Пензенский областной суд признал 31-летнего Михаила Леонтьева виновным в жестоком двойном убийстве Марии Липилиной и Рамиля Кадышева, а также в разбое, краже и незаконном ношении оружия. Обозреватель ИА «Пенза-Пресс» Александр Поляков разбирался в обстоятельствах уголовного дела.
Оглашение приговора по резонансному делу заняло у судьи Владимира Симонова чуть больше часа. Все это время Михаил Леонтьев, одетый в теплый спортивный костюм и перчатки, провел в «аквариуме», отвернувшись от телекамер и фотоаппаратов журналистов.
Суд признал его виновным по всем четырем пунктам ранее предъявленного обвинения – в двойном убийстве по предварительному сговору, разбое, краже и незаконном ношении огнестрельного оружия. Свои преступления, как былоустановлено, Леонтьев совершал из-за корыстных мотивов.
В 2011 году Михаил Леонтьев вышел из тюрьмы, где отсидел год и три месяца. В 2010-м он проходил в качестве фигуранта по делу об убийстве 22-летней Ирины Алешиной. Девушка была задушена, после чего ее труп сожгли. В преступлении частично признался друг Леонтьева, Максим Мельниченко, который утверждал, что действовал в состоянии аффекта. Сам же Леонтьев, обливший тело Алешиной бензином, получил тогда срок за укрывательство.
После выхода из колонии Михаил устроился в ЧОП, принадлежавший его брату, а в 2012 году вложился в рыбоводческий бизнес отца, который вскоре стал приносить прибыль. Но в скором времени у него начались проблемы с деньгами.
В 2013 году он стал активно набирать кредиты и долги. Занял сначала 300 тысяч рублей у знакомой, потом, у нее же, – еще 850 тысяч. Одну за другой стал оформлять ссуды в банках. По состоянию на май 2014 года на Леонтьев «висело» четыре займа на 600 тысяч рублей. Еще 150 тыс. рублей была должна банкам его жена.
В ноябре 2013 года Леонтьев перестал выплачивать долги. В этот же период он совершил одно из своих преступлений – 12 ноября обворовал дом священника в с. Воскресеновка Пензенского района.
Как рассказывал на суде знакомый Леонтьева, живший в том же селе, Михаил не раз интересовался у него, где живет настоятель и, главное, много ли у него денег. В следующий свой визит он показал приятелю пакет, предварительно сказав, что «зашел в гости к попу». В пакете лежали панагии, архиерейские кресты, цепочки из драгоценных металлов – всего на сумму 110 тысяч рублей. Леонтьев попросил спрятать украденное, но приятель отказался, сказав при этом, что вряд ли все, что лежит в пакете, – из золота. Как впоследствии установила экспертиза, предметы культа были выполнены из сплавов драгоценных металлов и меди. Это значило, что продать их было бы крайне сложно.
19 апреля 2014 года пакет с частью украденного был подброшен к дому священника. Остальным преступник распорядился по своему усмотрению.
К маю 2014 года с финансами у Леонтьева стало совсем туго. Как отметила гособвинитель Надежда Акулова, именно в мае он должен был погасить большую часть долга. Свое самое тяжкое преступление – убийство Марии Липилиной и Рамиля Кадышева – он совершил в этом же месяце.
В преступлении, кроме Леонтьева, принимал участие его друг детства – Сергей Косолапов, с которым Михаил очень тесно общался все последние годы.
Родственники Косолапова отмечали, что дружба с Леонтьевым сделала Сергея очень скрытным: он пропадал на долгое время из дома, отключал телефон, перезванивал с чужих номеров.
В феврале 2014 года у него тоже начались серьезные проблемы с деньгами. Сожительница Косолапова утверждала, что им пришлось съехать со съемной квартиры, и какое-то время Сергей даже ночевал в своем «Фольксвагене». Он тоже взял несколько кредитов в банке (на сумму 50 тыс. рублей), занял деньги у Леонтьева. Средств все равно не хватало. Когда Сергей в очередной раз пришел к другу с просьбой одолжить ему еще немного, Леонтьев достал пистолет и сказал, что раз нужны деньги, пусть берет оружие и идет их добывать. Через несколько часов, правда, он одумался и забрал пистолет. Но уже скоро они пустили оружие в ход.
Их жертвами стала 30-летняя Мария Липилина, которую Леонтьев наглядно знал, и ее друг, 29-летний Рамиль Кадышев. Убийц интересовали украшения Марии, которая она очень любила. В тот день на ней было семь золотых колец, браслет, цепочка, подвески – на общую сумму 64 тысячи рублей.
Обстоятельства роковой встречи, которая произошла днем 8 мая, равно как и точное место совершения преступления, следствию установить не удалось. Известно, что в тот день Мария и Рамиль ехали на машине последнего (Kia Cerato Kupe) и где-то в Пензенском районе встретили Леонтьева и Косолапова.
Преступники выстрелили один раз в голову Кадышеву и дважды в его спутницу. Сняв с девушки украшения и взяв ключи от автомобиля Kia, они сбросили тела в овраг, прикрыв их ветками и строительным мусором.
Пока полиция и добровольцы искали пропавшую пару, преступники избавлялись от похищенного. 12 мая Косолапов отвез драгоценности ювелиру, который заплатил за них 18 тысяч рублей. Их Сергей сразу же отдал другу в счет погашения долга. С машиной все оказалось гораздо сложнее. Как отметила гособвинитель Надежда Акулова, авто оказалось очень редкой модификации. Его сложно было продать и, к тому же, оно привлекало излишнее внимание.
Днем 13 мая один из друзей Кадышева случайно заметил машину, когда проезжал мимо села Лебедевка. Несмотря на то, что регистрационный знак был снят и закреплен за радиатором, он смог разглядеть одну из цифр номера, которая совпадала с номером автомобиля Рамиля. Мужчине показалось странным, что водитель не поприветствовал его морганием фар, как обычно делал Кадышев. Приблизившись, он смог разглядеть за рулем мужчину в медицинской маске.
Видимо, когда преступники поняли, что заработать на машине не получится, они решили сжечь ее. 26 мая оплавленную Kia Cerato обнаружили в лесу у села Старая Каменка.
Примерно в это же время Сергей Косолапов перестал выходить на связь с родственниками. 30 мая он появился на пруду у гостиницы «Ласточка» с пистолетом и гранатой. Полицейским, которые приехали на место, мужчина, находившийся на тот момент под действием наркотиков, заявил, что на нем «висят» два трупа и что он устал жить с сознанием этого. Косолапов требовал, чтобы к нему привели его друга, Леонтьева, который также причастен к совершению преступления. Он даже несколько раз звонил ему, но, услышав голос Сергея, тот отключил телефон.
Полицейским не удалось заставить Косолапова сложить оружие. Нарисовав схему, где спрятаны трупы, он выстрелил в себя, после чего подорвался на гранате.
Тела убитых нашли только 22 июня. Брат Рамиля Кадышева, исследовавший местность, указанную в схеме, нашел тот самый овраг, а в нем – скелетированные и частично мумифицированные останки. В сентябре, обследуя местность, криминалисты нашли личные вещи потерпевших, которые были закопаны в землю.
После инцидента 30 мая Леонтьев начал скрываться – ночевал у друзей, нигде не задерживался подолгу. Когда в его съемную квартиру на улице Рахманинова пришли хозяева, он, убегая, выпрыгнул из окна, очевидно приняв их за полицейских. Преступника задержали только 3 июля. С собой у него был 9-миллиметровый пистолет.
Доказательства вины Леонтьева и Косолапова были обнаружены в багажнике машины последнего: там лежали куртки со следами от выстрелов, камуфляжные брюки со следами крови, медицинские маски и маски с прорезями для глаз, на которых эксперты найдут следы пота и слюны убийц.
Несмотря на это, в ходе суда Леонтьев отрицал свою вину по трем из четырех пунктов обвинения, кроме статьи о незаконном ношении оружия, которое, по его словам, передал ему Косолапов.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что Михаил Леонтьев виновен по всем статьям обвинения.
«С учетом вышеизложенного, основываясь на принципах законности и справедливости, суд считает, что исправление и перевоспитание подсудимого Леонтьева возможно только в условиях изоляции от общества, поскольку менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания […] По совокупности преступлений путем частичного сложения наказания окончательно назначить Леонтьеву наказание в виде лишения свободы на срок 23 года с отбытием наказания в колонии строгого режима с ограничением свободы на срок один год шесть месяцев.
Меру пресечения Леонтьеву до вступления приговора в законную силу оставить прежней – заключение под стражу. Срок отбывания наказания Леонтьеву исчислять с 1 декабря 2015 года с зачетом срока отбывания наказания с 3 июля 2014 по 30 ноября 2015 года», – зачитал приговор судья Владимир Симонов.
Кроме того, Леонтьев заплатит 2,5 миллиона рублей в качестве возмещения морального ущерба: по одному миллиону – родителям Рамиля Кадышева и мужу Марии Липилиной, а также 500 тысяч рублей – ее матери. В качестве возмещения материального вреда осужденный заплатит 552,5 тыс. рублей семье Кадышевых и 112 тыс. 150 рублей – семье Липилиных.
Приговор не вступил в законную силу.