В этом году «Экспресс» отметил круглую дату – ему исполнилось 30 лет. Информационное агентство «Пенза-Пресс» продолжает цикл публикаций об истории телерадиокомпании. Героями нашего второго материала стали люди, которые помогали развивать «Экспресс» в период с 1999 по 2015 годы.
Сергей Васянин
С 2003 по 2011 годы — генеральный директор телерадиокомпании «Экспресс». В настоящее время — исполнительный директор ООО «Производственная компания «Флагман».
«Я пришел на «Экспресс» в 2003 году. До этого момента я уже около года работал помощником губернатора Василия Кузьмича Бочкарева. В один мартовский вечер он принял решение отправить меня в совершенно новую сферу.

Вообще взаимодействие с Василием Кузьмичом, именно в управленческой части, это всегда встреча с неожиданным. Все люди, которые с ним долгое время пересекались, подтвердят, что это постоянно был какой-то вызов. Поэтому, наверное, в области много грандиозного происходило: он всегда требовал очень много, как можно больше, срочно, и его решения не обсуждались.

Мне было 22 года. К этому времени у меня был опыт работы и в банке, и в правительстве. Я был достаточно «прокачанным» студентом, дважды президентским стипендиатом, победил в конкурсе «Золотой кадровый резерв», учился в Тольяттинской академии управления в рамках проекта полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко [ныне — первый заместитель руководителя Администрации президента РФ — прим. ред.]. В плане знаний, пусть даже и в новой сфере, не было никаких сложностей. Плюс при работе с Бочкаревым день за сто иногда идет: знание области, людей, повестки было очень глубоким. Да, безусловно, возраст играл роль.

На тот момент «Экспресс» был небольшой телевизионной студией в пяти комнатах на ул. Володарского, 49, в здании минсельхоза. Первое, что я сказал ребятам: «Я пришел не для того, чтобы ломать и подчинять, а только для того, чтобы привнести, помочь, отдать всю свою энергию, силу, время на наше развитие». В общем-то, по шажочку мы действительно начали очень серьезно меняться в масштабе, в качестве, в количестве медийных инструментов. Даже по площади мы спустя почти год уже заняли весь этаж и на том не остановились.

Моей целью было построить медиахолдинг номер один в регионе. Самый большой, самый эффективный, самый интересный, самый красивый. Чтобы качество было сопоставимо не только с конкурентами на территории области, но и в стране.

Журналистика не была для меня совсем уж чужеродной: всегда любил словесность, моя мама всю жизнь преподавала русский язык и литературу, поэтому вся эта медийная история — моя базовая компетенция, которой я интересуюсь до сих пор, и мне это нравится.

На самом деле, весь феномен «Экспресса» заключается в том, что он постоянно развивается, в любви людей к своей работе. Всех, у кого нет такого отношения, он отторгает.

Теплые чувства даже спустя годы остались и во мне, и во многих ребятах. Недавно Павел Прохоренков [исполнительный продюсер ГАУ ПО «Медиахолдинг «Экспресс» – прим. ред.] в Москве встречался с нашими бывшими коллегами, которые сейчас работают на федеральных каналах. Ничего не поменялось, отношение такое же осталось. Мы любим эту компанию, мы любим друг друга. Мы помним каждого человека. Я за это очень благодарен и коллективу, и вообще этому времени: у нас получилось дело, которое до сих пор живет.

«Экспресс» — любимый, родной ребенок, в которого я вкладывал все, что знал, мог, отдавал всего себя»
Благодаря живому энтузиазму каждого мы начали первыми в регионе вести живые трансляции в прямом эфире. Мы первые сделали реалити-шоу «Звезда удачи», и куча ребят, которые в нем участвовали, остались в профессии, причем некоторые — на очень высоких и интересных позициях.

Программа «Перекресток» вообще стала культовой в городе и в телекомпании, потому что каждую ночь мы здоровались со всей Пензой. Много чего происходило. Тот же запуск «Радио Экспресс» для нас стал вызовом, потому что до нас никто в Пензе не проходил Федеральную конкурсную комиссию именно с региональными радиостанциями со 100% собственным контентом. А у нас получилось! Нам очень важно было, чтобы у нас было радио, потому что в рамках сетевого партнерства с СТС все равно не было достаточного количества региональных окон, чтобы можно регулярно практиковаться. Через «Экспресс» всегда проходит огромное количество студентов, стажеров, людей, которым интересна профессия, было приятно давать им возможность себя попробовать. А когда появилось радио, возможности стали практически безграничные — это же эфир почти на всю область 24/7.

Для нашего коллектива были важны совместные неформальные мероприятия, посиделки. Каждый праздник у нас проходил в очень теплой, семейной атмосфере, потому что «Экспресс» — и есть одна большая семья. Это всегда было от души, по-доброму, всегда красиво. Такие события запомнились на всю жизнь. Как-то мы съездили всем коллективом на Черное море. И для нас это тоже настоящая феерия, мы просто везде были вместе! Я мало знаю крупных компаний, которые просто сядут в автобус и всем коллективом уедут отдыхать.

Не все, что с нами происходило, было радостным и позитивным. В 2010 году человек попытался забросить внутрь здания бомбу, реально большую. Ровно перед тем моментом, когда он собирался это сделать, охранник закрыл входную дверь и ушел на несколько минут по своим делам. Человек попытался подергать за ручку, попасть внутрь не смог и просто оставил взрывчатку на крыльце.

Только благодаря этой счастливой случайности никто не пострадал. Разлетелось крыльцо, там несколько машин были повреждены, но вся взрывная волна ушла в другую сторону, не в здание. Попади он внутрь, последствия были бы страшными.

Это было беспрецедентное событие. Но, опять же, из-за сплоченности коллектива, где все друг за друга, мы пережили всю эту историю. Люди не боялись, без паники вернулись на работу и продолжили заниматься своими делами. Человек-фанатик совершил такой поступок, но ангел-хранитель «Экспресса» его бережет.

За период моего руководства, за эти восемь лет, несколько десятков ребят выросли до федеральных каналов. Они научились всему у нас и уехали в Москву, где продолжают активно развиваться, и каждый из них регулярно говорит спасибо коллективу, который их взрастил.

«Экспресс» для них стал доброй школой. Какая-то доля сожаления, что человек уходит, конечно, присутствовала, но радость и желание, чтобы у него все получилось, абсолютно перекрывали это. Мы отпускали ребят даже в формате «съезди, попробуй». То есть мы для тебя открываем двери. Ты идешь туда, пробуешь себя, если у тебя получается, ты об этом нам говоришь, и мы вместе радуемся этому событию. Если что-то не получается, ты всегда знаешь, что вернешься обратно. Наверное, понимание того, что у тебя есть семья, тыл, поддержка и возможность вернуться, для многих стало крепкой опорой, чтобы двигаться дальше.

За эти восемь лет мы с коллективом выросли действительно в один из лучших региональных медиахолдингов в стране. Мы стали очень мощными, прокачанными, способными делать хороший контент на телевидении и на радио. Мы стали серьезной компанией с большим продакшном.

Лично для меня это была работа, которой хотелось отдавать свое время. Отчасти, может, благодаря возрасту. «Экспресс» — любимый, родной ребенок, в которого я вкладывал все, что знал, мог, отдавал всего себя».

Павел Прохоренков
Работает на «Экспрессе» с 1999 года. За это время прошел путь от корреспондента, ведущего программ, редактора до исполнительного продюсера ГАУ ПО «Медиахолдинг «Экспресс».
«Е сть ли вообще на свете вдохновение, есть ли фортуна, счастливый случай? Я уверен, что есть. И музы приходят к нам, и случайности все-таки неслучайны.

В те сложные времена, 1996-1999 годы, я был учителем истории, классным руководителем в школе №46. Зарплату тогда, бывало, не платили по два-три месяца. И одним летом (самое прекрасное для учителя время — двухмесячный отпуск и каникулы) я прогуливался по улице Московской, и ко мне подошла девушка с предложением попробоваться на роль ведущего утренней программы телеканала «Экспресс».

Я много размышлял, не спал ночами: а стоит ли предавать учеников, будет ли там лучше, смогу ли я себя реализовать? Решился и пришел на Лермонтова, 39.

Если мне память не изменяет, «Экспресс» размещался тогда на первом этаже нынешней ВГТРК «Пенза». Я пришел на кастинг, меня взяли. Так, собственно говоря, я попал в мир телевидения, стал начинающим журналистом и ведущим.

Я вел «Утро». Поначалу, скажем так, достаточно бездарно. На «Экспрессе» затевали первую интерактивную программу в прямом эфире: телефонные звонки, гость в студии. Ведущими поставили нас с Анной Ширчковой. Весь вагон, да что там, целый поезд своих ошибок трудных я собрал в этих прямых эфирах: волновался, заикался, перебивал своих собеседников.

Только с опытом, мне кажется, можно прийти к достижению какого-то результата. Так вот, этим опытом для меня стала программа «В центре внимания», которая выходила в эфир каждый будний день в прайм-тайм. Помню, как Ирина Юрьевна Левова ставила мне речь, занималась моей интонацией. Мы брали газетку, и я читал текст, ставил пометки карандашиком, где нужно поднять голос, где нужно его спустить, где можно поставить смысловую точку.

Постепенно я втянулся в дело. В 1999-м году подошел к директору Андрею Владимировичу Степанову и сказал, что хочу снять документальный цикл программ, приуроченных к 200-летию Пензенской губернии. Цикл фильмов предполагал 20 серий по десятилетиям. Это был сильный проект для того времени.

Потом была предвыборная кампания Василия Кузьмича Бочкарева (ее частью, кстати, были и фильмы о Пензенской губернии), конечно же, и сами выборы 2002 года. Наверное, самая мощная школа для журналиста. Все мои коллеги, которые в ней участвовали, до сих пор ее вспоминают. Мне предложили должность главного редактора, я согласился. Решили, что нужно держать контакт с Василием Кузьмичом напрямую.

У нас выходила программа «Большая губерния» раз в неделю, которая была построена на интервью с Бочкаревым. Я имел честь и удовольствие общаться с этим неоднозначным, но великим человеком в течение долгого времени, чуть ли не в еженедельном режиме.
«Экспресс» – понятный, потому что родной».
Программа «Перекресток» стала продолжением истории с «Центром внимания». Тогда в начале двухтысячных формат интерактива был очень модным: поступало много телефонных звонков с заданной темой. Проект был придуман другими людьми, я же был ночным ведущим.

Программа была по-настоящему народной. Ее смотрели. Вот кто сейчас будет в полдвенадцатого ночи включать телевизор для того, чтобы позвонить в прямой эфир и высказать свое мнение? А нам тогда звонили! Это была отличная возможность обратной связи со зрителем.

К 350-летию нашего города я придумал еще один масштабный проект, которым горжусь, — «Пенза. Масштаб 1:350». Решил делать так: каждая серия — это документальное кино об одной топографической точке. Что первым делом видит человек, приезжая сюда? Станцию вокзала Пенза-1. Снял первую серию о становлении железной дороги, о том, как менялся вокзал. И так далее.

