В этом году «Экспресс» отметил круглую дату – ему исполнилось 30 лет. Информационное агентство «Пенза-Пресс» завершает цикл публикаций об истории телерадиокомпании. Героями нашего третьего, заключительного материала стали те, кто развивает медиахолдинг сегодня.
Антон Шаронов
С 2021 года – генеральный директор ГАУ ПО «Медиахолдинг «Экспресс».
«Мне поступило предложение возглавить медиахолдинг в 2021 году, когда в Пензенской области исполняющим обязанности губернатора был назначен Олег Владимирович Мельниченко. Люди из его команды мне предложили поработать руководителем.

На тот момент я работал в Москве во Всероссийской Ассоциации развития местного самоуправления. Я обрадовался возможности вернуться в родной регион.

Более того, я всегда относился к «Экспрессу» как к своему детищу, потому что в бытность моей работы с Василием Кузьмичом Бочкаревым в должности руководителя пресс-службы я очень много взаимодействовал именно с этой телерадиокомпанией, она в тот момент была частной. Мы совместно запускали и реализовали очень много проектов.

На моих глазах «Экспресс» рос и развивался. Это были нулевые годы, когда у него еще не было даже собственных здания и студий. Он располагался в помещениях на ул. Володарского, где сегодня находится министерство сельского хозяйства Пензенской области.

На моих же глазах происходило переселение «Экспресса» в здание, где мы сейчас работаем, на ул. Маркина, 1. Раньше это был ДК «Авангард». В советские годы он принадлежал дизельному заводу и был построен хозспособом. На рубеже нулевых его состояние было плачевным, но благодаря команде Сергея Викторовича Васянина, который в то время возглавлял телерадиокомпанию, здание привели в порядок: на месте старого кинозала оборудовали студийный павильон, появились офисные помещения.

Более того, я как представитель губернатора Пензенской области участвовал в заседаниях федеральной конкурсной комиссии, когда ТРК выиграла радиочастоту, на которой и по сей день вещает радио «Экспресс».

Назначение руководителем медиахолдинга было вполне логичным: медиасфера была значительной частью моей профессиональной деятельности. Я работал в средствах массовой информации с 2000 года: был редактором еженедельника «Любимый город» в Пензе, потом перешел на работу в пресс-службу губернатора области. После я работал главным редактором в редакции пензенского выпуска «Комсомольской правды», а также в Роскомнадзоре, который тоже тесно связан с деятельностью масс-медиа. Также у меня есть опыт преподавания в высшей школе, связанный с этой сферой.

Кроме того, костяк всего творческого коллектива «Экспресса» мне был хорошо знаком. Некоторые из тех, кто тут работает или работал на 2021 год, — мои старые друзья, которых я знаю даже не один десяток лет. Так что для команды мой приход не стал неожиданностью.

Я помню первый день работы, когда меня назначили исполняющим обязанности. Я попросил Людмилу Викторовну Коломыцеву собрать коллектив. В оговоренное время пришел, сел в кресло и сказал: «Ребята, я теперь ваш начальник». И на многих лицах я увидел облегчение, чувство радости, потому что, когда приходит человек понятный и знакомый людям, такие достаточно болезненные для коллектива вещи, как смена руководства, воспринимаются намного легче. Поэтому не было периода нарабатывания первичного авторитета.

Конечно, было много проблем, связанных с культурой редакционной работы, кадрами, потому что, откровенно говоря, здесь были люди, которые не хотели работать, привыкшие за десятилетия к достаточно тяжелой жизни на маленькую зарплату, когда не было ни финансовой, ни кадровой устойчивости. Такие периоды некоторых людей мобилизуют, а некоторых — расхолаживают: за крохотную и нерегулярную зарплату они выкладываться не хотят. К сожалению, кто-то привык так жить, и какие бы деньги, условия труда им ни предложили, работать по-другому они уже не будут. Безусловно, с кем-то пришлось попрощаться. Но я, как воспитанник управленческой школы Василия Бочкарева, в кадровом вопросе никогда не машу шашкой направо и налево. Всегда необходимо предоставить человеку шанс проявить себя, дать аванс, создать нормальные условия. Если человек продолжает демонстрировать нежелание работать, тогда с ним без сожаления прощаемся.

Первой задачей, которую нужно было решить, стало повышение заработной платы до конкурентного уровня. Эксплуатировать людей нельзя и злоупотреблять энтузиазмом неправильно. Второй вопрос был связан с техническим переоснащением и приобретением новых средств производства. С одной стороны, нам очень сильно помогли государственные инвестиции, с другой стороны, необходимо было выстроить эффективную работу нашей коммерческой службы, которая призвана привлекать средства от приносящей доход деятельности: и реклама, и агентское вознаграждение, и производство контента на заказ — то есть все услуги, которые мы, в соответствии с нашим уставом, можем продавать на открытом рынке.

Я считаю, что до моего прихода коммерческой службы по сути и не было, потому что я обнаружил ее в достаточно плачевном состоянии. Тот объем средств, которые она собирала, не позволял сводить концы с концами. В целом тратилось больше, чем зарабатывалось, копилась кредиторская задолженность. Это экономическая модель, которая вела в никуда.

Благодаря тому, что мы привлекли новые кадры, вернули к нам в медиахолдинг Ольгу Александровну Виноградову, которая здесь в разное время работала именно коммерческим директором и делала это достаточно неплохо, нам удалось заново возродить эту службу. Таким образом, нам уже фактически второй год удается сводить положительный баланс по приносящей доход деятельности. Теперь мы зарабатываем больше, чем тратим, что позволяет нам стабилизировать финансовое состояние нашего предприятия. Сегодня мы с уверенностью можем смотреть в будущее, а я как руководитель могу спать спокойно.

«Сегодня мы с уверенностью можем смотреть в будущее, а я как руководитель могу спать спокойно».
Что касается технического оснащения – проблема заключалась в том, что с 2011 года, когда был уволен Сергей Викторович Васянин, и частный «Экспресс» переживал период смены директоров, не было ни политической воли руководства, ни свободных денег для того, чтобы регулярно обновлять средства производства. Это касается всего, начиная от специального программного обеспечения и заканчивая тем, с чем работают наши операторы. Это капиталоемкая сфера, потому что потребовалось сразу много дорогостоящего оборудования.

Большой студийный павильон, который представлял собой просто ужасное зрелище, попадая в кадр, производил удручающее впечатление. Мне это очень не нравилось. Поэтому мы за достаточно короткий промежуток времени, спасибо нашей финансовой и хозяйственной службе, сумели привлечь и государственные, и собственные средства, чтобы все обновить.

Обновленное оборудование и программное обеспечение улучшает и само качество продукта, того, что мы называем картинкой, уменьшает количество необходимого рабочего времени, которое нужно потратить на производство единиц контента.

При всем этом мы не должны стоять на месте, потому что телевидение – это сфера, которая должна постоянно развиваться. По моему мнению, как минимум раз в пять-шесть лет необходимо обновлять качество картинки и применять технологические приемы, которыми пользуются более передовые коллеги. И те средства, которые мы зарабатываем уже самостоятельно, дают нам возможность в перспективе, не нагружая областной бюджет, постепенно уйти от практики революционных, глубоких технических перевооружений и сделать их постоянным процессом, который будет более плавным, но идти постоянно.

Хочу отметить: сейчас рейтинги телесмотрения говорят нам о том, что телеканал «Экспресс» по объему своей аудитории не уступает, а в некоторых случаях даже неплохо конкурирует с телевизионными проектами из первого и второго федеральных мультиплексов. То есть наш канал в определенные промежутки времени смотрят больше людей, чем некоторые общероссийские. Я считаю, это очень большое достижение нашей творческой команды, оно базируется на профессиональном подходе, на творческом энтузиазме.

У такого успеха две составляющие: производство наших собственных программ и трансляция того, что мы закупаем у Национального телевизионного синдиката. То, что мы делаем сами, — в основном информационный, развлекательный и публицистический контент, который интересен именно жителям Пензенской области. Это тот информационный продукт, который люди потребляют с целью идентифицировать себя в окружающей реальности, понимать, где они живут, что происходит в регионе, в городе, и следить за теми процессами и теми явлениями, которые интересны конкретной целевой аудитории. Это касается спортивных, краеведческих программ, развлекательных проектов, рубрики в утреннем шоу, программы о животных и так далее. Все это базируется на том, что все-таки мы ориентируемся именно на местную аудиторию.

А закупить, конечно, можно всякое, в том числе то, что смотреть никто не будет. И здесь, опять-таки благодаря профессионализму наших продюсеров и программного отдела, мы приобретаем именно то, что попадает в нашу аудиторию и поддерживает интерес к телеканалу, разогревает зрителя перед выходом тех программ, которые мы самостоятельно производим.

Что касается новостей – это именно тот продукт, ради которого и существует региональное телевидение. Это основная сфера нашего вещания, ежедневная, которая отнимает максимум трудовых и временных ресурсов.

На нынешнем этапе творческая конкуренция в сфере новостного вещания сильно затруднена прежде всего тем, что ежедневная событийная повестка не такая богатая и не такая разнообразная. Соответственно, журналисты не могут показывать одно и то же с разных сторон, потому что в принципе это невозможно. Гоняться за одними и теми же новостями и показывать их в трех-четырех вариантах, мне кажется, безумно. Поэтому мы на сегодняшний день и пошли по пути творческой конвергенции и кооперации с телекомпанией «Наш дом».

Ввиду того, что учредитель у нас один и тот же — государство, нам стало проще договариваться и находить точки соприкосновения, в том числе в части редакционной политики. В остальном они хозяйственно, юридически независимые, с собственной коммерческой службой на рынке, и мы до сих пор с ними конкурируем. Я хочу это подчеркнуть. То есть нет никакого треста по продаже рекламы на государственном телевидении, на государственных радиостанциях. Коммерческое соперничество осталось, оно никуда не денется.

Некоторые сотрудники перешли с «11 канала» на «Экспресс». Я слышал от менеджеров, которые туда пришли после смены руководства, что они увидели плачевную ситуацию, связанную со сферой оформления трудовых отношений, зарплатами и налоговыми отчислениями. Были достаточно большие проблемы. А здесь появилась возможность поменять место работы, и коллеги, которые работали на «11 канале» и намучились с экономической нестабильностью, ею воспользовались.

По рассказам, там была достаточно нервозная обстановка в коллективе и во взаимоотношениях с руководством. Мы предложили наиболее уважаемым коллегам перейти на работу к нам, и, хочу сказать, были достаточно серьезные переговоры. Смысл всей этой истории с приобретением контрольного пакета акций «11 канала» заключался именно в том, что мы взяли к себе творческих людей оттуда, не только журналистов, но и операторов и монтажеров. До того, как там сменился собственник, это было невозможно.

«В ближайшие десятилетия не будет поставлена под сомнение необходимость государственного телевидения и электронных средств массовой информации в Пензенской области».
Я хочу рассказать секрет: мы постоянно вели работу по переманиванию оттуда кадров, но там была своеобразная организационная культура, которая сплачивала людей внутри «11 канала» именно на идее какого-то противостояния «Экспрессу», как с темными силами, которые постоянно мешают развиваться. А потом коллектив увидел, что люди, которые говорили о необходимости этого самого противостояния, просто продали свои акции и ушли оттуда. Люди поняли, что никакой «войны» на самом деле не было. Те, кто сверху говорил о необходимости сплочения на этой почве, получается, стали организационными релокантами по отношению к собственной телерадиокомпании, которую они якобы строили.

Люди не являются цепными собаками, которые должны сидеть на одном месте работы, где им не платят, где их не ценят. И произошел массовый исход «11 канала» на «Экспресс». Я очень благодарен этой исторической ситуации, потому что на сегодняшний день наш коллектив – самый сильный, он состоит из специалистов, из творческих работников, которые действительно прошли несколько десятилетий профессиональной школы. И я считаю, что уровень наших коллег не уступает лучшим региональным телерадиокомпаниям, да и некоторым федеральным тоже.

Я, конечно же, каждый день смотрю новости. Чтобы поддерживать и повышать уровень качества контента, у нас существуют внутриредакционные мероприятия, связанные с этапом оценки собственной деятельности: коллектив собирается и смотрит, что они произвели за определенный период времени. Разрешается критиковать себя и друг друга, чтобы в формате свободного диалога рождалась истина и улучшалась творческая составляющая. Это ведь такая работа, которая не может стать совершенной и остановиться в каком-то моменте, чтобы это была «бронзовая скульптура». Это процесс. Здесь необходимо определить золотую середину, чтобы человек не скатился к равнодушию с одной стороны, а с другой — не выгорел. Такая работа связана с расходованием и физических, и психоэмоциональных ресурсов.

Помимо телеканала «Экспресс», у нас в холдинге есть и другие медиаресурсы. Нам как государственному учреждению принадлежат права вещания радио «Экспресс» со стопроцентным собственным наполнением.

Также на базе нашего медиахолдинга начало вещание новое музыкальное радио «Монте Карло» на волне 107.5 FM. Это один из лидеров формата современной музыки для премиум-аудитории с отменным вкусом. В эфире представлена музыка мирового класса: классика джаза, поп- и рок-направления, инструментальные и классические композиции, а также проверенные хиты разных времен и лучшие новинки.

Наш флагманский интернет-продукт — информационное агентство «Пенза-Пресс». Это уважаемый, старый ресурс, который мы тоже провели через этап перезагрузки. Это связано и с организационными подходами к работе, и с редакционной политикой, и с внешним видом сайта и его функционалом, потому что он является фактически информационным порталом.

Также с недавних пор мы являемся собственниками старейшего интернет-издания области «Пенза-онлайн». Оно действует практически с момента появления Рунета и пережило несколько этапов своей жизнедеятельности. Это была свободная, немного либеральная площадка. Но получилось так, что на сегодняшний день права на это издание тоже принадлежат нашему медиахолдингу.

Мы стараемся также развести функционал двух наших интернет-площадок. Информагентство характеризуется оперативностью, беспристрастной статистической подачей информации, оно является первоисточником для газетных, телевизионных, радийных журналистов и для непосредственных потребителей контента. А «Пенза-онлайн» больше стремимся направить в сторону аналитической публицистики, связанной с глубоким анализом тех или иных социальных и общественно-политических процессов в Пензенской области. В определенной степени эта задача выполняется, но предела совершенству нет.

В целом планов, чтобы медиахолдинг становился еще больше и какие-то медиаресурсы в него входили, пока нет. На данный момент достаточно этого. К сожалению, мы ограничены законодательством и не можем расширяться бесконечно, потому что мы хозяйствующий субъект, который пользуется определенными налоговыми режимами. Ведь прирастание медиаресурсов всегда связано с тем, что увеличиваются и кадровый состав, и оборот средств.

В любом процессе есть определенные несгораемые уровни, как в компьютерных играх, переступив через которые, можно сказать, что вы уже не откатитесь назад. В развитии нашего медиахолдинга наступил такой несгораемый уровень, связанный с тем, что в ближайшие десятилетия не будет поставлена под сомнение необходимость государственного телевидения и электронных средств массовой информации в Пензенской области. Никогда не вернуться те времена, когда региональное телевидение существовало на правах какой-то падчерицы. Не придется ходить и побираться по рекламодателям, клянчить у государства, чтобы просто выживать. Наступил этап развития. Я считаю, что отката назад уже не будет.

«Экспресс» за свои 30 лет проделал большой путь. Он породил огромное количество творческих, управленческих кадров, которые работают не только в Пензенской области, но и в других регионах, в Москве, в Санкт-Петербурге. Поэтому можно с уверенностью сказать, что «Экспресс» — это не просто региональное телевидение, это базовая школа и журналистских, и управленческих кадров в сфере масс-медиа.

Наш медиахолдинг — это сильное, прочно стоящее на ногах предприятие, которое вступило в фазу активного развития. Я верю, что эта фаза продлится не один год и не одно десятилетие».


Елена Волкова
Шеф-редактор информационной службы телеканала «Экспресс». Работает в ГАУ ПО «Медиахолдинг «Экспресс» с 2020 года.
«На телевидение я пришла 31 декабря 1996 года на стажировку. Меня тогда пригласил Леонид Евгеньевич Чернев попробовать себя в качестве видеомонтажера. В феврале я уже непосредственно приступила к своим обязанностям. Какое-то время работала в монтажке, делала новости, авторские программы. Затем мне предложили стать корреспондентом. Так я оказалась в информационной службе, которую через несколько лет возглавила. Редактором программы «Наши новости» я была до 2002 года. Потом на некоторое время рассталась с телевидением, но через несколько лет вернулась и стала заниматься любимым делом – новостями.

Но так сложилось, что с «11 канала» пришлось уйти. В 2020 году пришла в медиахолдинг «Экспресс», о чем ни разу не пожалела. Очень дружелюбный коллектив, все всегда готовы помочь, ответить на какие-то вопросы, которые возникают у любого человека на новом месте. На мой взгляд, новостной службе тогда не хватало немного строгости: каждый делал по-своему, и нужно было привести все к единому знаменателю. Я считаю, что это получилось.

Мое главное требование к подчиненным — не относиться работе наплевательски. Потому что это машина, и если из нее одна гаечка выпадает, то она ломается, работает плохо. Я не люблю, когда к делу относятся спустя рукава. Все остальное можно исправить.

