13.01.23
Эксклюзив
Поделиться

Мнения пензенских журналистов о качестве современных СМИ. Часть первая

13.01.23
Поделиться

В рамках Дня российской печати, который отмечается 13 января, информационное агентство «Пенза-Пресс» провело серию блиц-опросов с известными пензенскими журналистами, чтобы узнать, что они думают о качестве современных региональных СМИ, подготовке молодых кадров и перспективах развития сферы. Мнения опытных работников медиасферы мы отразим в двух публикациях. В данном материале приводим первую часть ответов.


Каждому предлагалось ответить на три вопроса:

1. Что вы думаете о современной пензенской журналистике, ее уровне и качестве?

2. Как оцениваете качество современной подготовки журналистов в вузах? Чего не хватает и как можно улучшить работу? Вообще нужно ли специальное образование для работы в СМИ?

3. Как вы считаете, в каком направлении будет развиваться журналистика: упор будет сделан на аналитику или уход в новостной контент?

В своем опросе мы предлагали принять участие представителям разных видов СМИ. Блоки с ответами расположены в алфавитном порядке по фамилии спикера.


Владислав Болякин, начальник службы радиовещания ГТРК «Пенза» – филиала ВГТРК

Ответ на вопрос №1: «Пензенская журналистика развивается, как и любая сфера нашей жизни, у которой есть будущее.Возможно, у некоторых возникают трудности, ну как же без них. Преодолевая их, они двигаются дальше.

О хорошем уровне журналистики говорит, в частности, то, что темы, которые поднимают пензенские журналисты, востребованы у местной аудитории, читателей, зрителей. Кроме того, публикации, сюжеты, программы пензенских СМИ берут в эфир федеральных каналов, в полосы общероссийских изданий и т. п. Не говоря уже, что программы и публикации пензенских журналистов становятся призерами и победителями всероссийских конкурсов.

Пензенские СМИ идут в ногу со временем, и не только по темам, но и в целом, если говорить об освоении новых современных средств аудиовизуализации и донесения информации, например, вводятся подкасты и видеотрансляции радиостанций в интернете.

Но развиваться есть куда, нужно работать над ошибками. Порой неточность в информации или несоответствие фактам могут испортить все впечатление от сюжета, публикации или программы».

Ответ на вопрос №2: «Что касается подготовки специалистов для СМИ, то базовый уровень выпускники получают хороший. Это видно, в частности, по студентам и выпускникам, которые работают в нашей ГТРК. Хотя приходится сотрудникам и «попотеть», понервничать при работе с ними. Но бывают и очень перспективные молодые журналисты, таких бы побольше.

Специальное образование для работы в СМИ в нашем современном мире необходимо. Многие  мэтры пензенской журналистики не имеют диплома журналиста или специалиста СМИ. И это им не мешает создавать популярные программы или писать актуальные статьи. Однако в настоящее время все-таки желательно, чтобы в редакции приходили люди с определенной базовой подготовкой. А далее все зависит не только от способностей, но, может быть, даже настойчивости и упорства в освоении профессии.

В качестве предложения: считаю, что надо пензенским журналистам регулярно организовывать курсы повышения квалификации, какие были ранее, лет 30-40 назад. Мастер-классы, которые организуют, нужны, несомненно, но, наверное, недостаточны. Нужно более длительное время, чтобы научиться чему-то новому».

Ответ на вопрос №3: «Востребованы будут и новости, и аналитика. Информация, оперативно доставленная до аудитории, - это продукция номер один в СМИ. Думаю, что популярность  новостей не уменьшится. А роль аналитики, особенно профессиональной, только возрастет. И здесь есть над чем работать. Все-таки нам пока не хватает по некоторым темам людей, специалистов, которые бы доступно, популярно прокомментировали события в Пензенском регионе, дали прогноз, объяснили суть происходящего, детально разобрали проблемы. Найти таких  людей, которые есть в нашем  регионе и работают необязательно в органах власти, - это  одна из насущных задач пензенских журналистов».


Владимир Вержбовский, заместитель главного редактора еженедельника «Молодой ленинец» (ООО «Издательство «Наш дом»).

Ответ на вопрос №1: «Я приведу один пример для понимания. В свое время известный тележурналист пензенской государственной телерадиокомпании Дмитрий Вишневский в прямом эфире (а раньше на пензенском ТВ были только прямые эфиры) сказал: «Я прошу всех, кто смотрит сейчас нашу программу, выключить свет». Улица Ленинградская мгновенно погрузилась во тьму. Да, тогда, возможно, и на телевидении был единственный канал, и газеты было всего две, но журналистов знали по именам. Когда люди открывали издания, они искали материалы тех авторов, которые им нравились.

Я ни в коей мере не хочу ничего худого сказать о коллегах, но, наверное, нашей сегодняшней местной журналистике есть куда расти. Как-то посерела вся местная журналистика за редким исключением.

Причин этого очень много. Так называемая независимая журналистика по сути исчезла. Кто говорит, что ни от кого не зависит, лукавит. Так или иначе телеканалы, газеты, интернет-издания выполняют определенный заказ. Есть масса платных материалов, есть так называемая скрытая реклама, есть запретные темы. Все это, конечно, сказывается на журналистике.

Если вспомнить эпоху гласности и 90-е годы, когда можно было писать и говорить практически обо всем, тиражи газет росли вверх, у телевизионных программ рейтинги были бешеные. Когда же сегодня по всем каналам говорят об одном и том же, все газеты пишут одно и то же, как-то скучно».

Ответ на вопрос №2: «Качество подготовки сегодняшних журналистов, если говорить честно, оцениваю негативно. Причин здесь несколько. Вообще качество образования сильно упало. Мы шутим у себя в коллективе, что приходящие на практику студенты, которые хотят быть журналистами, в простейших словах делают по четыре ошибки. Это, в первую очередь, претензии к школе.

Второй момент. Может, я утрирую, но мне кажется, что преподаватели, которые сегодня в нашем вузе готовят журналистов, в большинстве своем никогда не работали в СМИ. Есть, конечно, исключения, но их не так много.

И в целом, я считаю, выучиться на журналиста очень сложно. У человека все-таки должен быть природный талант для работы в этой сфере, отшлифовать его как раз помогают преподаватели вузов, профессионалы-журналисты, которые всегда готовы делиться опытом. Чтобы не быть голословным, скажу, что у нас в редакции есть супержурналист Геннадий Марченко, который по образованию - машинист. Все, чего он достиг, - результат самообразования, но главное – искра божья в душе. Можно научить человека писать «информашки», но если нет тяги к журналистике, к писательству, то, как ни трудись, наверное, толку большого не будет».

Ответ на вопрос №3: «Журналистика будущего – это журналистика, которая дает пошаговую инструкцию читателям в тех или иных вопросах. Например, практически в каждом номере нашей газеты мы даем разъяснения по вопросам жилищно-коммунальной сферы, потому что с ними так или иначе сталкивается каждый.

Всегда будут интересны истории, их только нужно уметь правильно преподать: не писать, что в таком-то году произошло что-то, а рассказывать о конкретных людях через события. Людям всегда интересны публикации о детях, животных. И, как это ни печально, все любят подглядывать в замочную скважину, чтобы узнать, что происходит у другого, и заглядывать в чужой кошелек. Все эти тренды, темы, несмотря на происходящие изменения, всегда будут востребованы. Я не верю, что умрут все газеты. Какие-то наверняка выживут, но, конечно, все идет к переходу потребления информации из Сети».


Валентин Мануйлов, главный редактор газеты «Улица Московская», директор Института региональной политики, кандидат философских наук.

Ответ на вопрос №1: «Ввиду того, что я работаю в сегменте печатной журналистки, могу говорить только о прессе. Конечно, о качестве своей журналистики я хорошего мнения, потому что за это отвечаю, я формирую и определяю содержание каждого выпуска. Что касается других изданий, то иногда я их читаю и иногда мне что-то нравится, иногда думаю, что мы бы сделали это иначе. Но я стараюсь в этом направлении слишком много не размышлять».

Ответ на вопрос №2: «В последние пять-восемь лет к нам не приходят на практику студенты. Почему – я не знаю. Поэтому говорить о качестве сегодняшней подготовки не могу. Единственное, прошлым летом к нам пришел на практику молодой человек, и мы его оценили положительно. Править его приходилось, но очень мало. Он умеет делать репортаж, схватывает задание, и я бы сказал, что он практически готовый автор. После практики он у нас работает как внештатный корреспондент. Ему еще нужно набивать руку, а мне – чаще давать ему задания. Является ли это результатом подготовки в вузе или это просто талантливый парень, я не знаю. Думаю, что это просто талантливый парень.

Я бы рекомендовал начинающим авторам, студентам делать разборы текстов. Это могут быть литературные произведения, например, можно взять Александра Пушкина «Историю села Горюхина», рассказы Ивана Бунина, тексты дореволюционных авторов, опубликованных в газетах, а также журналистов, которые работают сейчас. Это помогает выработать свое мнение и отношение, посмотреть, как автор выразил идею, какие приемы использовал, оригинальность подачи, выделить, что понравилось, а  что нет. В свое время мне помог именно разбор текстов дореволюционных изданий. Также, думаю, следует чаще приглашать в вузы пишущих журналистов, чтобы те рассказывали о своем опыте.     

Если говорить о том, нужно ли специальное образование для работы СМИ, я бы сказал: необязательно. Из трех журналистов, которые работают сегодня у меня на штатной основе, один человек имеет образование по направлению «Связи с общественностью», второй – филологическое («Русский язык и литература»), третий – программист. Я их оцениваю как равнозначных авторов.

Я думаю, что тем, кто учится на специальности «Журналистика», не хватает практической работы. Не очень понимаю, зачем четыре года учить теорию, если можно сразу, поступив на специальность, определить человека в какое-нибудь СМИ. Начиная с первого курса, студент будет понемногу вникать в профессию.

Ответ на вопрос №3: «Газета «Улица Московская» имеет репутацию издания аналитического, и временами у нас получается неплохой новостной контент. Просто-напросто мы не даем все подряд. Например, мы первыми опубликовали новость о гибели во время спецоперации лидера пензенской ОПГ «Олимпия» Сергея Максименко. Были новости, связанные с громкими арестами и задержаниями. И на нас ссылаются другие СМИ.

Мы не даем новости, например, о падении машины с моста, о том, что женщина перевела 600 тысяч рублей мошенникам. Это не профиль нашего издания. Если и будем писать на эти темы, то какую-то аналитику.

Что касается других СМИ, то в текущих условиях, когда возникла проблема с рядом соцсетей, местные интернет-ресурсы, скорее всего, будут развиваться. Но как? Если они будут транслировать пресс-релизы, думаю, что мало кому это будет интересно, если будут развиваться за счет подготовки самостоятельных новостей, это более правильно. Я думаю, что текущие условия также послужат развитию печатной прессы».


Наталья Наземнова, редактор издания «Земляки. Пенза» (входит в состав холдинга «Пензенская правда»), ранее была корреспондентом ТАСС, главным редактором информационного интернет-портала «ПензаИнформ» и работала в ряде других СМИ.

Ответ на вопрос №1: «Считаю, что качество современной пензенской журналистики стремительно падает. (…) Его уже нельзя назвать таким ярким, как несколько десятков лет назад, когда в эпоху конкуренции появились телеканал «Экспресс», «11 канал» (телеканал «Наш дом», входит в телерадиокомпанию «Наш дом»), радио «Экспресс» и другие коммерческие радиостанции. Здоровая конкуренция порождала среду. Заполнить программами собственного производства 24-часовой эфир мог позволить себе не каждый регион, а в Пензе это успешно делали. Я помню, как в начале 2000-х в Пензенскую область хотели зайти многие успешные издательские дома. Но они говорили, что не могут этого сделать из-за плотного местного контента, аудитория была воспитана так, что смотрела местное телевидение, читала пензенские газеты.

Я могу назвать имена Федора Самарина, Юрия Самарина, Николая Булавинцева, Дмитрия Вишневского. Много был учителей, крепких журналистов, которые могли научить, это была «золотая» эпоха пензенских СМИ.

Сейчас все сводится к рерайту. Многие редакции, которые работают на информационном поле, говорят: мы вообще не занимаемся журналистикой, мы делаем рерайт. И для меня это достаточно странно, потому что аудитории не нужны переписанные пресс-релизы. Она хочет получать информацию, полезный контент, размышления».

Ответ на вопрос №2: «Что касается качества образования современных пензенских журналистов, то считаю, что оно тоже страдает. Совместно с Пензенским госуниверситетом мы делаем проект «Школа юного журналиста». Он работает не один десяток лет, и журналисты, которые задействованы в нем, отмечают, что интерес у старшеклассников к работе в СМИ растет, но потом люди поступают в университет, приходят на практику, и их стремление падает. Это печально. Не могу сказать, почему такое происходит.

Я считаю, что настоящий журналист рождается в редакции под руководством наставника. Мне кажется, что должно быть больше практики.

Специальное образование нужно, потому что это не просто профессия, это одна из важных сфер человеческой жизни. Мы являемся связующим звеном между официальными источниками и нашими читателями. Чтобы выполнять функцию правильно и доносить информацию корректно, журналист должен научиться ремеслу. Недостаточно просто красиво писать или хорошо выглядеть на экране, выходить в эфир с красивым лицом в хорошем костюме. Представителю профессии важны аналитический склад ума, чуткость, ум, умение видеть истории, наличие дара рассказчика.

Задача журналиста - увидеть в каждом сюжете проблему завтрашнего дня и попытаться донести до аудитории и до власти возможные пути ее решения. Для этого нужно вникать в разные сферы, разбираться в основах местного и федерального законодательства, экономике, спорте, культуре. Мы всегда работаем для других, чтобы люди узнавали правду и получали достоверную информацию».

Ответ на вопрос №3: «Я всегда рассказываю студентам, что все, что происходит в стране, отражается  и на журналистике. Раньше была авторская журналистика, сегодня такой формат доверительной беседы с читателем просто невозможен, потому что сама жизнь стала стремительнее, потоки информации расширились. Сегодня читателям нужно утром встать с хорошими новостями, получить максимально быстрые и короткие объяснения того, что происходит в мире, узнать экономические сводки, понять, что будет через неделю. И желательно, чтобы ему рассказали об этом в интернете голосом, дали QR-код на законодательство, инструкцию, как действовать здесь и сейчас. Потому, на мой взгляд, журналистика будет развиваться в сторону больших информационных блоков, которые будут поданы в максимально понятной форме. Журналисты завтрашнего дня – это аналитики, которые умеют рассказать просто о сложном.

И вторая тенденция, которая стала очевидна: читатели соскучились по добрым историям. Не зря так развиваются «Дзен», авторские каналы, люди начали читать газеты. Судя по нашему сайту (газеты «Пензенская правда»), люди склонны дочитывать истории, даже если это большие тексты, лонгриды. Им важно узнать про чувства, понять судьбы других людей». 




Читайте также из рубрики Эксклюзив:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies