Проезд на общественном транспорте в Пензе может обходиться горожанам дешевле, однако депутаты и чиновники не спешат принимать судьбоносное решение.

Уже месяц пензенцы ездят в общественном транспорте по цене, которая с 1 июня была повышена почти на треть. Были заявления о необходимости пересмотреть тариф, но пока проблема так и не решена. Итоги мониторинга пасажиропотока все еще не объявлены.

Во всей этой истории есть, впрочем, один интересный аспект, насчет которого можно порассуждать. Остается открытым вопрос о возможности компенсации разницы между тарифами из городского бюджета. Напомним вкратце, о чем идет речь.

Утвержденный чиновниками предельный тариф может отличаться от проездного. Каким будет последний, решают сами перевозчики. Единственное ограничение — он не должен превышать законом установленный предел. В Пензе разницы между двумя этими тарифами нет. Перевозчики взяли, что называется, по-максимуму.

При этом частники не раз утверждали, что готовы снизить цену на проезд, если власти города компенсируют им межтарифную разницу — так называемый «выпадающий доход». Подобные компенсации, к примеру, действовали в отношении МУП «ППП».

На онлайн-брифинге, проходившем в ИА «Пенза-Пресс» в начале мая, зампред правительства Пензенской области Валерий Беспалов поспешил разрушить надежды перевозчиков и горожан на развитие ситуации по подобному сценарию.

«Вы — частное предприятие. Если вы сами устанавливаете себе провозную плату ниже тарифа, то вы сами себе и компенсируете эту разницу. Это ваше решение, больше ничье», — сказал чиновник представителям компании-перевозчика.

Валерий Беспалов был категоричен и даже чересчур. Перевозчики не раз отмечали, что если в Пензе компенсация межтарифной разницы не предусмотрена, то в других городах она осуществляется — и вполне успешно. По одной простой причине — есть законодательная база. Там же, где ее нет, частники вынуждены либо нести расходы, либо как-то их оптимизировать — зачастую за счет пассажиров.

Есть и третий вариант, но это, скорее, прецедент, нежели повседневная практика. Произошел он в 2012 году в Ростове-на-Дону, где выпадающие доходы компенсировались только муниципалам. Поставленная в неравные условия, одна из частных компаний-перевозчиков обратилась в УФАС. Рассмотрев все представленные доводы, антимонопольный орган признал, что администрация города действительно нарушила законодательство. В Пензе такой вариант развития событий уже невозможен просто из-за того, что в городе отсутствует муниципальный перевозчик.

Из этого вовсе не следует, что субсидировать частников у нас в принципе невозможно. Об этом на майской сессии Гордумы намекнул депутатам и замглавы администрации Пензы Сергей Симонов, представлявший доклад о концепции развития общественного транспорта в Пензе. Впрочем, сказано это было как бы между делом и впроброс, так что вряд ли кто-то из народных избранников этот месседж услышал.

Хотя нет никакого секрета в том, что первый шаг в этом направлении должна сделать именно Гордума. Достаточно обратиться к Бюджетному кодексу РФ. В статье 78 Кодекса отмечено, что субсидии юридическим, физическим лицам и ИП предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, связанных с их деятельность по производству товаров, работ и услуг.

Источниками субсидий могут выступать бюджеты всех уровней, в том числе и местного. В этом случае порядок выделения субсидий определяется решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним постановлениями местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Организация транспортного обслуживания населения, согласно Уставу города Пензы, отнесена к вопросам местного значения. Тем не менее, депутаты, среди которых — гендиректор двух городских компаний-перевозчиков, все медлят. Хочется верить, что не потому, что им нет дела до ситуации с городским транспортом — эта тема поднимается на сессиях Гордумы с завидной регулярностью, а, скорее, из-за возможностей бюджета, которые крайне невелики. Согласно последним принятым поправкам, прогнозируемый бюджетный дефицит составляет 471, 4 млн рублей. До маршруток ли сейчас?

Мы считаем, что более чем. Когда проезд в общественном транспорте одномоментно вырастает на треть, это называется не просто пересмотр тарифа. Это — серьезная социальная проблема, которая так или иначе требует своего решения. Поведение чиновников в сложившейся ситуации и будет являться индикатором на наличие совести.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies