Заведующий диспансерного отделения пензенской областной наркологической больницы Илья Лан рассказал о том, чем опасна зависимость от «синтетических» наркотических средств.
«В годы юности перед человеком стоит задача цельного осознания себя, своего места в мире и обществе. Линиями развития этого периода являются: озадаченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», «что мне нравится»; необходимость найти себя, свое предназначение, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.
Состояние современного наркорынка таково, что цена любопытства напрямую приравнялась к стоимости человеческой жизни.
На наркорынок пришли так называемые дизайнерские, синтетические наркотики. Их действие подобно взорвавшейся бомбе, заложенной террористами. Термин «наркотерроризм» приобрел новое качество. Теперь наркотики – это не только механизм для зарабатывания денег, а в случае с синтетическими каннабиноидами – это оружие массового поражения.
Основные критерии наркорынка синтетических каннабиноидов (спайсов):
1. доступность и дешевизна;
2. молодой возраст потребителей;
3. невозможность проверить наличие наркотика в быту (абсолютная невозможность определить существующими в продаже тест-системами присутствие в организме синтетических наркотиков в домашних условиях);
4. доминирование над другими наркотиками (на смену опиатным наркоманам приходят лица, употребляющие синтетические наркотики);
5. быстрый поражающий эффект (быстрая и часто необратимая деградация личности буквально от нескольких употреблений, порой больные сообщают о том, что им дали попробовать, и дальше они очнулись голыми на больничной койке и с катетерами во всех местах).
В последние годы среди групп риска набирают популярность так называемые «курительные смеси», в состав которых входят синтетические каннабимиметики. Компоненты этих смесей до недавнего времени не входили в списки контролируемых веществ.
Главная опасность - в том, что синтетические наркотики в организме практически не метаболизируются, то есть не разрушаются, и очень медленно выводятся. Возможно, что полностью не выводятся никогда. Одна, казалось бы, мизерная доза (0,01 г.) может действовать более трех суток.
Один из пациентов, проходивших у нас реабилитацию, описывал страшные последствия даже кратковременного употребления такого наркотика. Спать невозможно. После даже одной дозы бессонница может продлиться до трех суток, а в период «марафона», многократного многодневного потребления, - до двух недель. Активность зашкаливает.
Большинство зависимых не рассматривают современные синтетические психоактивные вещества как наркотики. Им нравится их психостимулирующий эффект, ощущение мощнейшей эйфории на высоте интоксикации (наркотического опьянения), собственной мнимой «состоятельности», «всемогущественности» как в социальной сфере, так и в сексуальной.
В болезненном состоянии пациенты считают себя «спортсменами», «героями-любовниками», «удачливыми бизнесменами», в том числе мирового масштаба, строят нереальные планы обогащения. Современные синтетические наркотики-психостимуляторы, каннабимиметики («соли», «спайсы») вызывают различные по продолжительности психические расстройства, напоминающие такое тяжелое заболевание, как шизофрения, т.е. шизофреноподобный психоз.
Эти состояния развиваются как на высоте токсического опьянения, в случае даже незначительной передозировки вещества, так и на фоне отмены длительного приема данных психоактивных веществ. Когда пациенты в течение достаточно непродолжительного периода времени переносят несколько таких психозов, зачастую развивается глубокий дефект личности, ведущий к грубой социальной дезадаптации потребителя, выраженным патологическим изменениям личности и инвалидизации пациента по причине развития психического заболевания.
В остром состоянии непосредственно после употребления наркотика на первый план выступает бред преследования, обуславливающий актуальное содержанию болезненных переживаний поведение пациентов. Некоторые переживают галлюцинации, связанные с нападением насекомых-паразитов. Психическое состояние таких пациентов характеризуется выраженным психомоторным возбуждением и агрессией.
На выходе из острого состояния они частично забывают то, чем занимались и что говорили в психозе, не верят, что так себя вели, и убеждаются в реальности происходящих с их участием событий только после бесед с родными, непосредственно наблюдавшими их болезненное состояние и нелепое поведение, либо только после предоставления самими родственниками фото – и/или видеозаписей их поведения.
Потребители этих веществ в состоянии наркотического опьянения испытывают жуткий «нечеловеческий» страх, им кажется, что их хотят убить, их преследуют и так далее. В таком состоянии они совершают неконтролируемые и противоправные действия. Чаще всего их доставляют специализированные бригады скорой медицинской помощи из отделений полиции либо из общественных мест в связи с неадекватным асоциальным поведением. В таком состоянии они создают угрозу и для себя, и для своего окружения. В июле 2012 года молодого мужчину доставили в отделение сотрудники ОВО УМВД по г.Пензе, сняв с памятника «Глобус» на ул. Суворова, где он расположился в одних трусах.
В результате даже кратковременного приема «синтетики», в первую очередь, расстраивается работа аппарата мышления, появляется резонерство (бесплотное мудрствование, «философствование»). Пациенты, много месяцев назад прекратившие прием «солей», «спайса», по-прежнему не в состоянии сосредоточиться на теме беседы. Грубо нарушается память, особенно страдает оперативная, кратковременная. Практически необратимо расстраивается сон. У пациентов, прекративших употребление «синтетики», физиологический сон не появлялся в течение многих месяцев и становился нормальным только после проведения специального медикаментозного лечения.
Выход, с моей точки зрения, один – профилактика, то есть предупреждение подобных состояний на этапе интереса к наркотическим веществам! Получение удовольствия от самопознания и познания окружающего мира через медитацию, физическую культуру, чтение художественной и научно-популярной литературы, активный досуг (охота, рыбалка, картинг, скалолазание, туризм), творческое самовыражение (живопись, строительство мебели, танец, занятия вокалом)».