«Сегодня «Экспресс» — это лучшая команда журналистов, которая когда-либо была на пензенском телевидении».
На мой взгляд, сегодня «Экспресс» — это лучшая команда журналистов, которая когда-либо была на пензенском телевидении. Есть и опытные корреспонденты, и молодые, и это отлично работает. Я считаю, что это прекрасно, потому что, к сожалению, нет в Пензе хорошей школы журналистики. Все, по сути, делается на опыте и интуиции, а здесь собрались компетентные люди, которые делятся друг с другом информацией, опытом, умениями. Чтобы получился качественный продукт, нужно любить этот продукт. Как когда ты готовишь какое-то блюдо, оно не выйдет вкусным, если ты не хочешь его готовить. Так и свой телевизионный продукт нужно любить.

У каждого журналиста должна быть самоцензура. Он сам обязан проверять информацию, при этом делать это оперативно. Событие совершилось, через час рассказ о нем уже должен быть на экране. Пока человек едет со съемок, он может по дороге писать текст. Благо, сейчас позволяет техника все это делать. Мы имеем возможность включаться с места событий непосредственно: когда корреспондент рассказывает о происходящем в прямом эфире. Если раньше, 20-25 лет назад, мы приезжали, вставляли кассету в магнитофон, долго-долго ее крутили... То сейчас все намного быстрее в техническом плане. Поэтому если мы говорим об оперативности, то скорее подразумеваем, что нужно быстро соображать. Журналист должен быть умным, целеустремленным, честным, порядочным и очень работоспособным. Как известно, новости на любом телеканале — это главный продукт.

Разумеется, идеально получается не всегда. Но мы очень стараемся, чтобы каждый день зритель включал программу «События» и прекрасно понимал, что происходит в городе и области и что ждет регион в будущем».



Анна Балашова
Главный редактор сетевого издания «Информационное агентство «Пенза-Пресс». В ТРК «Экспресс» работает с 2014 года.
«Мое первое знакомство с «Экспрессом» состоялось осенью 2013 года – я училась на кафедре журналистики историко-филологического факультета ПГУ и пришла на телеканал, чтобы пройти здесь практику. До этого я уже проходила практику в печатных изданиях, и было понимание, что это не совсем то, к чему лежит душа.

Было четко сформированное желание работать в сфере журналистики, но к пятому курсу у меня все еще не было определенности, где именно. При этом в 2013 году я почему-то совершенно не рассматривала интернет-СМИ как будущее место работы. Наверное, потому что у меня в то время было довольно смутное представление о том, как эта сфера представлена в Пензенской области.

В течение последнего учебного года я была на «Экспрессе» дважды – преддипломную практику тоже прошла здесь. Самостоятельно ездить на съемки и появляться в кадре, естественно, доверили далеко не сразу. Прежде я достаточно долго ездила со съемочной группой и просто наблюдала за тем, что происходит.

Одно из самых ярких воспоминаний того времени – запись стендапа на скалодроме, когда надо было залезть на высоту (которой я в принципе побаиваюсь) и процитировать несколько строк из «Песни о друге» Владимира Высоцкого.

После двух практик на «Экспрессе» была пауза для написания диплома, после чего я планировала вернуться. Правда, получилось это немного не так, как я предполагала. В то время требовался человек, который будет адаптировать сюжеты «Экспресса» для сайта, поисками занималась редакция ИА «Пенза-Пресс». Меня позвали туда, и я согласилась. Моим первым рабочим днем стало 4 августа 2014 года.

Какое-то время совмещала работу на сайте «Экспресса» со съемками в выходные. Так как мы с журналистами «Пенза-Пресс» находились в одной редакции, я, занимаясь, по сути, чисто технической работой по вычитке и размещению сюжетов, старалась впитывать информацию, связанную с написанием материалов на ленту информагентства. Смотрела, как это делали другие, постепенно погружаясь в региональную повестку. Писать так быстро, оперативно, качественно, как они, для меня сначала казалось чем-то труднодостижимым. Я хотела попробовать, но долго сомневалась, что у меня получится.

Спустя почти год меня все же взяли в редакцию, сначала – на декретную ставку. Я очень переживала, но благодаря мудрым наставникам, которые терпеливо учили всему с нуля, – Елене Юсуповой и Стасу Левову, постепенно получилось влиться в работу.
«На «Экспрессе», в каком бы подразделении ты ни работал, ты каждый день – в тонусе».
Летом будет 10 лет, как я работаю на «Экспрессе». За это время изменилось очень многое – и в телерадиокомпании, которая стала мощным государственным медиахолдингом, и лично для меня. Были брифинги, текстовые онлайн-трансляции, мастер-классы, виртуальные экскурсии, знакомства с огромным количеством прекрасных, интересных, ярких людей… Отдельное место в моем сердце занимает проект «Наше архитектурное наследие». Сейчас, когда я стала главным редактором, к сожалению, времени на любимые темы стало гораздо меньше. На смену им пришел большой объем другой работы, подчас совсем не творческой. Это, с одной стороны, немного расстраивает. Но, с другой стороны, для меня главное – развитие информагентства, и я понимаю, что сегодня нужна в этой функции больше, чем в какой-либо другой.

Работать в государственном медиахолдинге и отвечать за одно из старейших сетевых изданий Пензенской области – большая ответственность. Но эта ответственность лежит не только на мне: в этом – огромное преимущество работы в команде медиахолдинга. Руководство «Экспресса» сегодня уделяет особое внимание тому, чтобы информационный продукт, который мы производим, был качественным и заслуживающим доверия, сайт – удобным для читателя. Несколько лет назад он полностью обновился, и в процессе работы мы периодически продолжаем вносить точечные изменения. Костяк нашей редакции – опытные журналисты, которым под силу решить любую творческую задачу. Еще одна наша особенность – разнообразие жанров, рубрик, спецпроектов, с которыми мы работаем, несмотря на формат информационного агентства. Так в «Пенза-Пресс» сложилось исторически, и сегодняшняя задача – сохранить и развить это преимущество.

Подводя итог, хочу сказать, что я благодарна «Экспрессу» за тот опыт, что получила здесь за 10 лет, по сути, не меняя места работы. За возможность расти и учиться, за интересных людей, темы, события, командировки.

На «Экспрессе», в каком бы подразделении ты ни работал, ты каждый день – в тонусе. Часто бывает сложно, иногда до слез, порой приходится работать в режиме цейтнота. Но результат стараний, понимание, что наша работа важна и что ее ценят, и получаемый при этом опыт – того стоят».

Марина Стульникова
Главный редактор телеканала «Экспресс». Работает в ГАУ ПО «Медиахолдинг «Экспресс» с 2023 года.
«На телевидение я пришла по объявлению в 2001 году. Набирали журналистов и ведущих. Роль ведущего показалась очень нескромной для меня, а вот корреспондента — почему бы и нет.

Так получилось, что у меня два образования. Одно медицинское — я закончила зубоврачебное отделение, даже успела полечить людей. Параллельно с этим я училась в финансовом институте. В Пензе тогда мединститута не было, а уехать в другой город мне не позволяли семейные обстоятельства. И тут это объявление…

Я написала тестовое сочинение, приложила фото, отправила. В итоге мою работу оценили, меня пригласили стажироваться. С 13 января 2002 года, в мой день рождения, меня взяли в штат. Такой вот получился подарок.

Более чем за 20 лет карьеры я работала и журналистом, и ведущей «Службы 11», потом главным редактором несколько лет. Это был богатейший опыт. Новости — это все-таки основной продукт, и я его люблю. И тех людей, которые его делают.

В должности главного редактора на «Экспрессе» я работаю с середины августа 2023 года. Для меня такое предложение стало неожиданностью. Честнее будет сказать, что я отнеслась к этому с большой благодарностью.

Я редактор, которому нравится раскрывать потенциал людей. Я никогда не буду давить: это глупо, непрофессионально. Мне кажется, задача редактора – как раз наоборот, привлечь интересных людей, которые хотят творить и имеют собственное мнение. Для меня очень ценно, чтобы человек мог поделиться своим видением. Если это идет общему делу только на пользу, я буду это приветствовать.

Конечно, я слежу за рейтингами, за тем, как сейчас смотрится «Экспресс». Цифры впечатляют. Для примера: согласно мониторингу MediaHills, это одна из ведущих российских компаний по измерению телеаудитории, по охвату телезрителей наш телеканал за год вырос практически на 30%. И это только новости. Очень хорошо себя зарекомендовала утренняя программа, она тоже растет, меняется, вводятся новые рубрики.

Если мы возьмем федеральные каналы, которые вещают в нашем регионе, то на их фоне «Экспресс» смотрится очень достойно. Недаром у нас слоган: «Потому что родной». Людям интересно смотреть на себя, на своих близких, на своих знакомых, узнавать их. Нас смотрят и нам доверяют.

На «Экспрессе» работают хорошие люди, которых знают, уважают, которые себя зарекомендовали за много лет работы, что тоже дорогого стоит. Доверие зрителя, мне кажется, самое ценное и важное для журналистов любого телеканала.

Хочется отметить труд операторов и наших дизайнеров. Уровень их работы очень достойный: это и отличная картинка, и оформление наших программ. Не стоит забывать о других профессионалах, которые работают за кадром: звукорежиссеры, техническая группа, монтажеры. Это команда, которая, как локомотив, ведет вперед наш медиахолдинг.

«Доверие зрителя, мне кажется, самое ценное и важное для журналистов любого телеканала».
Если говорить о контенте и дальнейшем развитии «Экспресса», то у нас немало планов. Например, будут разные сериалы, рассчитанные на вкусы всех членов семьи.

Фильмы в репертуаре «Экспресса» тоже совершенно разные: есть те, которые обкатаны на федеральных каналах, где они имели хорошую популярность, есть зарубежная классика, есть интересные отечественные фильмы — на любой вкус и возраст.

2024-й — Год семьи. Мы работаем и в этом направлении, естественно. Тематические утренние рубрики у нас уже выходят. Сейчас мы работаем над программой, которая будет популяризировать семейные традиционные ценности и в то же время будет интересна разным слоям общества. Не хочу забегать вперед, но думаю, что автор, перед которым мы поставили творческую задачу, выполнит ее хорошо.

О том, что телеканал «Экспресс» работает для всей семьи, можно судить по программам, которые уже сегодня существуют. Яркий пример — передача «Ушки на макушке». Питомцы есть у многих, и поэтому ее всегда будет интересно смотреть. Программа «На наших сотках» — тоже постоянно актуальна, у нее очень высокий рейтинг. «Вечерний фигаро», куда приходят интересные гости, а Сергей Казаков своей харизмой помогает их раскрыть. Замечательная программа «Одноклассники»: людям приятно вспомнить свои школьные годы, посмотреть, какими они были и какими стали. Такая родная, позитивная передача.

«В движении» — раскрывает различные виды спорта с необычной стороны. Она такая драйвовая, что, отсматривая ее как редактор, я тоже получаю максимум положительных эмоций. Ну, и как здесь не отметить «Службу быстрого реагирования»? Проблемы ЖКХ всегда актуальны, а Наталья Васильева с ее профессионализмом, с ее въедливостью прекрасно раскрывает заданные темы, выезжает на место, общается со зрителями. И у этой программы тоже рейтинг растет с каждым разом буквально в геометрической прогрессии.

Мне хочется, чтобы к новому сезону у нас появились и, я надеюсь, появятся такие проекты, которые привлекут еще больше аудитории разного возраста и которые будут нас сплачивать.

Я очень горжусь, что являюсь главным редактором телеканала «Экспресс». Коллектив мне хорошо знаком, всех этих людей, по большей части, я давно знаю и уважаю. Хочется сотрудничать, потому что только команда единомышленников может выдавать хороший телевизионный продукт, который будет удовлетворять нашего главного заказчика — зрителя».

Альбина Баишева
Корреспондент, автор и ведущая программ, продюсер информационной службы телеканала «Экспресс». Работает в телерадиокомпании «Экспресс» с 2009 года.
«Я пришла на телеканал «Экспресс» в 2009 году, еще будучи студенткой. Был кастинг на молодежную программу, о котором я узнала случайно. Зашла к подруге, у нее работал телевизор, где приглашали попробовать себя в качестве ведущих «Reflex Dвижения». На кастинг пришли человек 20-30, дали возможность проявить себя всем. Несколько недель мы пробовали себя в различных рубриках, но многие отсеялись уже на этом этапе, потому что всем хотелось сразу в кадр. В итоге мы делали программу в течение года втроем-вчетвером.

Когда я закончила институт, у меня появилась возможность пойти работать в информационную службу. Павел Прохоренков мне сказал, что, возможно, после молодежной программы будет скучновато, но предложил все-таки попробовать.

Первое время мне хотелось, чтобы меня узнавали, прямо даже кричать всему миру: «Я работаю на телевидении!». Постепенно эмоции стихли, я стала относиться к этому достаточно ровно. Был как-то веселый случай, связанный с этим. Однажды бабушка в магазине долго и пристально на меня смотрела и через какое-то время сказала: «А вы, наверное, на телевидении работаете?». Я улыбнулась, пожала плечами. А она: «Хотя нет, та красивее». Она могла не признать во мне ту ведущую, потому что в повседневной жизни я практически не использую макияж, а на экране выгляжу значительно ярче.

Со временем я погружалась в профессию все глубже. Постоянно хотелось делать свою работу лучше и лучше, но самое главное, что в меня верили, давали возможности. Некоторые журналисты говорят, что после новостей уже не захочешь и не сможешь работать в другом месте. Думаю, это связано с тем, что ты получаешь удовольствие от того, что постоянно находишься в движении, узнаешь что-то новое. В итоге и меня затянуло: практически 15 лет я работаю в информационной службе с возможностью делать свои проекты.

«Мне сложно представить свою жизнь без «Экспресса».
В 2021 году на телеканал пришел новый руководитель — Антон Анатольевич Шаронов. На «Экспрессе» многие отнеслись к этому положительно. Те, кто уже давно работал, хорошо его знали по прежним должностям. Почему-то, когда объявили, кто будет новым генеральным директором, первой была мысль о стабильности. Но когда мы обменялись впечатлениями, оказалось, что коллеги все-таки ждали изменений. В принципе, Антон Анатольевич, когда встречался с коллективом, как раз об этих переменах нам и сказал. И не обманул, они на самом деле начались.

Новшества коснулись всего медиахолдинга: это и техническое оснащение, и масса возможностей для творческого развития. По-моему, даже телезритель это мог заметить — столько проектов стало возникать. Улучшения в финансовом плане мы тоже ощутили.

К нам перешли многие работники с «11 канала». Скажу за себя: я отнеслась к этому совершенно спокойно. Мы открыто общались с ребятами и до этого момента. И хоть в свое время мы считали друг друга конкурентами, непосредственно на съемках это вообще никак не сказывалось: добрые, приятельские отношения, взаимопомощь. Когда они пришли сюда, в наш в коллектив, я была только рада. Пополнение штата профессионалами — это усиление всей информационной службы. Первое время мы им помогали, потому что у них не было «Фабрики новостей», они по-другому писали и озвучивали сюжеты. И вот эта вот граница «11 канал» — «Экспресс» очень быстро стерлась. Буквально через пару недель мы стали единым целым.

Сегодня мы все вместе работаем над одним продуктом, помогаем друг другу. Мне кажется, у нас в коллективе – достаточно положительная атмосфера. Вообще хочу сказать, как бы пафосно это ни звучало, «Экспресс» — это семья. Мы поддерживаем связь со многими людьми, которые здесь уже не работают.

Мне сложно представить свою жизнь без телеканала. Уходя в декрет, я переживала: как же я смогу жить без работы? Поэтому очень быстро вернулась.

Я и сегодня люблю свою работу, именно новости. Даже спустя годы, когда ко многим приходит выгорание, я все равно иду сюда, как на праздник, хоть и приходится много трудиться. Я корреспондент, продюсер информационной службы. У меня есть ряд своих проектов: «Кабинет министров» и «Экспресс-помощь». Не могу сказать, нравится ли мне что-то больше: везде выкладываешься, везде стараешься. Основная цель – чтобы зритель тебя слышал, понимал и черпал что-то полезное».

Демид Густов
Корреспондент, ведущий информационных программ телеканала «Экспресс». В ГАУ ПО «Медиахолдинг «Экспресс» работает с 2023 года.
«В этом году будет 10 лет, как я попал на телевидение, — в 2014 году вышла первая программа с моим участием. Как и многие, сначала я пришел в детскую передачу «Тин-клуб».

Затем какое-то время я работал в Москве в информационной службе, но вернулся. После этого я первое время делал всем известную «Службу 11», через пару месяцев начал вести новости.

В 2023 году появилась возможность перейти на «Экспресс». Не могу сказать, что период адаптации был тяжелым. Во-первых, мы все работаем в одной сфере, что журналисты, что операторы, давно все друг друга знаем, пересекаемся на съемках. Во-вторых, я перешел не один, многие мои коллеги с «11 канала» поступили так же.

В принципе, мне кажется, ничего особо и не изменилось с того момента, как мы сюда пришли. Нас сразу хорошо приняли, окружили заботой. Местный коллектив переживал за нас, за то, как мы вольемся. А сейчас вместе смеемся, дружно работаем. Уже сложилась семейная атмосфера.

Я люблю работать в информационной службе. Вся фишка работы на новостях – в динамике: все нужно делать быстро, срочно. Бывали случаи, когда съемка в 16:00, а эфир — в 18:00. Это своего рода экстрим: кто-то может забежать в студию, рассказать срочную новость, и ты выходишь, пишешь к ней подводку. Я, кстати, за то, что ведущий сам всегда должен их писать, потому что у каждого ведущего свой стиль.

Плюс ко всему, мы можем побывать в тех местах, где обычный человек никогда не побывает: за кулисами театра, в «красной зоне» во время пандемии и так далее. Спортивные события, концерты для нас уже стали обыденностью: приехал к артисту, спортсмену, пообщался, вернулся. Конечно, это разнообразие. Мы никогда не сидим в редакции, и именно это притягивает, подкупает.

«Работа в кадре — это вершина айсберга. Выпуск новостей — финальный рывок, то, для чего ты старался весь день».
Мы все люди и работаем с людьми, поэтому курьезов случается много. Например, как-то в прямом эфире у меня отвалился микрофон. Я не понимал, слышат ли меня в рубке, и они в это время не могли со мной говорить. В итоге у меня оператор сидел под столом. Я краем глаза увидел на экранах, что у него торчит голова. Прикрыл его листками и продолжил говорить, не зная, слышно ли меня вообще. В итоге оказалось, что от меня звук есть. Хорошо, что я не подал вида и не начал задавать какие-то вопросы.

Со временем тебя все чаще узнают на улице. С этим связана наша работа, от этого никуда не денешься. Но иногда, честно сказать, люди бывают бестактными: подходят в те моменты, когда не надо подходить, говорят какие-то вещи, которые говорить вообще не стоит. Лично я отношусь к публичности спокойно. Меня каждый день показывают по телевизору, значит, надо с этим идти. Надо уметь общаться с людьми даже в таких неловких ситуациях, это часть профессии.

Бывали и очень приятные моменты. Например, когда мы ездили в зону СВО, там мы общались с бойцами. В кадре не было лиц, имен. Но их родные по жестам, по каким-то другим деталям узнавали своих близких и потом уже в Пензе подходили к нам на улице и благодарили за возможность увидеть своих мужей, сыновей, отцов, братьев.

С положительными моментами во многом связана работа в «Службе 11». Главная задача была помочь людям, конечно, если это возможно. Бывало, что после наших сюжетов приезжали чиновники, руководители, и многолетняя проблема наконец решалась.

Я всегда смотрел информационные программы, в том числе федеральные, потому что я знал, что буду журналистом, я хотел работать в кадре. Но когда я сел перед камерой, я не понимал, как себя вести, что делать, как правильно подавать информацию.

Это произошло рано, мне на тот момент был 21 год. Для новостей это достаточно юный возраст. Сейчас, пересматривая свой первый эфир, я понимаю, что это очень смешно выглядит. Постепенно начинаешь вырабатывать свой стиль, в том числе подглядывая что-то у федералов. Образ получается собирательный.

Вообще надо сказать, что работа в кадре — это вершина айсберга. В этот момент мы уже выдыхаем. Выпуск новостей — финальный рывок, то, для чего ты старался весь день.

Говорят, артист перестает быть профессионалом, когда, выходя на сцену, он не волнуется. Долгое время мы с Алексеем Кошелевым работали вдвоем, сидели в студии по две-три недели, никуда не выезжая. Эфиры стали рутиной, трепета уже не было. Но это немного расхолаживает, ты начинаешь ошибаться — все-таки переживания держат в тонусе, поэтому, я считаю, они должны быть».


Антон Комаров
Руководитель группы кинооператоров телеканала «Экспресс». Работает в телерадиокомпании «Экспресс» с 2013 года.
«Я из Нижнего Ломова. В Пензу я особо не стремился — не лежала душа. Но моя девушка на тот момент заканчивала пединститут, и я решил все-таки перебраться поближе к ней.

Стал искать работу, решил попробовать себя в качестве оператора. Не знаю, что меня на это сподвигло: у меня никогда, даже в детстве, не было никаких видеокамер и фотоаппаратов. От этого всего я был очень далек, но профессия показалась мне интересной.

На «Экспресс» я пришел в феврале 2013 года. Меня встретил Александр Анатольевич Жеребцов, на тот момент главный по всему операторскому цеху. Он взял меня на стажировку.

Это было очень забавно, потому что, когда я приходил, Александр Анатольевич был постоянно занят на съемках в студии. Он мне давал камеру, говорил, допустим: «Вот смотри, это кольцо трансфокатора. Понял? Покрути. Ну все, можешь идти». На следующий день я рассказывал, что запомнил. Он мне показывал следующий нюанс, потом следующий.

Где-то месяц это продолжалось, потом я стал немного разбираться и ездить на съемки с группой. Брал камеру, штатив, старался делать такой же план, как у опытного оператора. Материалы, которые я привозил, мой наставник отсматривал, показывал недочеты. Вот так постепенно я обучился. В штат меня взяли 12 марта.

Так как я работаю здесь довольно давно, на моей памяти на «Экспрессе» несколько раз менялось руководство. Были такие времена, когда закрывались авторские программы, рубрики, потому что бюджета не хватало, и расходы нужно было сокращать. Было время, когда нам пару месяцев просто не платили зарплату. Не успели привыкнуть к одному начальнику, тут уже другой, и вектор развития кардинально меняется.
«Экспресс» всегда был коллективом, где каждый — профессионал своего дела и любит свою работу. Мне хочется трудиться бок о бок с этими людьми».
В 2021 году генеральным директором стал Антон Анатольевич Шаронов. Я лично не был с ним знаком, но слышал много положительного, поэтому с ним у меня была связана надежда на то, что все наконец наладится. И я не ошибся. Он поставил четкие задачи, стали появляться авторские программы, расширилось утреннее вещание. Что немаловажно, зарплата стала стабильной и достойной.

Уровень новостей невероятно вырос: нас сейчас смотрят и любят, мы стараемся для людей, и делать это очень приятно.

И самый главный момент, на мой взгляд, — обновление операторского оснащения. Новые камеры, маленькая новостная студия, полностью переделанная для нас, операторов, появились комплекты фотоаппаратов, стедикамов. Это открыло новые возможности и для авторских программ. Теперь мы идем в ногу со временем, это радует. Более того, у нас появилась портативная телевизионная станция, и теперь есть возможность снимать и вести прямой эфир из любого уголка Пензенской области.

Сейчас у нас в штате, включая меня, десять операторов. Все ребята креативные, добрые, отзывчивые, они горят своим делом. Мы встречаемся, обсуждаем свои успехи и недочеты, каждый готов помочь и подсказать, как лучше сделать.

Иногда мы ходим вместе играть в футбол, случаются неформальные встречи. Эту команду, такой, какая она есть, я хочу сохранить.

«Экспресс» всегда отличался хорошим коллективом, где каждый — профессионал своего дела, который любит свою работу. Это меня и зацепило, когда я только пришел в 2013 году. Медиахолдинг остается таким и сейчас. Мне хочется трудиться бок о бок с этими людьми».

Нина Аристарова
Автор и ведущая программы «На наших сотках» телеканала «Экспресс». Работает с 2019 года.

«До того, как я стала работать на «Экспрессе», у меня был небольшой опыт сотрудничества с региональными каналами. Однажды мне позвонил Павел Прохоренков и пригласил вести небольшую рубрику про дачу. Ее снимали и в студии, и на выездах — на моем личном участке и в других местах. Был хороший опыт работы в Пензенском Ботаническом саду имени Спрыгина, там, конечно же, очень красиво, много интересных растений, есть о чем рассказать.

Потом у канала появилась потребность в большой передаче. Это для меня было неожиданно. Ко мне подошел Алексей Седов и начал издалека: спросил, а есть ли у меня свободное время? Для хорошего дела всегда найдется время. В итоге я согласилась попробовать взяться за эту работу.

На своей даче снимать легче всего, потому что я там хозяйка. Я могу выкопать, что хочу, отрезать, побелить. В Ботаническом саду интереснее, но, если наступишь на какое-нибудь уникальное растение, нанесешь ущерб.

Снимали у друзей, но там тоже особо не размахнешься, потому что каждый боится за свои любимые посадки. Однако у меня хорошие соседи, пускают к себе. На четырех сотках вырастить все невозможно, а у них есть то, что я не сажала.

Вообще садово-огородные дела, наверное, были всегда моей историей. Ребенком я много времени проводила у бабушки. Это была Саратовская область, небольшой город, где частный сектор вперемешку с двух- и трехэтажными домами.

У бабушки был свой дом, она жила натуральным хозяйством. Она умела делать вообще все, мы всегда и везде были вместе. Она тесто месит — и я с ней, она в огороде на грядках — и я тут как тут. Любовь и привычка к труду как-то неосознанно проникали в меня.

У меня были очень хорошие наставники. Еще в начальной школе меня научили тому, что, если я что-то не знаю, но мне это интересно, нужно искать, разведывать.

Я отлично помню своего учителя ботаники Стадникову Любовь Ивановну, которая прививала нам навык получения знаний за пределами учебника. Она приносила нам всякие травы, цветы, мы изучали мир на практике.

У меня была хорошая приятельница Кульпинова Зоя Ивановна, преподаватель микробиологии в педагогическом институте. С ней мы изучили весь Арбековский лес. Осталась привычка — если мне встречаются растения, которых я не знаю, не успокоюсь, пока не изучу.

«Сюжеты для программы «На наших сотках» не заканчиваются, их можно найти везде».
Благодаря моему большому опыту я делаю интересную пензенцам программу вот уже шестой год. Конечно, не все было гладко, ровно, так, как хотелось. Мне запомнилась весна 2020 года. В начале апреля полностью сошел снег, уже появились первоцветы – крокусы, галантусы, ранние тюльпаны. Съемка была назначена на 14 число. Но с вечера пошел снег и валил всю ночь. Утром звонит оператор Павел Пеканов, спрашивает, где мы будем снимать, я с уверенностью заявляю, что катастрофы нет, погода плюсовая, солнце светит, сейчас все растает через час.

Приезжаем на дачу — снега больше, чем в городе, сугробы практически по колено. На улице вроде тепло, но ничего не тает. Снеговой лопатой Павел расчистил площадку, чтобы поставить камеру. Я той же лопатой сделала дорожки, чтобы можно было двигаться. Тематика передачи была уже очень весенняя, про цветочки и листочки. А в результате вместо грядок мы копались в сугробах, пришлось изворачиваться, говорить про капризы погоды.

Самое интересное, что это запись, а не прямой эфир. Через несколько дней снег растаял, а у нас выходит передача, где мы копаемся в сугробах. Остались даже фотографии, где бедные тюльпаны почти полностью засыпаны снегом, а рядом – я со снеговой лопатой.

Не скажу, что работать над программой «На наших сотках» сложно. Сюжеты для программы не заканчиваются, их можно найти везде. Бывает, что все те же соседи по даче приходят ко мне со всякими букашками – спросить, кто это, с помятыми листочками – узнать, что с ними не так. Дело в том, что, если проблема появилась у одного, она обычно появляется практически у всех. Это очень хорошая тема для передачи.

Ко мне иногда обращаются телезрители. Я езжу на дачу на обычной маршрутке, по пути завязываются разговоры с садоводами: кто-то что-то спрашивает, кто-то хвалится своими достижениями, пишут в интернете, задают конкретные вопросы. Так что обратная связь налажена».



Made on
Tilda