После я занялся тревел-шоу под названием «Робинзоны». Наверное, я был одним из немногих на всех региональных каналах, кто в 2010 году решил посвятить проект местным достопримечательностям.

К этому я долго шел. А началом моего пути стало «Новейшее краеведение». По контракту я должен был снять 27 серий о каждом из районов Пензенской области. Это была удивительная работа. Где-то есть знаменитый кусок видео, где меня сшибает лошадь на съемках. Было так: я прощаюсь со своими зрителями, оператор должен меня подержать еще немного в кадре. А на заднем плане ходит лошадь. Оператор снимает, я говорю: «До свидания!». И тут лошадь сорвалась и прямиком на меня поскакала. Меня снесла, камеру спасли.

В этом же «Новейшем краеведении» мы были в Бессоновке. Тогда Василий Кузьмич Бочкарев ратовал за выращивание страусов. Так эти страусы мне выклевали все клепки и стащили шарф.

Все мои работы трудно сосчитать: где-то я был идейным вдохновителем, где-то — автором, режиссером, ведущим... Каждый проект — это замечательная история. Даже не одна, а тысяча! И самое важное, наверное, — это те люди, которые встречались в проектах, которые работали со мной в одной команде. Я благодарю, на самом деле, судьбу за тех, с кем мне довелось вместе созидать, креативить, делать свое любимое дело.

Я тут недавно с Антоном Юрьевичем Комаровым, соседом, коллегой и оператором, был в Москве. Мы договорились о съемке интервью с моими бывшими коллегами, которые ныне работают там на федеральных каналах. Много лет прошло с тех пор, как они покинули «экспрессовское гнездо». А такое ощущение, что мы, в принципе, не переставали общаться. Может, с кем-то мы работали непродолжительное время, но нам всегда есть что вместе вспомнить.

Мы все здесь — коллеги, которые трудятся и трудились в былые времена не ради денег, откровенно говоря, а ради идеи, интереса, получения опыта и, что важнее всего, общения друг с другом.

Я вижу нас как семейный телеканал, который хочет уделить внимание всем и каждому. «Экспресс» – понятный, потому что родной».



Елена Никитина
Работала на телеканале «Экспресс» с 2000 по 2015 годы, являлась корреспондентом, автором и ведущей программ. С 2023 года и по настоящее время — шеф-редактор службы информационных программ телеканала «Экспресс» ГАУ ПО «Медиахолдинг «Экспресс».
«Мой путь на «Экспресс» был очень интересным. Я никогда не мечтала быть журналистом, работать на телевидении. Я занималась плаванием, всю жизнь хотела быть в спорте, добиться результатов, попасть на Олимпийские игры. Кстати, подавала надежды, у меня разряд кандидата в мастера спорта.

Когда я заканчивала школу, нужно было определяться, что делать дальше. Моя подруга собралась поступать на отделение журналистики. Я за компанию пошла с ней на экзамены — и сразу получила двойку. Поступила в другой вуз, вообще на другую специальность, проучилась там три месяца и поняла, что это все не то. Решила попробовать еще раз поступить на отделение журналистики, интересно все-таки. Подготовилась, поступила, причем набрала 14 баллов из 15 возможных.

На втором курсе я познакомилась с Андреем Власовым, который работал на «Экспрессе» режиссером монтажа. Впереди была летняя производственная практика, и он предложил попробовать силы в своей организации.

Я пришла в первый раз и сразу поняла, что это мое! Мне нравится этот движ, эти ребята. У меня глаза просто загорелись, я сказала, что отсюда не уйду! И хоть редактор Юрий Никулинский нас выгонял со словами: «Девочки, учитесь, потом закончите — придете!» — мы не уходили. Точнее, вечером уходили, а на следующее утро возвращались опять. Так после практики я и Наташа Белякова остались на телеканале «Экспресс».

В сентябре директор (тогда им был Андрей Владимирович Степанов) сказал, что за нашу работу будет платить нам зарплату. Мы округлили глаза: еще и зарплату платят за такое удовольствие, которое мы получали! Это было, конечно, здорово! Совмещали работу и учебу в вузе на дневном отделении достаточно успешно, получали стипендию. Я к тому же еще и была старостой группы.

Изначально я работала корреспондентом в новостной службе, выезжала на любые новости – в правительство, на пожары, ДТП, коммунальные проблемы, концерты, но постепенно спортивное прошлое взяло верх — потихоньку я начала делать спортивные новости, знакомиться с людьми спорта, со временем заработала себе имя и авторитет. Весной 2003 года генеральный директор, уже Сергей Викторович Васянин, предложил мне делать свою авторскую программу. На тот момент ничего подобного на пензенском телевидении не было. То есть были дайджесты, сюжеты, репортажи, а так, чтобы целая спортивная передача в таком формате, — нет.

Остановились на названии «Овертайм». Почему? Это означает дополнительное время — в данном случае дополнительное время в эфире для спорта. Было много разных идей, которые мы пытались воплотить в жизнь. Проект стал одним из «долгожителей» эфира телеканала «Экспресс». О пензенском спорте наша команда, а это была именно командная работа с операторами, монтажерами, звукорежиссером, редактором, водителями, рассказывала более восьми лет. Со многими ее героями я общаюсь и по сей день. К слову, ко мне иногда люди до сих пор подходят и говорят, что помнят меня и мою программу. Это очень приятно.

Снимали мы ее в режиме «живем на ТВ». На неделе у нас был один съемочный день, за это время нужно было успеть многое, поэтому частенько программа монтировалась ночью. В остальные дни я строила планы, успевала работать на новостях, снимала спортивную рубрику в утреннюю программу, делала выпуски новостей спорта на радио. Такой режим иногда давал о себе знать, было много курьезных моментов, оставшихся за кадром. Однажды надо было записать подводки в студии в срочном порядке, потому что больше свободного момента для этого не появится. Вот мы готовы, я в кадре: «Здравствуйте! В эфире – спортивная программа, и с вами Елена Овертайм». Потом коллеги шутили, что у меня прекрасная иностранная фамилия. Конечно, зрители этого не увидели, но я поняла, что пора в отпуск.

«Телевидение – это состояние души! «Экспресс» стал для меня вторым домом – я благодарна Вселенной, что у меня это в жизни есть и в ней останется навсегда!»
Из приятных воспоминаний – 10-летие «Экспресса»! К мероприятию, которое проходило в драмтеатре, мы готовились очень ответственно – были репетиции каждого блока. Приходилось и на это выкраивать время, а как иначе – мы привыкли работать хорошо! В спортивном блоке принимали участие игроки регбийного клуба «Пенза». С их помощью у меня получился очень эффектный выход — два высоких, красивых, стильных парня на своих плечах вынесли меня на сцену, еще несколько сопровождали. Мечта любой девушки! Но только я могу смело сказать, что меня регбисты на руках носили!

Если говорить о популярности, которая пришла ко мне после того, как я стала ведущей, то к этой стороне медали я оказалась не совсем готова — в жизни я все-таки более скромный человек. Однажды мы приехали на съемки в школу. Выхожу из кабинета директора, открываю дверь, а там дети прибежали за автографами. Их много, они что-то мне кричат, я растерялась и просто закрыла дверь обратно. Я к своей профессии всегда относилась так же, как к другим (монтажник, слесарь, плотник), просто именно эта – моя! А то, что на тебя на улице пальцем показывали, подходили вместе фотографироваться, причем порой в тех местах, куда я, как и все, приходила просто отдохнуть с друзьями, несколько напрягало. Но это обратная сторона медали. Для кого-то, может быть, даже испытание славой. Я его, к счастью, выдержала. Звездной болезни у меня никогда не было. А то, что думали некоторые люди, не зная меня как человека, — это исключительно их мнение!

Да, в таком ритме далеко не все люди могут работать. Но это был тот случай, когда твоя работа на «Экспрессе» переплеталась с жизнью вне его. К примеру, мой на тот момент начальник Анна Ширчкова – моя лучшая подруга, и по сей день ею остается.

В то же время могу сказать, что не всегда все бывало радужно, были трудности, неудачи, с которыми приходилось справляться и становиться сильнее – и в личностном, и в творческом плане.

Часто бывало такое, что звонил директор и говорил, что надо срочно, буквально через пять минут быть на другом конце города, он здесь прекрасную тему для сюжета видит. Понятное дело, что мы успевали далеко не всегда, но очень старались. И вот звонит как-то Сергей Викторович Васянин и сообщает, что на какой-то улице демонтируется ограничитель скорости машин — «лежачий полицейский», и нужно непременно этот процесс заснять и рассказать о случившемся в новостях телезрителям. Естественно, пока съемочная группа ехала к месту событий, «полицейский» был уже разобран. Но разочаровывать начальника очень не хотелось.

Мы стали думать, как избежать упреков любимого руководителя, и вспомнили: когда-то уже снимали сюжет в том самом месте, но только как этот «лежачий полицейский» монтировался! Нашли видео, запустили его на реверс. Вечером смотрим новости, директор нас хвалит: «Молодцы, успели!». Никто не замечал подвоха практически до самого конца репортажа — пока попавший в кадр голубь внезапно не пошел спиной вперед. Хохотали все, включая директора.

Я, кстати, отлично помню, как к нам пришел Сергей Васянин. Мы еще тогда были в здании на улице Володарского. Нам сказали, что будет новый руководитель. В назначенный день пришли на работу, смотрим – мальчик какой-то новый ходит. Никто ничего не понял сначала — может, стажер, к нам тогда много желающих приходило. Потом выяснилось, что это и есть наш директор. Первоначально он пытался построить свое общение с нами на уровне «начальник — подчиненные», но быстро перестроился и влился в коллектив. Он во все вникал, ему все было интересно до малейших деталей, бывало такое, что он на своей машине съемочные группы лично возил. Мы смотрели новости каждый вечер, соревновались с другими каналами, оценивали, кто лучше сделал тот или иной сюжет. У нас была здоровая конкуренция. Сергей Викторович делал все для того, чтобы сплотить коллектив, который может создавать классный телевизионный продукт. Он был с нами на одной волне. В этом, скорее всего, и был секрет успеха, как нас сейчас часто называют, «золотого состава «Экспресса»!

С телеканала «Экспресс» я ушла в 2015 году. Тогда думала, что окончательно, а оказалось — ушла, чтобы вернуться. До сих пор с теплотой и любовью вспоминаю о тех людях, с которыми мне довелось работать на ТВ и которые сыграли большую роль в моей жизни. Я работала в других местах, потому заранее попрошу прощения у всех бывших коллег, но такого коллектива, как на «Экспрессе», в котором мне посчастливилось работать, не встречала нигде! Мы могли ругаться перед выпуском новостей — скрипты летели в разные стороны, но после выпуска все обнимались и благодарили друг друга. Это были хорошие годы, и дело не только в том, что мы были молоды! Телевидение – это состояние души! Это место стало для меня вторым домом – я благодарна Вселенной, что у меня это в жизни было, хотя нет – есть и останется навсегда!»


Дмитрий Инюшкин
С 2004 по 2015 годы работал на телеканале «Экспресс», в этот период был корреспондентом, автором и ведущим программ, обозревателем, редактором новостей. В настоящее время — пресс-атташе регбийного клуба «Локомотив-Пенза».
«Моя история взаимоотношений с «Экспрессом» началась еще до того, как я начал официально там работать. В 2003 году Павел Прохоренков обратился с предложением сделать итоговую воскресную программу «Постскриптум». Смысл ее заключался в том, чтобы показывать снятые за неделю новостные сюжеты, которые соединяли бы подводки, написанные газетными журналистами, и это привносило бы элементы другого стиля.

Каждая подводка занимала по минуте-полторы. Мы этим занимались по очереди вдвоем: Сергей Васильев, тогдашний редактор пензенской «Комсомолки», где мне тогда довелось работать, и я как корреспондент.

Это было интересно, необычно, ново, и мы делали это с чувством вдохновения. В какой-то момент я остался один на этой программе в силу разных причин, а потом Сергей Васянин, генеральный директор «Экспресса», позвонил мне, сказал, что им нужен редактор новостей, и спросил, не хочу ли я у них работать.

Подозреваю, что это было одним из рикошетов программы «Постскриптум». Получилась интересная закольцовка: мои отношения с «Экспрессом» начинались с итоговой программы и, собственно, закончились тоже итоговой программой, потому что вплоть до 2015 года, до моего ухода, я занимался в том числе и ей.

До появления на «Экспрессе» у меня уже был опыт работы на телевидении. Еще учась в институте, сотрудничал с, как мы его называли тогда, «Девятым каналом» [ГТРК «Пенза» – прим. ред.]. Борис Шигин активно привлекал меня для своих молодежных программ. Потом не очень продолжительное время, примерно полтора года, я работал на «11 канале», и это тоже была большая школа, потому что я был редактором новостей, снимал сюжеты и был ведущим новостей в прямом эфире – тогда ещё без всяких телесуфлеров.

Одно дело – делать итоговую программу, другое – быть редактором новостей. В последнем случае приходится работать со всеми. Если кто-нибудь приходит на вахту телеканала и задает какой-то вопрос, прежде всего, зовут редактора новостей. Считается, что этот человек разбирается во всем и должен отвечать на все вопросы, в том числе ответы на которые не знает. И взаимодействовать тоже приходится со всеми, потому что информационные поводы бывают самые разные, и некоторые из них невозможно предугадать заранее.

Редактор в переводе с латыни означает «приводящий в порядок». И мне всегда было важно посадить рядом с собой журналиста, объяснить и показать, как сцеплены все эти кубики Lego, из которых выстраивается текст, и как он может измениться после правок. Мне было приятно потом спустя годы слышать от некоторых бывших коллег, что они это запомнили.
«Это была настоящая машина, в которой все винтики механизма встали в нужное положение и работали так, как надо».
Программа «События недели», которую я делал в 2014-2015 годах, то есть как раз в последние свои годы на «Экспрессе», по определению должна быть авторской. До этого ее делала Наташа Ильина, а потом некоторое время — Лариса Златогорская. У них, естественно, это получалось иначе, и это хорошо. Такие программы должны нести в себе отпечаток индивидуальности.

Я стремился к тому, чтобы в известной степени в этой программе ощущались отголоски того самого «Постскриптума», с которого для меня все начиналось в 2002 году. То есть чтобы была авторская подача. Подолгу сидел над текстами своих подводок и старался отточить их до идеального состояния, хотя, конечно, такое бывало не всегда.

Программа выходила в субботу, записывали ее в пятницу во второй половине дня. И пока мы ее писали, я обычно два-три раза прямо с петличкой выходил из студии в журналистскую и спрашивал ребят, не произошло ли чего-то важного за те полтора часа, что меня не было. И бывали случаи, когда мне отвечали, что да, произошло! Тогда возвращался, говорил нашему оператору Александру Жеребцову, что тема важная, поэтому делаем паузу. Садился и переписывал текст, потому что в субботу это важное должно выйти в итоговой программе. Иногда и переносили запись на субботу, потому что, например, утром был какой-то важный информационный повод, и он должен был войти в передачу. И тогда монтаж иной раз заканчивался буквально за полчаса до эфира.

Я посчитал, что проработал на «Экспрессе» 11 лет — треть от времени существования самой телерадиокомпании. На данный момент это примерно одна шестая моей жизни, так что 11 лет — немало. Это много людей, много ошибок, много промахов и побед, но самое главное — огромное количество тех, с кем до сих пор сохраняются очень особенные отношения. У нас даже есть такое понятие «Внешний «Экспресс». Это те, кто перестал работать там, но все еще объединены. Поэтому мы периодически собираемся, вспоминаем всякие старые истории, рассказываем новые, но всегда интереснее старые.

К тому же у нас была очень сильная, крутая команда. Разумеется, что внутри пензенского телевидения всегда была конкуренция между каналами и всегда параллельно с нами шли другие выпуски новостей, которые мы ревниво смотрели. Иногда совпадали какие-то сюжеты, и было смешно, когда одно и то же одновременно шло на двух телевизорах. Мы всегда очень придирчиво следили, кто, что и как делает.

Пожалуй, 2006-2011 годы — самый мощный период. Это была настоящая машина, в которой все винтики механизма встали в нужное положение и работали так, как надо. И вместе с тем очень теплые отношения были внутри коллектива, что тоже очень важно. Дружба и работа, конечно, не одно и то же, и иногда они друг другу мешают. Но мне кажется, что у нас все было наоборот».


Наталья Шлихтер
Работала на телеканале «Экспресс» с 2000 по 2016 годы. Была корреспондентом, автором и ведущей программ. В настоящее время — начальник бюро по связям с общественностью Пензенского производственного объединения ЭВТ им. В.А. Ревунова.
«Я пришла на телеканал «Экспресс» в далеком 2000 году. Закончился второй курс института, я сдала, по-моему, самую длинную сессию — шесть экзаменов, и была вполне счастлива. Хотя журналистики на тот момент в моей жизни не было и не предвиделось, а представление о ней после двух курсов института так и не появилось, я не думала о выбранной мной профессии.

Но тут началась первая производственная практика, и проходила она именно на «Экспрессе». На самом деле, я сама в сторону телевидения, наверное, даже бы не посмотрела, если бы не моя боевая подруга Елена Никитина. Самой мне было страшновато.

Про телеканал «Экспресс» я, конечно, знала на тот момент. Я смотрела утреннюю программу «Раньше некуда», Наталья Стеценко и Ольга Морозова были моими кумирами. Я обожала, как весело щебетали они с утра. Мне казалось, что телевидение – это молодые, жизнерадостные ребята, обаятельные девушки. Тем не менее, себя я в этой среде не видела.

Собственно, когда мы пришли на практику, оказалось, что это просто какой-то безумный, безбашенный, крутой, совершенно другой мир.
Я не могу сказать, что вот мы пришли, и все так сильно нам обрадовались и сразу предложили работу. Нет, конечно. Во-первых, мы ни о телевидении, ни о журналистике не знали ничего. Я помню первый вопрос, который задал Юрий Никулинский: «А что вы вообще делать-то умеете?». Мы надули щеки, пытаясь сказать, что мы, в общем-то, не промах. Но он сразу ответил: «Вы полы подметать и мыть умеете? Тогда возьму». Что ж, хотя бы так, мы на все согласны.

Практика началась с программы «В центре внимания». Меня прикрепили к наставнику Владиславу Языкову. Я потом уже узнала, что он сам, в общем-то, не так давно пришел на телевидение и, по сути, сам учился в процессе, но было здорово и очень интересно.

Конечно, были и новости. Очень хорошо помню, как поехала в правительство с Натальей Стеценко. Там я все кропотливо записывала и фиксировала: каждого говорящего, как его зовут, его должность, его речь. Все казалось безумно важным. А потом в какой-то момент смотрю: Наталья расслабленно сидит, видя, что все зафиксировано. Мол, пиши-пиши, нам будет чем заняться после съемки.

Нужно сказать, что телеканал «Экспресс» я видела только по утренней программе. Новости тогда для меня были не особо интересны, я в эту сферу не погружалась. А здесь с первых дней дали понять, что вообще-то основное – это как раз новости, а потом уже все остальное.

Курьезные случаи происходили каждый божий день, и сейчас сложно вспомнить, выделить какой-то особенный. У меня вообще с первых дней практики жизнь разделилась на до и после. Я узнала, где находится инспекция по маломерным судам, я узнала, что у нас в Пензе есть туберкулезный диспансер, туда вообще можно заходить так просто с улицы, с микрофоном. Я помню, как мы поехали на мясокомбинат с губернатором, увидела колбасную массу, после чего я этот продукт несколько лет не ела. Каждый день происходило что-то интересное. Это стало настолько моим, без этого жить уже было невозможно.

Практика в один прекрасный момент закончилась, и нас очень настойчиво отправляли доучиваться, получать документы об образовании, мол, потом придете, предъявите диплом и продолжите работать. Но так не случилось. Оторваться от работы на «Экспрессе» было невозможно. В итоге мы вполне успешно совмещали учебу и работу.

На ул. Володарского «Экспресс» находился достаточно длительный период, мы привыкли, это было очень удобно: в центре города, шаговая доступность: до главных новостных съемок в правительстве, городской администрации. Все культурные события тоже под боком. И с переездом на другой конец города были связаны главные опасения: мы будем успевать? Но мы все равно понимали, что у нас будет большая студия, просторная журналистская, это рост и развитие. Эти несомненные плюсы перевешивали логистические проблемы, они казались вполне решаемыми, тем более что руководство нас в этом заверило. Самое главное, что у нас появится огромное пространство для того, чтобы реализовать свои проекты.

Самое первое впечатление, когда увидели здание, — это какая-то беспросветная дыра. Здесь ничего не было благоустроено. Зато все такое самобытное и необычное. Здесь был ДК «Авангард», наверное, его атмосферой помещение нам и понравилось. Мы приняли этот беспорядок и хаос, он очень резонировал с нашей жизнью.

Мы принялись бодро перестраивать все на свой лад, наводить уют. Эта суматоха нас зарядила на то, чтобы наладить новую жизнь. Она била ключом здесь.

В нашей команде были все примерно одного возраста, но я, придя туда студенткой, своих коллег воспринимала все равно как старших наставников. У них больше опыта, они больше знают и дольше работают.

«Работа на «Экспрессе» с первых дней вихрем меня закрутила. Я приходила на работу с чувством, что сегодня опять будет обязательно что-то крутое!»
Когда к нам пришел Сергей Викторович Васянин в качестве руководителя, он тоже был молод. Он с каждым искал общий язык, искал подход к нам и ценил профессионализм своих сотрудников. Очень здорово, что он не навязывал свою точку зрения, прислушивался к команде. Мне кажется, он тоже не представлял, что в его жизни однажды появится телевидение. У него горели глаза, поэтому он зажигал и нас.

По сути, мы все были примерно одного возраста. И это, наверное, создало ту неповторимую атмосферу «Экспресса», когда каждый вкладывает душу, когда мы понимали друг друга с полуслова. О работе говорили напрямую, все общались на одном языке.

Я бралась за те проекты, которые были интересны. Например, молодежная программа «Шаги». Это мой авторский проект.

«Расти большой» мне досталась по наследству от журналиста Ульяны Князевой. Тогда программа уже полюбилась зрителям, да и идея была классная. К этому проекту у меня особая любовь, о нем я вспоминаю с большим теплом до сих пор. Я не помню, чтобы у меня были какие-то затруднения с поиском тем для этой программы. Порой сюжеты находили нас сами. Обратная связь была очень хорошо налажена со зрителями, наверное, сейчас такой уже не встретишь. Лежали пачки писем с вопросами, некоторые я и сейчас храню. У меня лежат фотографии детей наших зрителей, которые уже выросли и наверняка сами стали родителями.

Бывало всякое. Однажды в разгар летней жары я поехала купаться. Вода ли была холодная или виной всему съеденное после мороженое, но к записи эфира голос у меня пропал. И я очень хорошо помню, как оператор, монтажер сидят и не знают просто, что со мной делать, потому что нужно читать подводки в студии, а я не могу: я рот открываю, а звука нет! Меня отпаивали горячим чаем, брызгали чем-то: ничего не помогало. В общем, отвратительный эфир записали тогда.

За все годы работы на «Экспрессе» у меня не было никогда четкого графика. Нет, скорее, не так: рабочий день начинался примерно в одно и то же время, но никогда не было известно, в котором часу я буду свободна. Мне знакомо, что такое ночной монтаж. Но за весь свой «телевизионный» период жизни ни о чем не жалею. Всегда находилось время на все, что хочется.

Работа на «Экспрессе» с первых дней вихрем меня закрутила. Невероятное чувство, когда ты каждый день узнаешь что-то новое, куда-то едешь, всегда что-то неизведанное. Я приходила на работу с чувством, что сегодня опять будет обязательно что-то крутое!

У меня всегда было хорошее настроение, были незнакомы какие-то рассуждения о нестабильном будущем. Мне всегда было клево и классно. Меня окружали замечательные люди, на которых я опиралась, с которыми было легко, интересно. Было молодо, весело, было безбашенно, ничего не страшило. И это «Экспресс».


Владислав Языков
Работал в телерадиокомпании «Экспресс» с 2000 по 2010 годы, в этот период был корреспондентом, автором и ведущим программ, редактором. В настоящее время — главный редактор информационного портала «Пенза-онлайн», корреспондент ИА «Пенза-Пресс».
«После окончания университета я сразу решил, что не пойду работать в школу, потому что это закончится плохо. Я отправился на стройку, конечно же. На каком-то из концертов местных рок-групп встретился с Еленой Юматовой, с ней мы давно были хорошо знакомы. Она и предложила нам с приятелем пойти на телевидение.

Ну, а дальше было боевое крещение уже: недельку я поработал, поездил, попрактиковался на новостях, потом меня прикрепили к Игорю Айкашеву, который в то время занимался программой «В центре внимания». Пару раз я с ним съездил, и после этого он заболел недели на две.

Все скинули на меня. Надо было каждый день приглашать гостя в студию, следить за тем, чтобы он приехал, согласовать вопросы, снять и сделать четыре материала. Программа шла в прямом эфире, поэтому не выполнить свои задачи было никак нельзя.

Надо сказать, что гость лишь однажды не пришел на программу, и то не по нашей вине. Это была Наталия Аркадьевна Кугель. Темой передачи был театр. Она была непростым человеком, у нас возникло временное недопонимание, и встретиться в этот вечер у нас не получилось. Провели программу без нее. Павлу Прохоренкову пришлось выкручиваться и работать в эфире за двоих.

Потом появились практиканты, в то время пришли Наталья Белякова и Елена Никитина. Их появление на «Экспрессе» было прямо бальзамом на раны. Мы часто работали вместе без наставников и смогли неплохо сработаться.

Постепенно набив руку, я стал браться за самые разные проекты. Я работал в своеобразном жанре, балансирующем между новостями и публицистикой. Это сохранилось и в моей дальнейшей карьере в СМИ: и на телевидении, и в газете, и в сетевых изданиях.
«Я благодарен судьбе, что свела меня со многими людьми, которые до сих пор мои очень хорошие друзья. Это самые ценные приобретения, наверное, которые были сделаны на «Экспрессе».
Полноценно появляться в кадре я стал, когда начал работать на авторских программах. Вообще их было немало: «Цирк нашего детства», «Биржа труда», «Городской дозор» и многие другие. С Павлом Прохоренковым, который был моим непосредственным начальником, мы придумывали и реализовывали идеи, но чаще всего мне доставалось «донашивать» за ним проекты. То есть он начинал, но появлялись новые дела, менялись приоритеты, бросить программу было невозможно, ее подхватывал я.

Они все были мне по душе. «Биржа труда», где я применял на себе разные профессии, мне была интересна. «Цирк нашего детства» — передача собственно о цирке, была очень доброй и душевной. Было приятно ее делать — такое редко случается в нашей профессии, в основном мы говорим о проблемах и неурядицах.

«Городской дозор» мы делали, по-моему, больше пяти лет. Можно сказать, у этой программы была популярность, но в весьма специфической категории телезрителей — 50+. Поэтому молодые ребята, которые к нам приходили работать, с этой передачи сбегали. В итоге я очень сильно устал от программы. Возможно, это и стало одной из причин моего ухода с телевидения. Погружение в бытовые проблемы, которым нет конца, выматывает. Ко мне даже в очередях подходили бабушки и начинали жаловаться на то, что у них стряслось, что-то потекло, развалилось. Это было тяжело психологически. Но были и некоторые плюсы: на рынках продавцы меня узнавали и часто делали скидку. Такая своеобразная минута славы.

Работая на телевидении, я долгое время воспринимал все частные, местные каналы как любительские. Вот ВГТРК что-то серьезное делает, причем не пензенский филиал, а федералы. А мы все так, провинциалы. В какой-то момент я попал в центр практики Нины Зверевой на недельный интенсив, куда со всей страны съехались представители таких же небольших компаний, каким был на то время и «Экспресс». И в сравнении я понял, что мы очень крутые! Мы действительно делаем профессиональный, хороший продукт, за который не то что не стыдно – которым можно гордиться и за пределами города, и за пределами области. Он во многом не уступал медиапродуктам крупных холдингов. И хоть мы делали это своими невеликими силами, часто на коленке, получалось неплохо, а иногда и очень даже хорошо.

Конечно, нельзя не вспомнить про наш коллектив. Я благодарен судьбе, что свела меня со многими людьми, которые до сих пор мои очень хорошие друзья, с которыми мы встречаемся постоянно несмотря на то, что работаем в разных местах и городах. Это самые ценные приобретения, наверное, которые были сделаны на «Экспрессе».

Говорят, нельзя войти в одну реку дважды, а я входил трижды. Я увольнялся и возвращался и, если считать мою работу теперь уже в медиахолдинге, наследнике телерадиокомпании «Экспресс», то я в третий раз здесь».


Роза Анохина
Работала в телерадиокомпании «Экспресс» с 1999 по 2012 годы, являлась автором и ведущей программы «Бизнес-новости». В настоящее время – общественный деятель.
«Работа на телевидении была моей мечтой. Долгое время я смотрела единственный местный телеканал — ГТРК «Пенза», коммерческих каналов не было.

Помню: мы сидим с подругой у нее на кухне, по телевизору смотрим программу, и я с замиранием сердца говорю: «Вот где я бы хотела работать!». Она тогда сказала, что это нереально, но отговорить меня от этой мечты у нее не получилось.

Однажды увидела объявления бегущей строкой. Требовались журналисты на телеканал «Экспресс». Муж одобрил мое рвение, я ведь очень этого хотела.

Я проработала здесь 13 лет. Застала переезд с улицы Володарского, 49 на Маркина, 1. Когда мы узнали, что будем работать на новом месте, то ждали этого события, как в семье ждут новоселья. Приехали в уже отремонтированное здание, все вместе дружно отмывали его. Крепкие семейные узы до сих пор связывают нас, экспрессовцев.

Один из моих проектов — программа «Бизнес-новости». Но когда я только пришла, у нас ее еще не было, только репортажи, освещающие развитие предпринимательства в регионе. Эта тема мне была очень интересна.

1999 год. Крупных игроков в мире бизнеса здесь, в Пензе, было очень мало, но людям хотелось развивать свое дело. Это было очень интересно, ведь в советские времена не было никакого частного предпринимательства, были только госкомпании.

В процессе мы сближались с людьми, о деле которых делали репортажи, с многими я дружу до сих пор. В какой-то момент их стало очень много, спрос на такие репортажи рос, так что у меня родилась идея выпустить программу.

Все эти люди были заинтересованы в том, чтобы рассказать о своих товарах и услугах. Им было приятно поделиться радостью, что они что-то изобрели, открыли, производят. Безусловно, наша программа помогала в том, как лучше подать эту информацию. Но были такие ситуации: без камеры человека просто не остановить, он говорит, рассказывает, все так увлекательно. Как только звучит: «Камера! Мотор!» — замолкает. Тогда я поняла, что такое страх публики. Мы тренировались, учили людей, подсказывали, как лучше сказать, правильно встать, и все удавалось.

Случались казусы. У меня день рождения, и накануне я записала программу, попрощалась с ребятами. Ко мне пришли гости, друзья, родные. Звонок: «Ты нас прости, пожалуйста, мы нечаянно нажали на кнопочку. Записи нет». Мне пришлось оставить праздник на время записи программы. Но таково наше дело!

«Атмосферу на «Экспрессе» можно сравнить с темпераментной большой испанской семьей. У нас бывали и ссоры, про которые мы тут же забывали, и взаимовыручка, помощь, поддержка».
Работа тележурналиста особенная, так как график ненормированный. Тем не менее, мне нравились этот темп, эта ритмика, это движение. Правда, в определенный момент это уже был перебор: в день могло быть четыре-пять репортажей. Ежедневно. Как-то за два месяца у меня не было ни выходных, ни праздничных дней, и рабочий — минимум 12 часов. Я приезжала домой в девять часов, быстро ужинала и садилась за репортажи до 12 ночи. Ложилась, утром вставала, опять на съемки.

Хочется сказать об отношениях с нашим руководством. Помню, как Сергей Викторович Васянин пришел на «Экспресс». Он очень аккуратно, профессионально подошел к делу, грамотно, спокойно вошел в коллектив: вначале узнал всю внутреннюю кухню.

У нас была молодая команда, он тоже пришел молодой. Сложилась гармония. Но главное не это. Он совершил настоящий рывок в развитии «Экспресса», телеканал при нем переживал свой «золотой век». Сергей Викторович как руководитель отлично справлялся со своими профессиональными задачами. Несмотря на этот сумасшедший график, мы вместе даже выезжали на море коллективом, проводили выходные, праздники.

Чтобы понять атмосферу, которая тогда царила на «Экспрессе», можно представить себе темпераментную большую испанскую семью. У нас, как и в любой семье, бывали и ссоры, про которые мы тут же забывали, и взаимовыручка, помощь, поддержка.

До сих пор мы дружим практически со всеми, разве что разъехались кто куда. Но соцсети помогают нам поддерживать связь. Да, «Экспресс» — это большая, энергичная, творческая, профессиональная, классная семья».

Источники фото — ИА «Пенза-Пресс», а также из личного архива Елены Никитиной.
Made on
Tilda