print_r(EVAL)
Class: None | Type: Unknow | Function: eval
File: /var/www/www-root/data/www/penza-press.ru/functions/func.common.php(147) : eval()'d code line 37
Array
(
    [temp] => +12
    [weatherType] => ясно
    [image] => https://yastatic.net/weather/i/icons/blueye/24/skc_n.png
)
Погода
ясно
+12 оС
21:56
30.09.2020г.
Коробков: Благодаря спасенным фото, есть что показать потомкам

Коробков: Благодаря спасенным фото, есть что показать потомкам

За три с лишним года через мои руки прошло огромное количество снимков города, улиц, домов, людей, фото, отражающих важные исторические события, такие как приезд императора Николая Второго в Пензу или торжественное открытие бюста М. Ю. Лермонтова в Нижнем гулянии, снятое с соборной колокольни.

Все эти фотографии в разной степени представляют интерес для краеведов и коллекционеров, но в одном они схожи - в них есть то, чего уже нет. Это застывшие мгновения исчезнувшего мира. Погружаясь в атмосферу, царящую в обыденных кадрах, можно представить, какой был запах и набор звуков на улице города, какие мысли владели обывателями на этих выцветших фото. Сколько еще удивительных вещей можно заметить, если внимательно рассматривать сохранившиеся и дошедшие до нас изображения?

Кому-то может показаться, что фотографий дореволюционной жизни Пензы много, ибо «светопись» в нашей губернии появилась аж в 1860-х годах, и с тех пор уж, наверное, недостатка в снимках провинциальный город не знал.

Это как посмотреть, так как поначалу занятие это было дорогостоящим, и фото производились исключительно в стенах ателье мастера. По этим фотокарточкам можно было судить лишь о костюмах пензяков и моде того времени. А снимать что-либо вне мастерской было делом хлопотным, и поэтому таких снимков, датированных 1870-1880 годами - просто по пальцам перечесть.

Чаще всего на них можно встретить панорамные виды города с заречной стороны или город с высоты соборной колокольни. Что примечательно - чем старше фотография, тем меньше народу на улицах. Разгадка этого явления оказалась очень простой – выдержка, необходимая для полноценного отпечатка, составляла несколько секунд и движущиеся объекты попросту не успевали «засветиться» в кадре.

Еще отличительной чертой ранних фотоснимков можно считать нарисованые глаза. Не пугайтесь - ничего страшного: просто для выразительности взгляда фотограф сам подрисовывал зрачки своим клиентам. Также стоит отметить, что по желанию фотографию могли раскрасить акварельными красками и сделать ее цветной.


 
Ближе к двадцатому веку фотодело приобрело массовый характер и стало переходить из рук профессионалов к любителям.

Появились чисто семейные снимки, больше походившие на бытовые зарисовки: где все домочадцы сидят за столом возле самовара или на лесной лужайке с трофеями в виде убитого зайца или другого зверя. С возникновением открытого почтового письма виды города и другие сюжеты разносились по всей империи и за ее пределы, и теперь иногда с удивлением выкупаешь редчайшие открытки Бог весть за сколько километров от Пензы.

Берешь в руки этот кусок бумаги или картона и понимаешь, что он старше тебя в три или четыре раза. И что очевидцев тех событий уже давно нет на этом свете, и есть только он - молчаливый свидетель, который терпеливо ждет своего слушателя. А терпеть порой этому кусочку бумаги приходилось многое. Состояние огромного числа уникальных снимков заставляет вздрогнуть.

Есть и обгоревшие, есть и пораженные плесенью и покоробившиеся от сырости. Есть настолько выцветшие, что такие изображения можно спасти только с помощью Фотошопа. Много рваных и мятых фотографий, со следами кнопок и гвоздей. Часть из них были вырваны из семейных альбомов, с масляными пятнами или супа - каждая шестая, встречаются и изъеденные жучком и пострадавшие от детских рук с цветными карандашами.

Часто на фото двадцатых и тридцатых годов замазаны или вырезаны портреты опальных правителей и лица «врагов народа». Короче, что не фото, то судьба страны в миниатюре.

Помимо самих фотографий, существуют еще и негативы. Ничего удивительного - скажете вы, но негативы негативам рознь, и раньше они делались на стеклянных пластинах.

Так что сохранившийся стеклянный негатив - само по себе чудо и большая редкость! У меня есть два таких стеклышка, на них можно видеть любительский снимок демонстрации 20-х годов на улице Розы Люксембург (ныне Лермонтова) и то, что мне удалось их отсканировать - это большая удача, так как напыление по краям вспучилось и от любого прикосновения осыпалось.

Химреактивы, использовавшиеся для фотографий, были с примесью серебра и те части фотографии, где его оказывалось слишком много (в тенях), по истечении многих лет окислялись, и поверхность приобретала зеркальные свойства. Но это - не беда для бережного и умелого владельца, устраняется этот «недостаток» простой смоченной ваткой.

Но попадаются и почти «мертвые» фотографии, которые лежали годами на чердаке в сыром месте и пыли. Спасти их почти не представляется возможным, так как пыль и грязь под действием влаги въедаются в саму ткань фотоотпечатка и оттереть ее можно только вместе с ним... Такие фотографии, чтобы они возымели печатный вид, приходится почти заново рисовать на компьютере. Труд этот адский и держится на чистом энтузиазме.

Посчастливилось мне посмотреть почти все собрание фотодокументов краеведческого музея – материал великолепный, но, к сожалению, недостаточно хорошо разобранный (подписи носят общий характер и мало говорят о содержимом конвертов).

Ну, это все  - дела музейные, а сколько лежит по шкафам и чердакам? Почти в каждой семье хранятся старинные фотографии с родственниками, имена которых со временем уже, может быть, даже позабылись. Да и родственники у всех разные - у кого-то простые мещане и крестьяне, а ведь были и дворяне, и купцы, были инженеры и архитекторы, которые могли себе позволить намного больше.

В таких семейных архивах можно встретить как частные снимки улиц города, так и групповые фото уважаемых граждан. А это уже, поверьте мне, непростые фотографии и их второе «появление на свет» с великим вниманием ждут как краеведы, так и коллекционеры. Благодаря таким увлеченным людям город сохраняет свою историю в фотодокументах, и нам будет с чем сравнить день сегодняшний и показать молодым, как красиво умели жить их предки.

Денис Коробков, художник, увлекающийся историей Пензы

Заметки об истории Пензы можно найти здесь — http://penza-press.ru/penza

Источник фотографии: фото и открытки - из коллекции Д. Коробкова
Читайте также:
Кирилл Застрожный стал гостем нового выпуска «Темы дня»
20:49
Пензенская область – на предпоследнем месте в ПФО по уровню наркопреступности
17:59
Новости СМИ2

Эксклюзив

×
Телеканал Экспресс
Радио Экспресс