупционные практики-меры стран-лидеров в единую таблицу с одновременным наложением туда же мер и методов, реализуемых властями Пензенского региона - для наглядности и сравнения.

 Мировые практики  Пензенская область

Четко сформулированные регламенты прав и обязанностей должностных лиц, внятная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства и должностной этики.

Разработан «План мероприятий по противодействию коррупции на государственной гражданской службе Пензенской области и муниципальной службе в Пензенской области на 2014-2015 годы».

Постановлением правительства Пензенской области от 22.10.2013 № 782-пП утверждена Антикоррупционная программа Пензенской области в 2014-2020 годах.

Координирование региональной государственной антикоррупционной политики осуществляет созданный в 2008 году (постановление Правительства Пензенской области от 19.08.2008 № 521-пП) совещательный орган – Совет при правительстве Пензенской области по противодействию коррупции, возглавляемый губернатором Пензенской области. В 2014 году проведено два заседания Совета.

В целях повышения эффективности антикоррупционной работы в органах государственной власти Пензенской области принято распоряжение губернатора Пензенской области от 08.04.2014 № 100-р «О некоторых вопросах организации деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области по противодействию коррупции».

Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.

Для обеспечения согласованного функционирования, взаимодействия и координирования деятельности региональных исполнительных органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Пензенской области по вопросам профилактики и противодействия коррупции, анализа результатов данной работы и принятия необходимых мер по ее совершенствованию в 2014 году создано Управление по профилактике коррупции и контролю Правительства Пензенской области.

Важнейшая мера по профилактике коррупции - формирование правового пространства, свободного от коррупциогенных факторов. С этой целью осуществляется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов губернатора Пензенской области, органов государственной власти Пензенской области.

В 2014 году всего проведена антикорупционная экспертиза 22330 нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, из них  исполнительных органов государственной власти Пензенской области - 2564, в органах местного самоуправления – 19766. Выявленные коррупциогенных факторы (389) устранены.

Проводятся необходимые мероприятия, направленные на исключение злоупотреблений при реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, проводится экспертиза документов государственных заказчиков, связанных с размещением государственных закупок. По результатам проверок поступивших заявок возвращено на доработку государственным заказчикам 360 заявок.

Всего в 2014 году проведено 4979 открытых аукционов в электронной форме, 38 открытых конкурсов, 316 запросов котировок, 11 запросов предложений.

Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области проводится регулярный анализ предписаний УФАС России по Пензенской области. За 12 месяцев 2014 года Управлением ФАС по Пензенской области рассмотрено 52 жалобы на положения документации и на действия комиссий по осуществлению закупок управления, из них 38 признаны необоснованными, пять – обоснованными и одна частично обоснованной, восемь отозваны заявителями. По каждой обоснованной жалобе спорные вопросы обжалуются в Арбитражном суде Пензенской области.

С целью минимизации возможности сговора на торгах управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области формируется практика по направлению в УФАС по Пензенской области материалов о вероятности согласованных действиях участников аукциона (направлено три письма). Победители аукционов и конкурсов с начальной (максимальной) ценой от 5 млн руб. проверяются на предоставление недобросовестной информации в налоговых органах и УМВД России по Пензенской области по соответствующим запросам управления.

Запрет чиновнику на работу в госучреждениях с потерей всех социальных льгот, приобретенных ранее на госслужбе, в случае выявления коррупционных действий.

Частично – юридические императивы федерального законодательства.

Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются в публичном доступе.

В рамках сайта Правительства Пензенской области функционирует «Открытая линия губернатора», которая предназначена для информации, касающейся конкретных фактов коррупции, чиновничьей волокиты, халатности, неисполнения служебных обязанностей со стороны государственных и муниципальных служащих или превышения служебных полномочий, а также информации о фактах вымогательства в сферах образования, здравоохранения, коммунальной и других, выдачи зарплаты «в конвертах».

На сайтах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области открыты виртуальные приемные, в которых граждане и представители организаций могут оставить свои обращения, в т.ч. связанные с вопросами проявления коррупции.

С целью повышения уровня информированности, обеспечения требований, предъявляемых к проведению антикоррупционной пропаганды, в 2014 году внесены изменения в раздел «Против коррупции», размещенный на официальном портале правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», путем его дополнения рядом подразделов.

Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.

В области на постоянной основе проводится оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций органов власти Пензенской области.

Ежегодно вносятся изменения в перечни должностей государственной гражданской (муниципальной) службы Пензенской области, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Удельный вес должностей государственных гражданских служащих с высоким риском коррупционных проявлений составляет 64%.

Удельный вес должностей муниципальных служащих с высоким риском коррупционных проявлений составляет 68%.

В наиболее значимых госучреждениях имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий.

В 2014 году создано управление по профилактике коррупции и контролю правительства Пензенской области.

За 2014 год органами государственной власти Пензенской области проведено 183 проверки достоверности и полноты Сведений о доходах, представленных лицами, претендующими на замещение должностей государственной службы (далее – сведения о доходах).

Органами местного самоуправления Пензенской области в 2014 году проведены 120 проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими Пензенской области. В результате проверок в отношении 110 служащих установлены факты представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, 100 служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая вред коррупции.

За 2014 год управлением государственной службы и кадров Правительства Пензенской области проведено 10 вводных семинаров-тренингов для лиц, впервые поступивших на государственную службу Пензенской области, обучено 103 государственных гражданских служащих Пензенской области.

В период представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управлением государственной службы и кадров правительства Пензенской области проведено девять семинаров-тренингов, направленных на повышение грамотности служащих при заполнении справок о доходах, расходах. В семинарах по порядку представления сведений о доходах, расходах приняли участие 500 служащих Пензенской области.

Проведено четыре специализированных углубленных семинара-тренинга для служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, в том числе два - посредством видеоконференции.

В целях обеспечения соблюдения служащими законодательства о государственной гражданской службе проведен обучающий семинар, в том числе затрагивающий вопросы противодействия коррупции, с охватом более 120 государственных гражданских служащих аппарата губернатора и правительства Пензенской области.

В период с 29 мая по 10 июня 2014 года по программе повышения квалификации «Механизмы противодействия коррупции и профилактика коррупционных правонарушений в государственной гражданской службе» обучено 25 государственных гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

В период с 20 по 31 октября 2014 года по программе повышения квалификации «Антикоррупционные механизмы в деятельности органов местного самоуправления» обучено 29 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

В рамках реализации Антикоррупционной программы Пензенской области в 2014 - 2020 годах проведено 10 однодневных семинаров-тренингов, обучено 340 государственных гражданских служащих Пензенской области.

Эффективным направлением просвещения является консультирование государственных служащих по вопросам профилактики коррупции. С этой целью определен порядок обращения для получения индивидуальной консультации, а также установлены приемные часы ответственных лиц.

Сведения о консультировании размещены для открытого доступа на информационном стенде в правительстве Пензенской области, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Против коррупции».

В разделе «Часто задаваемые вопросы» сайта организовано дистанционное консультирование в режиме «вопрос-ответ».

За 2014 год консультативная помощь государственным гражданским служащим Пензенской области оказана в 857 случаях.

За 12 месяцев 2014 года впрофессиональных образовательных организациях Пензенской области в сфере просвещения и воспитания по вопросам борьбы с коррупцией проведено:

- 46 совещаний директоров и начальников отделений с коллективами;

- 28 заседаний советов учебных заведений;

- 486 классных часов с обучающимися;

- 39 встреч студентов с сотрудниками Правительства Пензенской области, правоохранительных органов, общественных организаций;

- 79 бесед с выпускниками 2014 года.

Проводится необходимая работа, направленная на привлечение институтов гражданского общества к антикоррупционной деятельности.

Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, гражданское общество, которые обнародуют случаи коррупции и проводят расследования.

С целью обеспечения информационной открытости деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления используются возможности телевидения, радио, печатных изданий.

В 2014 году в областных и районных СМИ опубликовано 252 статьи и репортажа антикоррупционной направленности, на местном телевидении показано 67 сюжетов, в сети Интернет на официальных сайтах размещено 572 информации.

Во взаимодействии со средствами массовой информации осуществляется непосредственное общение должностных лиц с населением. Так, еженедельно, на базе ГАО ПО «Информационный центр «Пензенская правда» организуются и проводятся «прямые линии», в ходе которых не только рассматриваются обращения и жалобы (в т.ч. связанные с коррупционными проявлениями) граждан и представителей организаций, но и происходит общение в рамках антикоррупционной пропаганды, проводятся консультации по разрешению различных ситуаций, которые могут носить коррупционный характер. До участвующих в личном приёме граждан доводится информация об антикоррупционной деятельности, принимаемых мерах по снижению уровня коррупции, а также обсуждаются проблемы по данному направлению, пути их решения. Отчет о проведенных мероприятиях еженедельно публикуется в областной газете «Пензенская правда».

В целях формирования целостной системы общественного контроля за деятельностью исполнительных органов власти Пензенской власти, предупреждения и пресечения коррупционных проявлений создан и функционирует Совет общественности при губернаторе Пензенской области.

Госслужащими декларируется все, что касается финансовых расходов и доходов за весь прошлый год:

– полный заработок, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от движимого и недвижимого имущества, гонорары;

– финансовые и иные доходы, полученные от неправительственных организаций;

– оплата транспортных и связанных с ними расходов;

– подарки, полученные от любых лиц и организаций, в том числе в виде оплаты транспортных расходов, питания, проживания в гостиницах, угощения в ресторанах, различных развлечений;

– финансовые и иные обязательства, задолженности по ним;

– соглашения и договоренности с различными организациями о возможной работе в них или для них и многое другое.

Органами государственной власти и органами местного самоуправления Пензенской области обеспечено своевременное размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах и предоставление этих сведений СМИ.

Регламент «Что нельзя делать чиновнику» (Сингапур):

- Принимать любые награды от любого члена общества в качестве платы за услугу;

- Принимать подарки за уклонение от действий;

- Принимать плату за проявление или не проявления расположения кому-либо против долга;

- Намерено допускать ошибки в официальных документах, а также делать лживые и неверные заявления;

- Принимать подарки, приглашения на обед или совместные развлечения от любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях;

- Заниматься какой-либо внеурочной работой или коммерческой деятельностью без письменного разрешения властей;

- Принимать вознаграждение за свои услуги от кого-либо в качестве платы за свои профессиональные обязанности;

- Принимать вознаграждение  или компенсацию от любого поставщика за внеурочную работу по надзору за его проектом;

- Вкладываться в бизнес любого предпринимателя, с которым чиновник состоит в официальных связях;

- Принимать комиссионные и откаты от поставщиков, оказывающих услуги;

- Соглашаться на предложения по бесплатному обслуживанию в личных делах (помощь с транспортом, реконструкцией) от любого лица, с которым чиновник имеет дела;

- Вступать в неформальные отношения с любым лицом, с которым чиновник имеет официальные отношения, и проявлять фаворитизм;

- Принимать предложения отправиться в заграничную поездку от поставщиков под прикрытием повода обучения или обзора заграничной продукции;

- Проводить официальные встречи или переговоры на территории поставщика или в публичных местах, если нет причины для этого;

- Посещать офис или дом любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях;

- Занимать деньги (открыто или тайно) у поставщика, с которым чиновник состоит в отношениях;

- Позволять поставщику оплачивать свои счета или займы;

- Давать личным интересам перевешивать служебный долг;

- Наносить вред правительству, например, давая советы поставщику по использованию лазеек в контрактах.

В целях реализации подпункта «а» пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы принято постановление Губернатора Пензенской области от 04.04.2014 № 52 «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности Пензенской области, должности государственной гражданской службы Пензенской области, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».

Муниципальные правовые акты,устанавливающие порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы в Пензенской области, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, приняты во всех муниципальных образованиях Пензенской области.

В органах государственной власти и органах местного самоуправления Пензенской области определены уполномоченные структурные подразделения (ответственные лица) по приему уведомлений о получении подарков, а также проведены разъяснительные мероприятия по соблюдению служащими ограничений, касающихся получения подарков.

В каждом органе государственной власти образованы и действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

Деятельность комиссий регламентируется правовыми актами, утвержденными в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

В целях всесторонней оценки действий служащего и объективности принятия решения к работе комиссии привлечены независимые эксперты.

За 2014 год органами государственной власти Пензенской области проведено 29 заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. Был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, указанные в декларации, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.

Компетенция законодательной власти РФ.

Как видим из приведенного экспресс-анализа, матрица практик Пензенского региона в значительной степени отвечает практикам стран-лидеров мира в вопросах построения превентивных мер на важном участке противодействия очевидному злу. Главное, чтобы эти технологии эффективно применялись на практике.

Несомненный интерес вызывают оригинальные методы борьбы с коррупцией, используемые в некоторых странах в дополнение к опубликованным.

Местная туристическая компания в Праге предлагает гостям города принять участие в так называемом «Коррупционном туре» - это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих явные расхождения в официально задекларированных доходах и качеством реальной жизни. Экскурсии не только пользуются популярностью у туристов, но и поддерживаются чешским правительством, которые обозначают коррупцию как «самое социальное зло».

В Китае, где антикоррупционное законодательство считается одним из самых жестких в мире, всех чиновников, замеченных или заподозренных в махинациях, ждет суровое наказание вплоть до смертной казни. Также практикуется отрубание рук взяткополучателям. С 2003 года было публично расстреляно 10 тысяч чиновников, чья вина была доказана, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. Несмотря на это, высокий уровень коррупции в Китае сохраняется. Это и обычные денежные взятки, и торговля должностями, и превышение полномочий, и чрезмерное использование бюджетных денег, и даже взятки в виде сексуальных услуг.

В Пакистане, который делит вместе с Россией 127 строчку в коррупционном рейтинге, проводится ежегодный общегосударственный конкурс детского рисунка. Работы победителей о «плохих дядях» публикуются на страницах специальной брошюры и даже на рекламных биллбордах.

Забавный способ противодействия коррупции в ГИБДД используется в некоторых регионах нашей необъятной родины. «Блатные» номера автомобилей (номера с повторяющимися цифрами или буквами) там выдают на авто общественного и муниципального транспорта – «скорой помощи», пожарные машины и даже мусоровозы. Как предполагается, это должно привести к снижению престижа «красивых» номеров и, соответственно, коррупции в этой отрасли.

Также интересен опыт СССР, где коррупция приравнивалась к измене родине и прямым образом трактовалась как угроза экономической безопасности государства. За данное преступление предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества, в некоторых случаях - 10 лет с конфискацией имущества.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies