Несмотря на потраченные бюджетные деньги, городская среда Пензы по-прежнему не приспособлена для инвалидов-колясочников, считают представители федеральных и местных организаций, защищающих права людей с ограниченными возможностями.

«За два дня мы не встретили на улицах города [Пензы] ни одного человека, передвигающегося в кресле-коляске. Мы предполагаем, что со значительными препятствиями люди с инвалидностью сталкиваются уже при попытках выбраться за пределы своих домов и дворов», – такое впечатление осталось после посещения Пензы в сентябре этого года у членов инициативной группы «Город без преград».

Организация базируется в Казани и занимается, в том числе, оценкой доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями в городах Поволжья.

Город (без) преград

Перечень замечаний, изложенных в открытом письме «Города без преград» к главе администрации города Юрию Кривову (имеется в распоряжении редакции), заставляет сомневаться, что доступная среда для инвалидов в Пензе вообще существует.

По словам активистов, большинство перекрестков не оборудованы съездами на проезжую часть. Там же, где они есть, перепады высот превышают 1,5 см – обязательный норматив, установленный сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

«Мы сделали несколько фотографий – вот недавно отремонтированный тротуар у драмтеатра без каких-либо съездов для людей с инвалидностью. Или вот съезд на проезжую часть на улице Московской [на пересечении с ул. М. Горького] – там перепад высот - около шести сантиметров, вместо положенных полутора», – рассказывает координатор инициативной группы «Город без преград» Искандер Ясавеев.



Многие магазины, торговые центры, кафе, учебные заведения в Пензе, по его наблюдению, не оборудованы пандусами, а тактильные и контрастные поверхности, необходимые для передвижения инвалидов по зрению, отсутствуют.

Между тем, на создание условий для передвижения инвалидов в Пензе только за последние три года было выделено более 28 миллионов рублей. Такова сумма финансирования долгосрочной целевой программы «Доступная среда города Пензы на 2013-2015 годы».

Согласно документации, размещенной на сайте мэрии, целями программы являются создание для инвалидов беспрепятственного доступа к социально значимым объектам и определение потребности в установке пандусов, поручней и подъемников для доступа к жилым помещениям.

Тот факт, что на многих перекрестках нет даже простых съездов для колясочников, в мэрии объясняют тем, что большинство тротуаров в Пензе построено до 2001 года, когда нормативного регулирования на этот счет не существовало.

«В настоящее время при строительстве, реконструкции тротуаров проводятся мероприятия по обустройству их пандусами в соответствии с требования СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Ответственными за выполнение требований являются собственники объектов, подлежащих строительству и реконструкции», – сообщается в ответе мэрии на открытое письмо инициативной группы «Город без преград». Копия документа за подписью замглавы администрации Пензы Юрия Ильина имеется в распоряжении редакции.

Искандер Ясавеев называет этот ответ отпиской. Объяснения, подобные этому, организация получала ранее из мэрий Казани, Саратова и Самары.

«Достаточно просто посмотреть на снимки. Соблюдение свода правил – это такое лукавство. Речь идет об общественном пространстве, о городских улицах – конечно, это дело городской администрации, и за этим нужен тщательный контроль», – считает собеседник.

Доступная среда?

За последние два городская среда не стала доступнее для людей с ограниченными возможностями, соглашается главный редактор журнала «Доступный мир» Дмитрий Васьков.

«Не более 10% зданий, я говорю именно об объектах социальной инфраструктуры, адаптированы для нужд инвалидов. Жилые дома в расчет я не беру. Пандус там появится только если в доме живет колясочник.

Когда после аварии я перестал ходить, то судился с врачами. И вот, приезжаю в суд, а суд сам не оборудован пандусом. Представляете? Абсурдная ситуация», – говорит Дмитрий Васьков.



Формально, если магазин или любое другое здание, которое можно отнести к социальной, инженерной, транспортной инфраструктуре, не оборудовано пандусами и поручнями, то его руководство можно заставить это сделать в судебном порядке – по ст. 9.13 КоАП. В системе «РосПравосудие», к примеру, можно обнаружить более трех тысяч судебных решений, вынесенных по этой статье. Очень часто они удовлетворяют требования инвалидов или представителей прокуратуры. На нерадивых хозяев магазина налагается штраф (для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч). Дальше дело, как правило, не идет.

«Судебный путь эффективен, он приносит результаты, но это происходит очень медленно. Мы выиграли суд у собственника здания, в котором расположена одна из городских аптек. Сама хозяйка – из Москвы. Она сразу попросила у суда отсрочку [исполнения решения] до начала 2016 года, потому что подъемник стоит полмиллиона. Мы и так судимся больше года. Нам даже не вернули наши деньги [затраченные на процесс]», – рассказывает руководитель пензенской региональной общественной организации «Благо Дарю» Дмитрий Кузьмин.

По его словам, из 11 исков, поданных общественной организаций, суд удовлетворил три, и во всех трех случаях собственники помещений пока не исполнили решения суда.

«Сколько не прохожу по городу, ни разу не видел, чтобы люди на колясках ездили одни. Всегда кто-то помогает. А чтобы колясочник мог заехать самостоятельно на тротуар – такое у нас фактически не возможно. Объектов, которые сделаны так, чтобы было удобно людям с ограничениями, в Пензе – единицы. Я был недавно в парке, зашел в один из аттракционов, а там элементарно поручней даже нет. Я сказал об этом администратору. Знаете, что мне ответили? – «А зачем вы вообще сюда ходите?» – добавляет Дмитрий Кузьмин.

Опыт соседних с Пензой городов тоже доказывает, что за право свободно передвигаться по городу инвалиду приходится бороться. Только в этом случае можно добиться локальных сдвигов.



Как говорит Искандер Ясавеев из «Города без преград», за последние годы в Казани стали обустраиваться перекрестки, съезды на проезжую часть.

«Удается добиваться каких-то изменений, но обеспечить доступность [городской среды для инвалидов] пока не получается», – говорит собеседник.

По мнению Дмитрия Васькова, решить проблему доступности среды можно только в том случае, если власти пересмотрят подход при взаимодействии с инвалидами.

«Я считаю, большая ошибка нашей власти в том, что она пытается все время давать инвалидам льготы. Мы же всегда говорим: дайте нам равные права. Но, как сказал мне один наш областной депутат, ты же понимаешь, равные права стоят дороже», – говорит Дмитрий Васьков.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies