14.09.22
История Пензы
Поделиться

Иоанно-Предтеченский монастырь: краеведы приблизились к разгадке одной из тайн пензенской истории

14.09.22
Поделиться
Группа краеведов-энтузиастов считает, что приблизилась к разгадке одной из тайн пензенской истории, связанной с поиском местонахождения первого пензенского монастыря, Иоанно-Предтеченского. Из-за ряда исторических обстоятельств он был фактически стерт с лица земли 300 лет назад по указу Петра I.

Местонахождение Иоанно-Предтеченского монастыря, который был на территории Засурья (ныне – Ахуны), являлось предметом поисков многих краеведов. Но обнаруженные ими исторические факты не просто не проливали свет на решение загадки, но и порой еще сильнее запутывали поиски.

Все имеющиеся данные, документы и версии решила проверить группа энтузиастов, в которую вошли Заслуженный работник культуры Пензенской области Александр Дворжанский, научный сотрудник краеведческого музея Любовь Иванова и библиотекарь Мария Лебедева. Все они живут в Ахунах и так или иначе занимались изучением вопроса.



300-летняя тайна

Точная дата образования Иоанно-Предтеченского монастыря неизвестна. По одним данным, он появился до строительства крепости Пенза. Об этом, например, в своей книге «По храмам Пензы» пишет Евгений Белохвостиков:

«Предтеченский Богородице-Одигитриев мужской монастырь возник, скорее всего, в 1660-х гг. (к 1674 г.), в урочище Белая гора за Сурой. Версия о его основании в 1570-х гг. бездоказательна. Здесь было два деревянных храма: Предтеченский и Боголюбский, освященный в 1718 г. (вероятно, взамен храма, посвященного Божией Матери Одигитрии)».

Но есть информация о том, что монастырь возвели практически одновременно с появлением крепости. Так, в «Памятной книжке Пензенской губернии. ...на 1864 год» говорится, что «в одно время с построением крепости основан был за Сурою мужской монастырь, называвшийся Иоанно-Предтеченским Засурским».

Как бы то ни было, его создали до Троицкого женского и Спасо-Преображенского мужского монастырей. По мнению краеведа Ивана Антонова, в эти места пришли монахи и стали обращать в христианство жившую здесь мордву. Точное местоположение неизвестно, в исторических документах есть указание, что это было на Белой горе: «Находился он в Сурском Большом лесу, в 6 верстах от гор. Пензы», - говорится в «Справочной книге Пензенской губернии. ... на 1899 год».

Но что такое Белая гора? 

Также в книге статистика, исследователя монастырей Василия Зверинского указано, что монастырь находился «на Белой горе неподалеку от нынешней Мочаловской мельницы» (описание конца XIX века). Но с учетом того, что русло Суры менялось, установить и этот ориентир проблематично.

Чем жил монастырь и как он развивался - никаких данных, зато есть много информации о том, что стало началом его конца.


Антихрист

В 1722 году монах Предтеченского мужского монастыря Варлаам, которого в миру до пострига звали Василием Левиным, пришел на Базарную площадь Пензы и, забравшись на крышу торговой лавки, произнес крамольную речь. Он назвал Петра I антихристом и обвинил в пагубности проводимых реформ, казни сына - царевича Алексея, говорится в «Пензенском хронографе».

Дело в том, что Варлаам был увлечен распространяемыми страрообрядцами убеждениями о конце света, пришествии антихриста и подмене истинного царя.


Монаха после случая на Базарной площади арестовали и отправили в Москву, где после пыток обезглавили. Заспиртованную голову Варлаама затем привезли в Пензу и поставили на всеобщее обозрение. Из-за этого скандального случая также казнили попов Глеба Никитина и Ивана Степанова, игумена Михаила и старца Предтеченского монастыря Иону.

4 февраля 1723 года Святейший Синод распорядился монастырь закрыть и разобрать до основания. Церковь перевезли в Спасо-Преображенский мужской монастырь, туда же перевели и монахов: «1724 г. По челобитью города Пензы Спасскаго Преображенскаго монастыря игумена Ионы, велено из г. Пензы из Предтечева монастыря старую церковь Предтечевскую, разобрав, перевесть на Пензу в Спасский монастырь и в том монастыре построить вновь церковь во имя Иоанна ж Предтечи для монахов болящих» («Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Кн. 2», 1904).


Версии

Историей монастыря интересовались многие местные краеведы. Понятно, что в царской России акцентироваться на скандальной истории, порочащей монаршую честь, не хотели. Поэтому народная память о Иоанно-Предтеченском монастыре со временем была стерта.

По нашим данным, не проводилось серьезных археологических экспедиций и в советское время. Тому тоже есть объяснение – СССР был атеистическим государством. Но известно, что второй секретарь Пензенского обкома КПСС Георг Мясников лично интересовался этой темой. Вот что он писал в своих дневниках: «12 марта, 1980 год. …можем получить интересный свод преданий и легенд о времени поселения сел, их названиях и т.п. Меня мучает Предтеченский монастырь. Дал задание лесникам искать это место [...]».

Судя по всему, поручение было негласным, потому что дано именно работникам лесной службы, а не археологам. Но что могут найти не обученные для этого люди, когда культурный слой за два столетия уже достаточно приличный? Видимо, никаких открытий они действительно не сделали, потому что других упоминаний Предтеченского монастыря в дневниках Георга Васильевича нет.

Сегодня есть несколько версий о возможном местонахождении монастыря. Первая – та, что выдвигал краевед Иван Антонов. Он считал, что храм располагался на участке между современной улицей Сплавной и Старой Сурой в Ахунах. Это место именовалось как Игуменский хутор, и здесь были найдены клад серебряных монет, серебряная иконка Сергея Радонежского, крестики.


Но с этой версией категорически не согласен краевед Александр Дворжанский.

«Это, конечно же, неверно. В непосредственной близости от Суры, русло которой проходило в то время именно здесь, и река поэтому была намного полноводнее, никто бы устраивать монастырь не решился – слишком большая опасность затопления в паводок», - отмечает он.

Александр Игоревич считает, что здесь могло быть подворье Спасо-Преображенского монастыря, так как ему отдали земли Иоанно-Предтеченского.

Версия вторая связана с формулировкой «Новый Афон», которая сохранилась в народе. Так жители Ахун называют место в районе «Русской охоты». Эту местность обследовала научный сотрудник краеведческого музея Любовь Иванова.

Она опиралась на сохранившиеся дневниковые записи историка Бориса Гвоздева от 24 июля 1924 года: «Был на месте, где, по прежним предположениям, находится Предтечев монастырь, в местность, называемую «клады». Место обнесено с двух с половиной сторон канавой, а с одной стороны - овраг. В середине небольшое местечко огорожено жердками, уже обрушившимися, в середине этой изгороди - столб (тоже повален), на нем была деревянная икона. Местность довольно дикая, есть несколько ям неправильной формы. Необходимо произвести хотя бы маленькие раскопки. «Клады» находятся дальше т. н. «Нового Афона», нужно идти вдоль канавы налево, перейти грань Молошниковского леса. По словам проводников, местность «Белая Гора» около Ахун существует приблизительно в 1 версте вверх по Суре».


Любовь Иванова считает, что речь идет о нынешних Бурчихинских склонах.

«По всем документам складывается так, что именно там мог находиться один из первых пензенских монастырей. Там есть склон, который может и быть той Белой горой. Плато обнесено канавами. Там есть ямы, которые, возможно, монахи могли использовать для хранения своих запасов, добычи камня. Для пропитания много грибов и ягод. Рядом – Сура, родники, которые могли быть источниками воды. Пока сказать нельзя об этом точно. Это лишь предположения», - говорит Любовь Николаевна.


Чтобы проанализировать данные, группа энтузиастов 5 сентября отправилась на место. По их словам, территория действительно была подходящей для строительства монастыря. Но, чтобы проверить все, Александр Дворжанский вместе с провожатым Сергеем Шибаевым 8 сентября решил все еще раз сверить с записями историка Гвоздева. Он пытался найти путь, которым почти сто лет назад шел исследователь.


«Вот и упомянутая им «канава», круто спускающаяся вниз с обрыва. От нее – налево, вдоль обрыва, по территории, изрытой ямами. Это, несомненно, и есть местность «клады». Это карстовые воронки, - рассказывает о своем маршруте Александр Игоревич. - Следующий ориентир из описания Гвоздева – «грань Молошниковского леса». Ахунский лес разбит на кварталы, которые, возможно, и не менялись: какими были до революции, такими и остались. Граница квартала – и есть грань, она отмечалась столбом с зарубкой.

Грань леса Молочниковой была, видимо, важным ориентиром (в данном случае столб, располагаясь у самого обрыва, фиксировал угол ее лесного участка). И неслучайно в советское время тут был установлен бетонный столб, являющийся геодезическим знаком, который сохранился до настоящего времени. Осталось только перейти эту грань, как подсказывает нам Борис Гвоздев.

И мы снова очутились на том же самом месте, где были 5 сентября. Получается, что Предтеченский монастырь, основанный на Белой горе, был именно здесь».




Молитва

Местные энтузиасты 10 сентября провели в этом месте субботник. 

И 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, престольный праздник Предтеченского монастыря, более 20 прихожан ахунского Никольского храма отправились туда и прочитали молитву великому пророку, крестившему Иисуса Христа. В этих местах она звучала впервые за многие столетия, рассказывает Александр Дворжанский.



«Через несколько месяцев исполняется 300 лет с момента, как на Белой горе погас огонь возносимой к Богу непрестанной молитвы. И спустя три столетия на предполагаемом месте Предтеченского монастыря вспыхнула искорка, свидетельствующая, что эта страница нашей истории не исчезла из народной памяти», - говорит краевед.

Конечно, факт нахождения на Бурчихинских склонах Иоанно-Предтеченского монастыря еще предстоит подтвердить, проведя археологическую работу. Нужны материальные подтверждения предположения ахунских историков-энтузиастов. Если это так, то эта находка может открыть новую главу в истории Пензы.

Елена Юсупова


Читайте также из рубрики История Пензы:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies